Малая моя родина

Инна Тюнькина
Я давно уехала из Черниговки, почти всю жизнь провела в Задонске, «но все также часто снится мне деревня, отпустить меня не хочет родина моя».
Особенно остро я почувствовала это, когда ушла на пенсию. Кажется, вернись я в свой родовой дом, и жизнь стала бы совсем другой, прекрасной, как в детстве.
«Откуда есть пошла» черниговская земля? Есть две версии, но мне нравится следующая. Топонимика указывает, что переселенцы г. Чернигова пришли в нашу местность, богатую реками и лесами, и поселились на островке Сиднев. Во времена моего детства, до настоящего времени он называется «Островки», а вот близлежащий овраг, поросший лесом, где мы играли в индейцев, сохранил название «Сиднев». Это же имя сохранила Сиднева Нюра, у которой, обычно, квартировали приезжающие учителя. Ее небольшой домик стоял у подножия «Островков». Тут же, но уже на самом верху, проживали мой дядя Егор со своей женой Марией, бабушкиной сестрой.
С южной стороны к селу примыкает очень глубокий овраг, «Клин» поросший лесом. Для нас он таил много загадок. Мальчишки рыли тут землянки, играли в разбойников, разоряли сорочиные гнезда. Девчонки ходили сюда за березовыми ветками перед Троицей. Полевой дорогой чуть дальше Клина - Калабин сад. Он сохранил планировку барской усадьбы, руины подвалов, складов - все, что в силу прочности не поддавалось разграблению. До сих пор здесь растут культурные сорта жимолости, интересное «железное дерево» - кустарник, листья которого громыхают из- под снега. Отсюда для школьных клумб мы выкапывали декоративный кустарник, цветущий белыми шапками, белые и розовые маргаритки. Здесь на широкой поляне, разводили большой пионерский костер в конце каждого учебного года.
Прошли века, но все так же звенит родник у часовни. Отсюда брали воду помещик Калабин и его челядь.
От восточной стороны села, до самой Васильевки и дальше, простирается дремучий лес - Апраскина дача,  названный в честь царского фаворита. Это не Задонские сосновые леса, посаженные ровными рядами. Это старый лес, в котором очень просто затеряться  среди звериных троп кабанов, лосей, оленей.
С детства нас притягивал лесной Свиной колодезь, где спрятал свой клад таинственный древний олигарх, работавший кистенем на большой дороге. Здесь сохранилась Разбойная поляна, своего рода Ставка неформальных объединений. Вся изрытая обрушившимися землянками,  Разбойная поляна стала пристанищем для дезертиров, бывших полицаев времени Великой Отечественной войны. В этом лесу базировался партизанский отряд на случай оккупации фашистами Задонского района.
Мы жили на улице Конец, это западный въезд со стороны Кашар или Задонска. Взорам подъезжавших к селу открывалась панорама величественных складок древнего оврага с огромными гранитными валунами, свидетелями ледников и ровесниками скал Галичьей горы. Через овраг – сельское кладбище, а чуть выше- наш дом с зарослями черемухи. Этот дом в селе знали все, и сюда бежали односельчане в любое время года и любое время суток, потому что в нашем доме располагался медпункт, а его заведующим был мой отец- Ходарин Владимир Петрович.
В Котлинах и Копанках летом мы собирали ягоды, на пожарную каланчу в поле взбирались, как на Эйфелеву башню, через мрачный Хвощеватый овраг, заросший лесом, пробирались осторожно по ветхому мостику, когда шли домой пешком из Задонска (20 км). Самодуровский и Кутянский пруды были нашими Лазурными берегами, а в Моховатом пруду, в поле, ловили рыбу.
Здесь, в этих незатейливых деревенских красотах прошло мое детство и отрочество.
В свое время, готовя на историческом факультете спецсеминар по краеведению, я выбрала тему исторического прошлого своего села. Долгие работы в научной библиотеке привели к скорбной мысли, что деревня вымирает. Я узнала, что в период с 1900-1940 г.г. в нем насчитывалось 500 дворов и 2000 жителей. Какими только профессиями не владели мои односельчане: изготовляли простые сани и козырики, деревянные колеса, кадки, бочки, шкафы, сундуки. В селе работали две мельницы, одна из них, ветряная, уже давно заброшенная, сиротливо стояла, опустив крылья, когда мы ходили на лыжную дистанцию, и она   была  ориентиром нашего поворота назад. В селе работали две кузницы. Мой прадед Курганников Константин Иванович был отличным кузнецом. Со всей  Орловской губернии приезжали к нему, чтобы подковать лошадей. Многие валяли валенки, шили из овчины полушубки, ткали из конопли ткань, вили веревки, а на маслобойке получали конопляное масло. Сколько горнов было, установить точно не удалось, но кирпич, из которого строили дома, был свой.
На дне сундука моей бабушки, Ходариной Ольги Константиновны, хранилось большое фото членов сельского хорового кружка. Бабушка молодая, в русском костюме, с кокошником на голове, радостно улыбается в объектив. Рядом ее подружки и руководитель – Ширибордин Дмитрий Ильич. Их хор выступал не только в селе, но и в Задонске, Воронеже.
А в деревенском клубе (его разобрали на дрова в 1973 г.) собиралось 200-250 человек на любительские спектакли.
Хочется отдельно остановиться о народном образовании с. Черниговка.
В 19 веке, в 1880 г. В селе была построена церковно- приходская школа с четырехлетним обучением. Моя бабушка Оля закончила ее и могла вычислить объем стога сена, высоту церкви, глубину пруда, вес коровы. Читала очень хорошо, я брала в библиотеке для нее книги.
Моя мама, Ходарина Серафима Андреевна, работала в школе учительницей до Великой отечественной войны, а потом с 1954 года и до середины 70-х годов. Занятия проводились в две смены, обучалось примерно 500 учащихся. Это уже была семилетняя школа, она занимала четыре здания.
Мне пришлось работать в 70-е годы, когда школа стала восьмилетней. В нашей школе училось уже примерно 50-60 человек.
Что произошло?
Руководящая и направляющая рука правительства много раз перестраивала структурные подразделения села. Переводили сельсовет из Черниговки то в с. Кашары, то в с.Рогожино. Три колхоза на территории огромного села то объединяли в один, то переводили в совхоз «Задонский», то добавлялись отделения из сел Бутырки, Рогожино, Ржавец, Веселое. Через 2-3 месяца центром этого громадного совхоза стала уже не Черниговка, а с. Бутырки, где и стали  оседать все финансовые и материальные ресурсы.
Административная чехарда привела к массовому переселению семей в другие села и города.
«Перестройка» окончательно доконала село. Была закрыта даже начальная школа. Пекарня, баня, магазин (сейчас он работает) были закрыты раньше.
Ни Воронежский трест «Стальконструкция», ни Липецкий «Дорстрой» не реанимировали жизнь деревни. Построенные этими организациями дороги смогли только наладить связь с Черниговкой, как дачным поселком.
Милая моя малая родина! В тебе остановилось время моего детства. Что же  ждет тебя в будущем?