Записки отдыхающего философа

Марина Стрельная
Записки отдыхающего философа. Крым. Тарханкут

Тарханкут теперь тоже НАШ

               
                15 миниатюр      
               
                1.   ЧЕЛОВЕК В ПЕЙЗАЖЕ

       Тарханкут. «Собрание вод в море, и собрание тверди земной в скалы, и травы сеющие сами себя». Видят ли друг друга эти скалы, моря, леса, небеса, облака и закаты? Зачем природе быть прекрасной самой для себя? Кто одухотворяет ее, или она - всего лишь ландшафт, декорация, фон на котором разворачивается жизнь человека? Я задавал Тарханкуту вопросы, и сам отвечал за него. Красота – самый верный способ привлечь внимание, она всегда ждет кого-то, кто сможет оценить, полюбить, осознать. Возникает острая потребность в зрителе. И тогда в мир приходит зритель. Человек.
     Кто он, откуда он, куда идёт - тайна сия велика и открыта лишь Богу. Мы сейчас можем лишь гадать, рождается ли человек из пены морской в красе и совершенстве или выплывает на свет солнца из сумрачных пучин, спускается ли с небес искрой сознания, зажженной в иных мирах, или восстает из огненных недр, где плавятся, сгорают все страсти и грехи мира. Он - вечный путник пространств и времен, и способ существования его – путь.
     Так или иначе, но человек на Земле появляется, и вот, уже повсюду видны следы его бурной деятельности и он сам, как привычная и неотъемлемая часть пейзажа.

                2.  ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА         

    Восьмой день творения на дворе. Похоже, человек пока об этом не подозревает, и как наивное дитя природы, уверен, что мир дан ему во владение и только. И устроен мир точно по человеческой мерке. Хотя сам человек бесконечно мал, слаб и проводит жизнь в нескончаемой борьбе за свое положение против превосходящих и числом, и величием существ, сил и обстоятельств. И все-таки человек  понимает себя абсолютным центром бытия и все мировые законы и константы отсчитывает от себя. Не потому ли, что в восьмой день творения  он сам становится творящим органом мироздания,  лежащего пред ним теперь как творческая задача. Каждая человеческая личность – потенциальный творец или творец актуальный. Сколько глаз, столько окон в иные миры. Так разнятся люди, так ощущают инаковость пока они - вещи в себе, пока они - множество, как элементы природы. Целое возникает, когда его части сознают друг друга.
     Не для этого ли некие люди, как бы влекомые неведомой силой, вдруг оказываются в одном и том же месте в одно и тоже время. Являет ли здесь себя мировая стихийная воля, которую они привыкли называть случаем, игра ли это индивидуальных стихийных воль или воль осознанных, жаждущих самовыражения? Может, люди собираются вместе для общего дела? Хотя им самим часто невдомек, что они намереваются сотворить, с чего начать, и надо ли вообще делать что-либо.

                3.    ИГРА СЛОВАМИ

      Восьмой день творения начинается с имен. Редкий человек удовлетворяется простым созерцанием мира. Обычно человек раздает имена всему, что попадается на глаза. Собрание вод узнает, что оно – море, твердь под ногами узнает, что она – скала, твердь над головой узнает, что она – небо.
     Потом море узнает, что оно – вода, скала узнает, что она – известняк и гранит, а небо, что оно – воздух.
     Но и на этом человек не останавливается. Приходит час, когда море у него превращается в гидросферу, скалы – в литосферу, а небо – в атмосферу.
     Имена множаться, сплетая подробности в единства и разбивая единства на осколки, Человек – мастер давать имена, он обожает играть словами.
     Ничто в мире не может объявиться в конце, если оно незаметно не присутствовало в начале. В начале было Слово. Слово Божественное. Теперь человек поименовал его абсолютной истиной или абсолютно полной информацией. Она состоит из всех имен мира. При сотворении мира  истина полная разбилась на бесконечное множество истин частных и воплотилась в материю. Человек собирает имена, извлекает их из материи, являя себя орудием трансформации материальной Вселенной через Вселенную смыслов во Вселенную информации.
     Любая истина познается в полноте лишь тогда, когда она проживается, чувственно переживается и становится фактом психики. Путь созерцания и путь делания тут одинаково важны. Истина проживается в деле. И тут уже не ясно, человек ли делает дело, или дело сотворяет человека, Что же предпочитает делать человек?

                4.   МУСОР В ПЕЙЗАЖЕ

       Всматриваясь в пейзаж, любой, не только прибрежный, осознаю с тревогой, что ландшафт формируют не только природные объекты. Пейзаж разнообразит мусор. Человек есть самый эффективный производитель мусора. Он производит его неустанно, по большей части, не замечая самого процесса производства. Многие не замечают и результата, полагая, что мусор был, есть и будет всегда, а посему от присовокупления своего мусора к извечному ничего в окружающей реальности не изменится. Маленьким и юным людям увидеть Крымскую природу без мусора не посчастливилось, и вместо того, чтобы убирать, они решают, мусор – естественная составляющая пейзажа, и на него можно и нужно не обращать внимания. Скажу больше, бывало забредал я в своих странствиях в места безлюдные, трудно доступные, дикие, например, в лесную чащобу. Каково же было моё удивление, когда я обнаруживал,  кто-то уже продирался здесь до меня и даже покуривал или распивал, или закусывал. Сигаретная пачка, покореженный пластиковый стаканчик, веселенькая обертка, бутылка вдруг глянет приветливо, по-домашнему из под бурелома, утверждая неоспоримый факт: «Здесь был Вася.»
   И никогда уже этот антропос Вася не потрудится поднять и вынести с собой из биоценоза свой антропогенный загрязнитель. По продуктивности веселый коллектив таких антропосов может запросто обойти количеством мусорного вещества биосферу в её непрерывном творении биомассы. Однако не стоит думать, что человек пейзаж только замусоривает. Человек любит пейзаж перестраивать на свой вкус, иногда даже благоустраивать или упорядочивать.      

               
  5.  ЧТОБЫ ГДЕ-НИБУДЬ ЧТО-НИБУДЬ ПОСТРОИТЬ, НАДО ГДЕ-НИБУДЬ ЧТО-НИБУДЬ РАЗРУШИТЬ

     Где бы человек ни явился миру, везде он начинает сооружать себе жилище, именуя его домом. Дом в его понимании – это клочок пространства внешнего, Макрокосма, организованного по принципам пространства внутреннего, Микрокосма. Дом человек строит для того, чтобы оградить себя от неопределенности и непредсказуемости среды обитания. Дом – это прожиточный минимум человека. Разумно-упорядоченная структура в отдельно взятом месте. Для того, чтобы построить дом, человеку нужно обязательно где-то что-то разломать, разломать не им созданное и в заведомо больших количествах. На слом идёт и живое, и неживое. В лучшем случае используется уже поломанное кем-то до него. Упорядочение в одном месте обязательно предполагает увеличение хаоса и разложения в другом месте. Самым печальным результатом данного круговорота материи является неуклонный рост количества хаоса. Иначе говоря, стремление к максимально равновесному состоянию, когда все перемешано со всем и уравнено в праве быть отходом. Зато всем и всему одинаково тепло и спокойно, потому что вся энергия превратилась в теплоту, и все желания угасли.  Такое положение дел именуется в народе тепловой смертью Вселенной. Так человек приводит в мир ненасытную энтропию, которая умеет только расти, пожирая энергии и движения.
       Остановить её рост может только невероятность, непредсказуемость, неравновесность, неповторимость. Это - атрибуты чуда, свойства яркой индивидуальности, знаки одухотворенности. Одухотворенность  сама и есть состояние с наименьшей возможной при данном уровне энергии энтропией, работа в таком состоянии совершается вдохновенно или спонтанно. Без одухотворенности ни одно деяние не становится творчеством.

                6.   ЕСТЬ ЛИ ЧЕЛОВЕК ТО, ЧТО ОН ЕСТ?

      Можно ли одухотворить насущнейшее и любимейшее дело человека – питание?
      Задумывались ли вы над тем, как осуществляется единство  в живой природе. Как складываются взаимоотношения между организмами при переносе энергии, что поддерживает биогенный ток атомов? Как это ни печально, питание.
      Хотим мы того или не хотим, мы – составляющее звено цепи питания и звено не самое благовидное. Мы – гетеротрофы, не побоюсь этого слова – консументы третьего порядка, то есть самые хищные, самые грешные хищники. И консументам первого порядка, например бабочкам, пчелкам, козочками, и консументам второго порядка, например, птичкам до нас еще расти и расти, не говоря уже о безобидных детритофагах – например,  устрицах. Безгрешны на Земле лишь растения. Они – кормильцы, они кладут свою жизнь на питание всей  Земли, потому заслуженно называются продуцентами. Самоотверженно и безропотно создают они себя для себя и себя для питания других, переводя неживое вещество в живое. Нам нужна их жизнь, нам нужна их энергия, а им – только солнце и вода. Не являют ли растения достойный пример для подражания и не указывают ли вожделенный путь человека к совершенству. Усилием воли обуздать свою кровожадность, превратится в безобидный консумент первого порядка, вегетарианствовать, очищаться, одухотворяться, чтобы в один прекрасный, лучезарный день думаться, как получать питание прямо, за счет энергии солнца, даже без участия продуцентов или перейти только на пищу духовную. Но это уже совсем другой рассказ – о лучистом человечестве.
      А пока человек питается всем, что сможет отхватить: и продуцентами, и консументами, не гнушаясь даже  детритофагами, питается, не забывая золотое биогенетическое правило: «Чтобы организм присвоил из среды нужный ему ингредиент, ему необходимо сначала упорядочить среду». Приспособлений, способов и рецептов упорядочения  напридумано несметное количество!
      Если среда упорядочена правильно, в соответствии с параметрами и запросами охочего до еды человеческого организма, наступает желудочно-кишечный оргазм, что при коллективном питании сплачивает питающихся. Когда человек сыт, душа его, что называется, разворачивается и готова мир вместить. Особенно мужская душа. Каждой женщине известен самый короткий путь к сердцу мужчины, знает она, как мужчину прилакомить, но не каждая хочет пользоваться этим путем.

                7.  БОЛЕЗНЬ – ТОЖЕ ЗАНЯТИЕ

      Если заглатывать пищу, не пережевывая, и думать во время питания не о пище, усвоение нужных ингредиентов может не произойти. Поспешное поедание и разговоры в процессе питания приводят к катастрофическим последствиям. Человек впадает в болезнь. Любая болезнь, не только пищенесварительная, - это некий сигнал тревоги, напоминание о том, что жизнь пошла по тупиковой ветке. Что-то человек делает не так, что-то замышляет недоброе или вершит неправедное.
      Вместо того, чтобы обдумать свои деяния и их последствия, он норовит воспользоваться для излечения чужой энергией. И вот, что странно, в каждом человеческом сообществе находятся люди, согласные своей энергией делиться. Их легче всего распознать по белым халатам, в народе их называют врачами или целителями.
         Врачующие любят делать вид, что для исцеления больного применяют лекарства или иные проверенные средства. Однако все средства – только палочка в руках дирижера, что концентрирует внимание болящего на процессе излечения и на страждущем органе. Больной должен твердо знать, лучший врач для него – он сам, и  болезнь, по сути –  угасание внутреннего огня. Не человек возжег  свой огонь, но только ему хранить огонь и лелеять.
   
                8.  ЗАПАЛ
           Огонь возгорается там, где наличествует энергия, и где возникает запал. Запал – это энтузиазм, доведенный до апогея, или страстное желание, разбиваемое о тщету. В запале человек порой сравним с Прометеем. Он безрассуден, но безрассуден божественно, безрассуден творчески. В запале человек являет миру свою суть -  мысль и мечтание Бога об идеальном человеке, и становится самим собой, исходит светом и превращается в огонь в ночи. Свет же есть категория сколь физическая, столь и духовная. Концентрация энергии выше критической меры вызывает самовозгорание, неуправляемую цепную реакцию и спонтанный взрыв. Потому Бог разумно отмерял запасы энергии и рассеял их по Земле. Человек же в безумной гордыне своей и в бездумной жадности к объектам вздумал стяжать энергию в виде топлива, в виде денег, в виде власти. И уже близок к тому, чтобы превысить Божественную меру. Что дальше? Коллапс, Апокалипсис, Армагеддон. Стихия огня адского, дьявольского. Эта стихия боится только чистых вод.

                9.  ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ДОБЫВАНИЯ ВОДЫ

          Любое дело человек любит делать так, будто показывает остальным некий пример, преподает урок, выводит закон и хочет, чтобы закон стал всеобщим.
         Вот человек, добывающий воду, усматривающий в добывании воды глубокий философский смысл и значение. Вода утоляет жажду. Когда человек жаждет, он готов припасть к любому источнику, лишь бы загасить внутренний жар. Человек пьет воду. Не сразу он осознает, что черпать следует только из источника чистого. И недопустимо замутнять воды этого источника, потому что череда жаждущих нескончаема. Почерпнутое разливается в пустые чистые сосуды. О, как упоительно ощущать себя пустым чистым сосудом. Это свойство только молодых душ.
       Свежая вода животворит. Её несешь, как дар Богов, и ноша не тянет. Так несем мы вместе, так несем мы друг другу наш очистительный груз, очистительный дар воды ли, знаний ли.
    
                10.   ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ
               
       Человек умеет летать, человек видит сны, в которых летает, летает в своем физическом теле легко и естественно, как существо, рожденное для полета. И явственно чувствует, как он летает. Знает, как надо по-новому взмахнуть руками, чтобы оторваться от твердой поверхности, разом поменяв среду обитания. Наяву человек мучительно пытается вспомнить, как ему удавалось летать, вернуть утраченное чувство, но тщетно.
      Тогда он начинает искать обходные пути  и способы. Например, человек может совокупиться с каким-либо крылатым механизмом, который преодолевает силу притяжения, пожирая энергию. Скорость такого полета слишком велика, опасности неисчислимы, и помимо самого полета человек чувствует механизм, чувствует за механизм. И это резко мешает окрылённости.
     Есть еще способ подвешивания себя к огромному легчайшему воздуха пузырю, который болтается в небесах по воле ветров, но и на воздушном шаре человек не самодостаточен, зависим от законов природы не своей.
     Однако у человека остается возможность наслаждаться полетом визуально. Не забывайте, что человек – это зритель и как зритель может увеличивать широту и остроту восприятия, меняя точку обзора. Полет увеличивает ёмкость человеческого глаза, четко выявляя третье измерение – высоту. Поднимаясь ввысь, человек охватывает (и не только глазом) большее количество информации. Полет – самый эффективный способ расширения кругозора. В полете у человека раскрываются новые способности. Самая главная из них – способность взлетать над проблемой, относящейся к категории неразрешимых.
    Когда проблему нельзя решить, от неё можно отрешиться, изменить к ней отношение. Это возможно только, если взглянуть на проблему сверху. Тогда в поле зрение попадает какой-либо более высокий и широкий интерес, новое направление бытия, на фоне которого бледнеет и меркнет проблема.
       Повышение точки обзора через расширение кругозора меняет точку зрения. Повышается уровень сознания – повышается степень свободы, что равносильно вырастанию крыльев. И да здравствует полёт!   
               
                11.  ПЕРЕХОД

     Наяву без подручных средств человек может летать только вниз, иначе говоря, падать. Почему-то это падение привыкли называть свободным.Хотя, какая свобода в законе всемирного тяготения?
     При падении, как известно, расходуется потенциальная энергия, образующееся тепло обогревает Вселенную, увеличивая энтропию. Человек уверен, что обретет потенции, присущие ему до падения, стоит только пожелать. И забывает, что и сила желания, и возможность движения к желаемому зависят от этих же потенций.
      Если при падении человек из атмосферы попадает в литосферу, он разбивается. Если внизу оказывается гидросфера, падение можно отнести к разряду ныряния. При нырянии полет – не самодавлеющая цель, а сопутствующее явление. Суть ныряния – момент перехода границы раздела, прорезание её собой, просверливание в ней дырок. Резко меняется скорость, резко меняется среда, резко меняется способ бытия, резко меняется самоощущение. Человек прозревает жизнь в момент перехода, в момент пограничной ситуации. Мир для него рождается заново, и истина познается ее проживанием
      С полетом ныряние роднит только добровольный отрыв от твердой почвы, то есть свободный выбор. Зависнуть над бездной, потерять почву под ногами боится каждый. Именно в этом заключается экзистенциальный ужас бытия. Но только в миг «до», а после – экстаз.

                12.  ЗА ГРАНЯМИ

        Если верить Фрейду, в своих действиях человек исходит из принципа удовольствия. Самая сладкая и самая недостижимая мечта – продлить мгновение наслаждения, экстаза сколь угодно долго. «Остановись мгновенье, ты прекрасно». Но, как известно, суть наслаждения в краткости самого наслаждения, то есть постоянная его обновляемость. Дление счастья счастье убивает.
После заныривания в гидросферу человек надеется обрести новые, неизведанные ощущения, новое наслаждение. Или, может быть, он возвращает ощущение забытое, давно запрятанное в подсознание. Человек освобождается от привычной тяжести тела, кажется, что он летает, парит в ласковой, благоволящей среде. Это вода. В воде можно менять чувство собственной формы, становиться бескостным, мягким, гибким, распластываться, колыхаться и перетекать, завязываться узлом и обвивать. Нечто подобное с нами уже было, было. Так плавали мы в материнской утробе, в материнском первозданном океане, повторяя в своем онтогенезе ход мысли Творца при создании человека.
         Но тут-то и настигает человека острейшая потребность, потребность, не терпящая отлагательств, потребность вдоха. И она заслоняет собой едва обретенную гармонию. Водная стихия – не лучшее место для самонадеянных экспериментов. Засидишься под водой дольше отведенных биохимией сроков, и Бездна позовет.
         Чтобы не случилось непоправимого, человек додумался погружаться в гидросферу, прихватив с собой несколько глотков атмосферы, загнанной и запечатанной в тяжеловесные банки, таскаемые за плечами. Это акваланги. Надевание акваланга и гидрокостюма означает, что человек сдался, отказался от попыток сравняться с дельфином и решил полагаться на привычки и традиции собственного класса, отряда, семейства, рода, вида и т.д.
         Не сказать, что акваланг красит человека. Человек в море прекрасен в своем естестве. В акваланге он уже не искатель новых ощущений, он – или добытчик, или пытливый исследователь водной стихии.
       Благодарный за внимание подводный мир всячески демонстрирует себя, привлекает и завлекает, завораживает и сулит. И человек как существо любознательное устоять не может, он весь во власти и страстью обуян. Оказывается, что тягу и страсть можно испытывать ко всей стихии целиком.
          Стихии только этого и надо. Она берет свое, она превращается из материальной реальности в психическую, в метафизическую, она отпечатывается в памяти вплоть до генетического и архетипического уровня. Через столетия потомок заплывшего в неё когда-то вдруг почувствует необъяснимую тягу и любовь к морю. И бросится в волны, то ли ощущать, то ли искать, то ли вспоминать.

                13. ГОЛОС БОГА И ЗОВ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

           Бесконечно деятельное все же существо – человек. Вдруг в круговороте дел у него появляется непреодолимое желание остановиться и вопросить:”К чему вся эта кутерьма и тормошение.” И впасть в ленивство, и беззаботно отдаться потоку жизни, блаженному недеянию, успокоительному и всеобъемлющему безмыслию. Слушать, как волны миров бьются о душу и ждать, когда прозвучит голос Бога, ведающий об истине,
        Но голос Бога все не звучит. Беззаботность переходит в праздность, а та – в скуку. Рука об руку со скукой идет необъяснимая тревога, накатывающая то ли извне, то ли изнутри. Человек как-то сразу становится беззащитным. Любая мысль может уязвить, разрастись до размеров “проклятого вопроса”. Мир готов раздавить. Он вламывается сквозь стены. Теперь не спасает даже дело, так как  нечто враждебное вмешивается в привычные дела. Эта маята означает одно – сенсорный голод. Душа коченеет без новых впечатлений.
        Спасение приходит нежданно и тоже как голос, как зов. Он может идти изнутри, может вычитаться из книги, может раздаться как голос друга, может привидеться во сне или в кино. Он вещает: ты способен, ты можешь, ты обязан пережить и прочувствовать намного ярче, вместить намного больше, понять намного глубже, стоит только изменить привычное, отдаться новизне. Этот голос называется Зов приключений.
        Если, услышав Зов, человек откликается, он начинает движение по направлению к неизвестности. Стоит только побороть страх, стать безрассудным, не ждать выгод, не оглядываться на удобное, не  искать надежное.
       Для движения  в этом  направлении человек использует все доступные и недоступные средства и способы. И в данном случае цель эти средства и способы оправдывает.            
               
                14.  ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА

      Постепенно, но явственно за всеми человеческими занятиями проступает их духовная первооснова. Увидеть, познать, полюбить, чтобы розное сделать единым. От целостности, не сознающей себя, инстинктивной, природной через любовь, творчество и самопознание  - к целостности осознанной. У этой целостности много имен. Ученые называют ее ноосферой, математики – информационной вселенной, философы – сверхсознанием и абсолютной истиной, мистики – Богом становящимся, психологи – трансперсональностью. Православные христиане верят, что через человека спасется всякая тварь, человек же спасается соборно, стяжав Дух Святой. «Если придете на место, где нет человека, станьте им» - гласит древняя мудрость. Тогда любая деятельность будет ко спасению и будет творчеством, познанием мира и самопознанием. Творя нечто в мир, человек будет творить и самого себя. Между окнами, из которых люди глядят на мир, исчезнут стены, и глаза наши превратятся в единое ясное око. И «возлюбим мы друг друга за единомыслие».

                15.  МЫ – ЛЮБОВНИКИ С МОРЕМ, МЫ ВСТРЕЧАЕМСЯ ГОЛЫМИ
                А. Вознесенский
               
         Не кажется ли вам, что смотреть на мир так, как посмотрел наш герой, значит, рассматривать его слишком пристально. При слишком пристальном всматривании глаза туманятся, им не разглядеть сути. Попробуем проще.
         Мы приехали на мыс Тарханкут, что под Севастополем, не для деяний и не подозревали, что приехали строить ноосферу.  Нам встречу назначило море, и вот мы тут, чтобы на скалах Тарханкута, под солнцем Тарханкута, в волнах Тарханкута обрести полноту и радость жизни, пожить в настоящем, легко и без забот. Вырвавшись из «технократических джунглей» городов, вернулись к жизни  естественной и прекрасной, как море. Разгрузили души от проблем и вопросов без ответов. Мы жили здесь вне времени, вне причин, вне категорического императива. Являли себя миру молодыми, красивыми, влюбленными, окрыленными. На нас нисходило вдохновение, от нас исходила гармония. Мы жили в благости, общались, слыша друг друга, взаимопроникновенно. Мы впитывали красоту. Значит, все, что происходило с нами в тот август, достойно впечаталось в вечность.         
         1996 год               

 Говорят, Тарханкут сильно изменился со времени этих размышлений. Люди убивают   Красоту.