Зачем Н. С. Михалков снял УС2 Предстояние

Светлана Жукова 4
Посмотрела "Предстояние".
Оказывается, при первом просмотре, я пропустила эту часть! На диске смотрела, а там этой части не было!
Удивительно, сколько же эта часть вызвала эмоций!

Мы оставили Котова в момент, когда он понял всё про тиранию. Понял, что вся система, вся доктрина советской власти построена на лжи и что Сталину не важны люди и их счастье, что ему важно только одно - безраздельная власть. Собственная власть! Он понял, что все, за что он воевал, во что верил - пустышка. И - заплакал.
Человек может многое перенести, и раны, и пытки, и унижения, если не потерял веру. А Котов в этот момент потерял веру. Свою веру:
"что будет метро, машины, троллейбусы, и - мягкие туфельки, что народ будет жить счастливо, так как счастливой его жизнь сделает Советская Власть". Потому, что народ обманут. Потому, что власть в руках тирана, которому, в сущности, наплевать на народ. А идеология - только идеальное средство для оправдания зверств тирана и его команды.

И в "Предстоянии" все мои мысли тут же, с первых кадров буквально, получают своё подтверждение!
Котов понял именно это! То, что я написала. И возненавидел тирана! И сон Котова - прямое подтверждение того, что создатель фильма хотели, чтобы зрители именно это и поняли!

Когда я увидела, как во сне Котов тыкает Сталина лицом в торт, у меня был даже некоторый шок! Это классно придумано!
И, ведь, всё очевидно: Котов ненавидит тирана и тиранию. Он уже давно всё понял. Он страдает от разлуки с дочерью. Он кричит от ужаса и душевной боли, когда просыпается, так как прошёл через ад (кстати, методы сталинских палачей и система доносов не придумана, она взята на вооружение НКВД. Эти методы уже использовались в истории. И использовала их организация под названием "Святая Инквизиция". Это исторический факт. Кому интересно, может изучить эту тему).
Котов знает, что на самом деле переживает народ. И это не может не мучить его. И он боится за дочь...
Сломлен ли он? Кажется, что - да.
Но начинается война, и мы видим, как он преображается! Это - военный человек и война - его стихия. Нет, он не сломлен.

Митя.
Нет, не всё в нем умерло. Мы видим, что он спас Марусю и Надю. И скорее всего, он спас и самого Котова.
Но, если он спас Марусю и Надю из-за любви и сострадания, то почему он спас Котова?
Вот вопрос!
У меня есть версия. Я не знаю, права ли я, но я думаю, что задумка авторов была такая:
Митя сломался и стал служить тирану. А Котов не сломался. Он унижен, раздавлен, беспомощен, но он не сделал того, что сделал Митя - не стал предавать людей на муки и смерть в угоду доктрине тирана. И Митя хочет дождаться этого момента, когда Котов сделает это. То есть - из-за трусости или выгоды, или из-за жажды жизни начнёт служить не народу, а именно тирану...
И здесь уже начинается человеческое противостояние. "Котов сказал ему в первом фильме: я против них воевал, они были - враги. А тебе они были - друзья. А ты их предавал!"
И это - самое больное для Мити. Он уверен, что у него не было выбора.
И там же, в первом фильме, Котов говорит Марусе "Выбор всегда есть".
И здесь уже начинается противостояние двух идей, двух вер, двух правд: Правды Котова и Правды Мити!

Грандиозно! Это глобальный вопрос! Этот выбор на протяжении истории человечества не раз вставал перед Человеком! Тирания Нерона, тирания Калигулы, тирания Святой Инквизиции, тирания Николая Первого, Гитлера... Перечислять можно долго. Но этот вопрос вставал всегда: есть ли выбор у человека в нечеловеческих условиях? Есть ли выбор, когда всё: идеология, мораль, вера общества - подчинено "машине" тирании, которая делает все для того, чтобы подавить волю, выхолостить разум, обескрылить душу, погасить в душе творческую искру, заставить верить в то, что страной правит гениальный и добрый, пусть строгий, но справедливый Вождь, который осчастливит народ, и заставит его не заметить, что жертвы множатся и множатся?!

А этот эпизод с девочкой, которая отказалась от своего отца?! Ведь, это же уже было в истории! Точно так же заставляли отказываться инквизиторы от осуждённых церковным судом родственников - еретиков! Нет, не заставляли. Просто все знали, что будет, если не откажешься!

Атмосфера фильма полностью передаёт тотальный страх тех лет. И то, что Надя не отказывается от отца, уже говорит нам, что выбор есть. Всегда.
Но пока, Надя под защитой Мити, а это не совсем тот выбор...

И я даже не знаю, какая сцена передаёт эту атмосферу тирании и страха лучше, сцена на даче Сталина, или сцена в пионерском лагере...

Не побоюсь повториться: Грандиозно!

Продолжение:

Я случай из детства вспомнила:
Однажды, лет одиннадцать мне было, мы с матерью с женщиной пожилой разговорились. Она с собакой гуляла, а собака была очень симпатичная и я ласковая. Приклеилась ко мне эта собачка, а я - к ней.
Так вот, пока я с этой собачкой занималась, мать с женщиной этой разговаривала. Она рассказала, что прошла всю войну. Была медсестрой на передовой. Всю войну - в самом пекле и - ни одной царапины!
Почему? Как это могло случиться? Ведь, медсетер на передовой гибло не меньше, чем солдат! А так, чтобы без единой царапины и всю войну, это просто нереально!
Перед уходом на фронт, её батюшка окрестил и сказал ей молитву. Она эту молитву читала каждый раз перед тем, как раненых вытаскивать...
В памяти у меня этот эпизод остался. Он сыграл свою роль в формировании моего мировоззрения...
Я просто вспомнила этот эпизод после просмотра. История Нади фронтовая - практически повторение истории той женщины!
И это удивительно!
И никто, никогда ещё в Российском кинематографе не говорил так ясно, как Н.С.Михалков о том, что душа человеческая тянется не только к Христу! Сцена перед боем, в котором погибла "кремлёвская элита" ясно об этом говорит! Когда татарин молится Аллаху, к молитве присоединяется русский парень. Он и слов-то не знает, просто вторит...
О чём говорит зрителю эта сцена? Только об одном: Бог один. Все религии приводят душу к Богу и Спасению. Все религии равноправны. И ещё эта сцена ясно сказала мне о том, что грядущее появление в человечестве Единой Церкви неизбежно. И о том, что Н.С. Михалков сказал именно то, что хотел сказать. И пусть сейчас многие не поняли. Я ему скажу те же слова, которые я сказала уже одному деятелю Российского кино и которые, возможно, сейчас поддержат его, как поддержали моего друга...

Я знаю, сегодня его не поймут,
Но чистой водою течет его труд
Из нашего времени, словно река,
В другие умы и в другие века!

Что бы, кто ни говорил сейчас, художественная, духовная, историческая ценность фильма будет осознаваться ещё долго, другими поколениями. Я ещё проанализирую подробно. А сейчас только скажу:
Никита Сергеевич, Вы это сделали!


Продолжение:

"– Кто ж он, народный смиритель?
– Темен, и зол, и свиреп.
Инок у входа в обитель
Видел его – и ослеп.
Он к неизведанным безднам
Гонит людей, как стада,..
Посохом гонит железным...
– Боже! Бежим от Суда!"
А.Блок

Редко в литературе можно встретить строки, которые более точно характеризуют тирана и плоды его деятельности накануне начала Великой Отечественной войны.
Было, и это описано в литературе, показано в кино, зафиксировано документально, что дети отказывались от своих родителей, жены отказывались от мужей. Да, было больно. Но страх пересиливал. И пересиливало желание вписаться в систему.
Так поступали не сотни, не тысячи, десятки и сотни тысяч советских людей.

В сцене на даче Сталина, когда Митя дает ему отчет о судьбе Котова, просто видно, что Сталин над Митей издевается и ему доставляет наслаждение страх Мити! Заставлять отвечать, не прерывая играть на музыкальном инструменте, это же садизм просто.
А Берия? Просто видно, как он хочет разоблачить Митю! Уличить и разоблачить. Чтобы уничтожить. Такой Малюта Скуратов XX века... Но Сталину нужен сейчас Митя. Он должен найти Котова. Но о том, что Митя помог Котову выжить, Сталин не забудет...

"Казалось бы, все делается для создания военной машины неслыханной мощности. Но, как ни странно, и в этой, едва ли не главенствующей отрасли государственной работы, все получалось каким-то роковым образом не так, как хотелось. Тиранство, не терпящее подле себя ни одного выдающегося человека, привело к тому, что незадолго до второй мировой войны верхушка советской армии была разгромлена и десятки талантливых военных руководителей истреблены неизвестно зачем и почему вместе с Тухачевским."
Д.Андреев

Теперь в 1943 Сталин узнаёт, что Котов жив и собирается использовать его талант и опыт в войне с Гитлером.

Митя отправляется на поиски. Но найти Котова не так просто...

Мы узнаём, что Котов не хочет покидать штрафную роту. И почему? Не потому, что привязан к товарищам, не потому, что уверен в гибели родных. Он не хочет служить тирану.
Он воюет честно, несёт на себе всю тяжесть войны, разделяет судьбу народа. Народу, но не власти, о которой он понял всё...
 
"Не создавай себе кумира" - слова из Библии, а советский народ создал. За что и поплатился.
Даже умирающий танкист, когда Надя пытается сказать ему о Боге, переспрашивает: "Сталин"? Сталин стал для советского человека Богом. Но Богом он не был. Он был всего лишь гениальным тираном.
И фильм нам об этом напоминает: "Не создавай себе кумира"...

"По-видимому, в истории человечества еще не было существа, одержимого жаждой самоутверждения с такой силой, накалом, темпераментом. Какой жалкой выглядит сорокаметровая статуя Нерона в образе Аполлона, некогда сооруженная им возле Колизея, если сопоставить ее со многими тысячами статуй революционного вождя, воздвигнутых повсеместно, на любой привокзальной площади, в любом парке, в любом заводском дворе, а размерами варьировавшихся от масштабов обычного памятника до масштабов Колосса Родосского!"
Д.Андреев

Сцена с бюстами Сталина на корабле - просто иллюстрация к этим словам.
И характерно, что мина, которая спасла жизнь Наде, подрывает корабль с бюстами Сталина.
"Не создавай себе кумира". Эта - одна из основных мыслей "Предстояния".

 Идол не спасёт ни тебя, ни твою душу. Спасти может только Бог!

Отдельное спасибо Никите Сергеевичу за то, что Надю немцы не изнасиловали!
Если бы это произошло, я, скорее всего, прекратила бы просмотр.

Примечателен кусок, когда немцы останавливаются у колодца. Вот, что увидела именно я:
 Армии состоят из людей, которые не звери по своей природе. Зверями их делает война. Немецкие солдаты не были настроены убивать, но убивать начали. И закончилось это сожжением заживо всех жителей деревни.
Хронология этого эпизода:
1. Немцы просто пьют и умываются.
2. Один из немцев осматривает населенный пункт и натыкается на цыган.
3. Цыгане хотят уверить немца, что не собираются вредить и пляшут и поют.
4. Немца это раздражает до такой степени, что нервы у него сдают и он убивает цыган.

Всё, узда с инстинкта "солдата-завоевателя" сорвана и немец преследует Надю, собираясь её изнасиловать.
5. Надя стучится во все окна, во все двери, но никто её не пускает, никто не хочет ей помочь.
6. Но помощь приходит: женщина, которая оказалась в сарае, убивает двух немцев, спасая Надю.

Сразу прослеживается причинно-следственная связь: жители не помогли Наде и были убиты.
Если бы кто-то пустил Надю в дом, скорее всего, немец оставил бы Надю в покое. Не было бы убийства двух немцев и не было бы карательной операции.

Вывод, который я сделала, как зритель:
Поступай по совести, сострадай, не бойся ничего.
А если, поступая так, пострадаешь, то, по крайней мере, будешь знать, что эти страдания - не возмездие за трусость, малодушие, душевную черствость или жестокость!

Котов это понял давно. Поэтому он и не хочет покидать штрафную роту.

Почему это "Великий фильм о Великой войне"?. Потому, что в фильме показаны люди такими, какие они есть на самом деле - разными. И немцы, и наши.
И подвиг народа показан. Множество эпизодов об этом говорит:
Женщина - врач в полевом госпитале, которая спасает жизнь Человека, не важно, немец он или русский, мальчик-курсант из "Кремлёвской элиты", который пытается остановить немецкий танк штыком, командир штрафников, который не понимает, о чем думало командование, когда прислало к штрафникам "Кремлёвскую Элиту", не удосужившись позаботиться о том, чтобы обезопасить тылы, в сущности, послало молодых, ни в чём неповинных, обученных но ещё не обстрелянных, на верную смерть...

Перечислять можно ещё. Но я только скажу, что во время просмотра я понимала уже, что служить народу, но не служить тирану - это возможно. Просто надо оставаться человеком всегда и во всем. В каждое мгновение своей жизни.

А Котов пытался жить именно так. Что же будет, когда Митя найдёт его? Ведь, совершенно ясно, что тогда, ему не позволят больше служить народу. Его попытаются заставить служить тирану! А мне очень не хотелось, чтобы Котов ему начал служить. И мне очень хотелось, чтобы Надя, наконец, нашла своего папу!

Продолжение:

Я, вот, все это поняла, написала, а все равно у меня осталось чувство недосказанности. Как будто я не все еще поняла про Митю и про Котова, и про то, зачем Н.С.Михплков вообще снял этот фильм...

Прошло два дня после просмотра "Предстояния" и я, вдруг, отчетливо осознала, зачем сняты два эпизода в фильме, которые на меня произвели большое впечатление, но чувства, которые они вызвали еще не сформулировались в слова.
Сейчас сформулировались.

Вот эти эпизоды:
1. Эпизод со спасением жизни раненого немецкого солдата, которого Надя вытащила с поля боя. Фронтовой хирург, женщина, сделала ему сложнейшую операцию в полевом госпитале, спасла ему жизнь, а он сбежал из госпиталя и покончил жизнь самоубийством на морозе.
2. Эпизод, когда Котов ведет "языка" по полю. Котов так устал, что засыпает на ходу. "Язык" сбегает и прячется от Котова в пустой церкви. Котов входит в церковь для того, чтобы найти немца, но отвлекается: ему кажется, что он нашел доказательства того, что его дочь - Надя жива. Немец, видя, что Котов отвлекся, собирается его убить.
В этот момент в купол церкви попадает немецкая бомба. Но бомба сразу не взрывается. Она застревает в светильнике. Котов вместе с "языком" успевает спастись.

Когда я поняла, зачем Н.С. Михалков вставил в фильм эти эпизоды, я поняла, зачем он снял всю трилогию "Утомленные Солнцем"! Я поняла, что именно он хотел сказать зрителю!
И вот. что я поняла:

Н.С. Михалков снял трилогию "Утомлённые Солнцем" для того, чтобы человек поверил в Бога! По-настоящему поверил! Потому, что он точно знает, что Бог есть! И он просто хотел поделиться с людьми этим знанием.

Сейчас попробую объяснить:

В начале XX века наступила безрелигиозная эпоха. И наступила она не только в Росии. Эта эпоха наступила во всем Мире!
Человек веру в Бога потерял. А без веры человеку жить скучно. Такова человеческая природа, ему обязательно нужно во что-то верить! В светлое будущее, хотя бы. Правда, некоторые верят в свою исключительность, для других бог - деньги и материальные блага. Но большинству нужна идея, которая могла бы вдохновлять...
Появилось много учений, много идей. Среди них были: марксизм-ленинизм и фашизм.
А если есть учение, то есть и "движение". А у "движения" всегда появляется лидер. И последователи "движения" верят, что он способен провести их идеалы в жизнь, сделает их счастливыми. И готовы бороться за свою веру.
Так немцы поверили в Гитлера и в то, что национал-социализм то, что принесет немецкому народу счастье. Так Советский народ поверил в Сталина и в то, что счастье им можнт принести только коммунистическая доктрина.
Но ни тому, ни другому народу счастья их лидеы не принесли, а принесли только страдания.

Этот эпизод, в котором показана попытка советского фронтового хирурга спасти жизнь немецкому солдатуподтверждает мою мысль. Врачь говорит: "Я дала тебе втору жизнь, значит я тебе тоже - мать. Живи!"
Но немец уверен, что мать ему - не она, и не та женщина, которая его родила. Он присягнул Гитлеру и Гитлер теперь для него - мать. Не те люди, которые ему ее дали и хранили, а тот человек, который захотел ее отнять, бросив его в мясорубку войны!

Что в голове у этого солдата? От чего произошла такая подмена понятий?! Ведь, у него в голове все поменялось местами: добро и зло, благо и вред, честь и бесчестье! Отчего это произошло? А произошло это от того, что этот немецкий солдат поверил в Гитлера так, как он мог бы поверить в Бога! Фактически, место Бога в его душе занял дьявол, так как идеалы фашизма очень и очень сильно противореччат идеалам Христианства и любой мировой религии вообще!
Этот немецкий юноша отвергает жизнь, отвергая своих матерей. Но перед смертью он кричит "мама" по-русски. Возможно, перед смертью он что-то понял, но было уже поздно...

Вернёмся к Мите:
Нет, Митя не верит в Сталина, как в Бога. Он понял все, давно. Просто он уверен в том, что Бога нет. Есть только Сталин. Так как он не верит в Бога, он не может верить и в дьявола. Но, осознанно или нет, отвергая веру в Бога, он признает власть дьявола, так как признает власть тирана и покоряется этой власти.

Сейчас, анализируя характер Мити, все его поступки, все движения души, я понимаю, что он страдает. И в нем не умерло сострадание к людям. Но больше в нем презрения к ним, так как они не способны осознать...

Характерен видеоряд:
Черные сапоги Мити и - бабочка.
Эпизод, когда девочка читает вслух свой донос на Надю - бабочка бьется в стекло.

Бабочка, как мне кажется, в этих эпизодах - символ жизни, любви, Бога. Но бабочек нико не видит.
Сожженный донос девочки тоже летит, как бабочка и шофер Мити растирает пепел от доноса между ладонями - символ "все перемалывающих жерновов власти".
Черные сапоги Мити - символ безграничной бездуховности и тотального страха.
Страха, который не позволяет сомнениям зародиться в душе.

Да, Митя служит тирану не слепо. Он понимает кому служит. Но он также знает, что больше служить некому, а для того, чтобы выжить надо как-то вписаться в систему.
Но он не может забыть слова Котова: "Ты - подлец"! А "подлец" означает для Мити, что он не прав и действительно есть другой путь.
Это смнения. А ничто так не мучает человека, как сомнения в вере! А, ведь, Митя верит, что другого пути нет!

Я поняла, что едва ли Митя надеялся, спасая Котова, что информация о том, что это именно он спас Котова от расстрела и именно он спас его семью, не выплывет наружу. Он хотел подтверждения своей веры. Он хотел, чтобы Сталин вспомнил о Котове и, возможно, сам не уничтожил соответствующие документы. Он предвидел, что Сталин попытается сломать Котова, когда придет время и хотел это увидеть. Он хотел доказать Котову, что прав именно он, Митя, и другого пути, как только покориться тирану, или умереть - просто нет. И он не боялся рискнуть своей жизнью для получения доказательств своей правоты, своей веры.
Все это мне ясно говорит, что Н.С. Михалков хотел сказать, что вера - главное в человеке.
А Митя вовсе не слаб. Это очень сильный духом человек. Просто такова его вера.

Теперь скажу об эпизоде с "языком".
Но сначала вернусь немного назад:
В конце первого фильма Сергей Котов потерял свою веру - веру в то, что Советская Власть во главе с товарищем Сталиным действительно заботится о благе народа. И в его душе образовалась пустота. Он воюет честно, но он воюет в роте штрафников и не использует свои таланты и опыт в полную силу, так как думает, что его таланты и опыт могут быть использованы тираном не во благо, а во вред народу и Родине.
Но человек не может жить без веры. И если он продолжает жить, он должен найти для себя новую веру.

Н.С. Михалков показывает эволюцию души своего героя. Он снял трилогию "Утомленные Солнцем" для того, чтобы показать путь Сергея Котова к Богу!

И первый шаг на пути героя Михалкова к Богу - чудесное спасение в эпизоде с "языком".
Когда Котов и "язык" стоят в поле и смотрят на развалины только что взорвавшегося храма, "язык" показывает Котову свой символ веры - медальон. Именно этот немец верит не в Гитлера. Именно этот немец верит в Бога и он, полный счастья, ясно дает понять Котову, что именно его вера сейчас спасла его от смерти!
Конечно, он пришел на Советскую землю, как завоеватель, но в этот момент, он - не завоеватель, он - просто человек. Это видно по тому, с каким энтузиазмом он пытается доказать Котову, что именно их спасло, и по совершенному отсутствию какой бы то ни было враждебности к Котову в этот момент!
И Котов понимает, что ему хочет сказать немец. И тоже не испытывает враждебности. Только - удивление. Кажется, что он что-то понял в этот момент. Зритель ещё не знает, что он понял. Но обязательно узнает, если посмотрит последнюю часть "Утомлённых Солнцем" - "Цитадель".

В заключение, хочу сказать несколько слов о Наде:
Надя поверила в Бога в тот миг, когда держалась за мину в море, чтобы не утонуть, а раненый священник читал молитву, прося Бога спасти их от пуль немецкого летчика. Самолёт врезался в воду и они были спасены. Священник окрестил Надю и повесил ей на шею свой крестик.
Еще о видео ряде:
Надю спасает не символ "Красный крест". Надю спасает крест Христа.
И когда она видит, как немцы сжигают заживо целую деревню и от душевной боли едва не теряет рассудок, от безумия её спасает понимание. Она понимает, и произносит это вслух, что спасена не просто так, а потому, что должна ещё что-то сделать в жизни - найти папу!
А, что это, если не вера?

Много было критики и осуждения в адрес Михалкова, что он позволил актрисе раздеться в кадре. Но эта сцена - одна из самых сильных в фильме и мой муж - мужчина, который повидал в жизни достаточно много, заплакал именно на ней. Потому, что Надя это сделала из-за ВЕЛИКОГО СОСТРАДАНИЯ! И только жлоб может осудить Михалкова за эту сцену! Это - моё мнение.