С. Е. Кургинян. Голографический портрет

Герман Янушевский
Из предвыборных лозунгов С.Е.Кургиняна
ЗА НАРОД РОССИИ
ЗА НАШУ ИСТОРИЮ
ЗА КРАСНЫЙ ПРОЕКТ
ЗА ВЕЛИКУЮ РОССИЮ И СССР 2.0
ПРОТИВ «ОРАНЖЕВЫХ»
ПРОТИВ КУРСА КРЕМЛЯ, ВЛАСТИ ЖУЛИКОВ И ВОРОВ
ПРОТИВ РЕВОЛЮЦИИ БОГАТЫХ
ПРОТИВ РАСПАДА РОССИИ

За это же самое выступают и Прохоров, и Зюганов, и " "алкач"  Вася.  Да и кто может быть ПРОТИВ???
    Вопрос в том, ЧТО ПРЕДЛОЖИТЬ НАРОДУ в качестве альтернативы, обеспечивающей это. Прохоров видит путь в сокращении государственного влияния на бизнес, в его полной свободе. Зюганов видит в усилении государственного регулирования зкономикой.  И все - ЗА НАРОД РОССИИ!

------------------Эта статья была написано до выборов президента еще задолго. Написано вынужденно  как ответ на взрывную активность Кургиняна после выборов ГД, после такого  же взрывного всплеска активности оппозиции. Не левой, не правой, а ВСЕНАРОДНОЙ. И как можно было с ней бороться власти?  Только одним способом - с помощью другой оппозиции.
 Гениальный ход,  абсолютно иарксистский, по Закону  ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ.
оппозицию представили  как  "западных наймитов", так наз. пресловутую "оранжевую" и  на совещании у Суркова  в декабре о11 г. подвигли на противодействие ей Кургиняна. Но когда к ней на Поклонке присоелинились пропутинцы, то и Кургинян, да и они сами  испугались обнаружения их духовного родства.
  Кургинян выполнил поставленную перед ним политическую задачу,  он дезавуировал оппозицию, оболгал т.н. "оранжевых" и тем самым оградил Путина от необходимости бороться с явными своими сторонниками - праволиберальной интеллигенцией и мелким бизнесом - лавочниками. на словах выдвигая вышеуказанные лозунги, Кургинян  организовывал  пропутинский марш. Что и принесло кандидату немало голосов. Если не их решающее количество.

Я сохранил вышеозначенные лозунги Кургиняна, чтобы оценить тот реальный результат, к которому может привести его действия.
   Кургинян - метафизик. Он выше материалистического понимания практики, экономического детерминизма, материалистического понимания общественного прогресса,  диалектики любого социально-экономического явления и вне  его исторической детерминированности.  Кургинян ВНЕ МАРКСИЗМА,  вне  актуальных задач человечества по  его эмансипации.  Кургинян считает интеллигенцию, как само метафизическое явление , вместе с тем, движущей силой прогресса, как  самостоятельный социальный КЛАСС.  Он не понимает её противоречивости и двойственности. С одной стороны, она так же неимуща, как и пролетариат, но с другой, вынужденная быть в услужении капиталу, является его служанкой, даже и проституируя  в его интересах. 
Вот в этом и весь Кургинян.
Это заявление могло бы быть результирующим в конце, но я его поместил вначале и докажу это.  Объектом исследования был один документ - "Манифест клуба  "суть времени", составленный, естественно, Кургиняном и носящий все признаки программы. Жесткие рамки письма заставили вычленить из всего громадного текста (втрое больше Манифеста Маркса),  то, что концентрированно выражает его, Кургиняна, идеологию. И с моими комментариями  по тексту. (текст  Кургиняна  Выделен жирным, комментарий - курсивом. 
Итак,
    
     "Без массированного давления извне российский криминальный капитализм будет двигаться к желанной для него цели создания именно подобного
«государства» – как говорят, вразвалочку, не спеша."
  Г.Я. -Это какое "массированное давление и чье конкретно, Россия должна испытывать, чтобы обеспечить свой прогресс?  И чем тогда Кургинян отличается  от оранжевых западников, финансирующихся  Госдепом?  И неужели он не видит  такое "давление" на наше правительство  в течение последних 20 лет?
     Далее привожу сгусток  мнений Кургиняна о сущности капитализма!
    
     "Очевидно, что выход за территорию Модерна  (капитализма)  как территорию собственной легитимности чреват и для буржуазии, и для человечества в целом чудовищными, абсолютно губительными последствиями"
Для Кургиняна, как для метафизика некая сегодняшняя данность есть величина неизменяемая, постоянная.  Без капитализма, того, что обеспечивал когда-то МОДЕРНизм, общественный прогресс  и жизни быть не может. А тогда что составляет ПРЕДМЕТ  протеста, предмет борьбы  Кургиняна?
"Капитализм отменил сословный принцип".
   Г.Я.- Капитализм отменил  КЛАССОВОЕ деление общества, восстановив как раз сословия.  Как этого не видит Кургинян?  Это видят даже сами либералы, считая классовость  террористической идеей.  Вот тихие сословия, это ДА.
"Капитализм атомизировал традиционное общество, вбросив в городскую пролетарско-индустриальную жизнь огромное количество сельского населения".
Это вовсе не "достижение "капитализма. Это естественная  закономерность  исторического  развития, характерная для всех общественно-экономических формаций. В СССР доля крестьянства сократилась с 80% в 1918 г . до  50% перед ВОВ  и до 30%  к 1990г. 
 
     "Капитализм сформировал новую общность – нацию. Теперь уже не религия, а язык, гражданство, культура, этос регулировали принадлежность индивидуума к подобной общности".
   Г.Я. И это тоже не соответствует действительности. Нации формировались в процессе формирования ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, еще задолго до капитализма. (Китай, Индия, Египет, Франция 9-12 в.) Капитализм, совсем наоброт,  уничтожил нации, убрал графу "национальность в паспорте.  И понятно откуда тянется этот шлейф  маразма - из США. Это туда слетелся всякий сброд со всей Европы  на  халявные земли, на халявное золото, халявные богатства индейских племен. Всё было уничтожено, стерто с лица земли.  В современном народе США  смешалась кровь десятков национальностей.  Поэтому для них   национальные традиции, менталитет, родовые связи, культура  и пр.никакого значения не имеют. Это НАСАЖДАЕТСЯ И В ТРАДИЦИОННО НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРАХ.
   

    "Капитализм действительно создал новый индустриальный мир".
   Г.Я Это мир мог бы быть создан и без частной собственности  и эксплуатции человека человеком.  Капитализм это уроддивая ветвь развития человечества, которая, и это сегодня ясно, вполне может привести к разрушению  мира и уничтожению человечества. Капитализм находится вне библейских норм нравственности и справедливости. Поэтому и придумал свою религию - протестантизм.

    "Капитализм предоставил новые права огромной массе ранее бесправного населения".
   Г.Я.-Кургиняну  писай в глаза - всё божья роса. Капитал предоставил права исключительно длялегитимизации самой системы, сначала дал, а тут же и отобрал. Человек отдал свое право ГОЛОСА кому-то и остался ОТЧУЖДЕННЫМ от власти. Ему пример с ваучерами НИПОЧЕМ.  И кому отдал?  Конечно же капиталисту, или тому, кто обеспечивает интересы капитала по власти.

    "Капитализм (и это, возможно, главное) сделал закон гиперрегулятором построенного им принципиально нового общества. Теперь уже все регулировала не традиция, не привычка, которая «душа держав», а писаный и строго исполняемый закон. Подкрепленный соответствующими юридическими институтами".
   Г.Я.-И это тоже полная чепуха.  Кто не знаком с Римским правом?  В древней Руси  великий князь Ярослав  собрал исторически бытовавшие в народе  нормы поведения человека в обществе и создал великую "РУССКУЮ ПРАВДУ"  еще в 12в , которая с изменениями  поработала  до середины 15 в., когда было издано Соборное уложение - прообраз Конституции.  В Англии свод законов появился лишь через два столетия под давлением феодалов.  Но сегодня нам важно понять, что  "Русская Правда регулировала отношения между людьми, ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК,  что свидетельствует о бесклассовости общества, общинности,  а все прочие законодательства регулировали отношения между ВЛАСТЬЮ И НАРОДОМ.  И все Конституции несут главную цель вовсе не охраны свобод и прав народа, а  ОХРАНУ ВЛАСТИ, сохранение существующего строя.  И закон, и государство  в КЛАССОВОМ капиталистическом обществе  и носят КЛАССОВЫЙ ХАРАКТЕР.  Сегодня это ДИКТАТУРА КАПИТАЛА.
И где это Кугинян увилел в современном российском капитализме  и его власти  Ту ЗАКОННОСТЬ, о которой так пламенно говорит Кургинян?   едь деньги управляют поведением КАЖДОГО ЧЛЕНА ОБЩЕСТВА. КАЖДОГО!  Чиновничество крадет миллионами,  олигархат - миллиардами, чиновники поменьше сотнями тысяч берут взятки за каждый свой "плевок", врачи, учителя - КАЖДЫЙ берет мзду! 
Продаются совесть, должности, кресла дпутатов....   Капитализм весь построен на КРИМИНАЛЕ,  где же в нем ЗАКОННОСТЬ?

    "Капитализм построил новую политическую систему, назвав ее демократической".
   Г.Я. О буржуазных правах и свободах мы уже говорили. И Кургинян верно говорит:  НАЗВАЛ"  Точно то же относится и к  буржуазной "демократии".  Это демократия для диктатуры капитала. Для народа  это отчуждение от власти и обездоленность.

   "Капитализм переустроил все подсистемы предыдущего традиционного общества. И тем самым капитализм сделал – что именно? Правильно. Он реализовал проект «Модерн», легитимировав тем самым себя в виде класса не только господствующего, но и исторически лидирующего".
   Г.Я.Такой проект "Модерн" существует лишь в голове Кургиняна. В реальности о нем никто не слыхивал. И  при начале внедрения капитализма, и позже, и сегодня,  эта система характеризуется как раз тем, что развивается ВНЕ КАКИХ-ТО ПРОЕКТОВ,  МОДЕЛЕЙ  И ПЛАНОВ.  Это  система  субъективных случайностей, хаос, нерегулируемость,  что и приводит к регулярным  системным кризисам.  Это именно для капитализма характерны субъективизм, идеализм и метафизическое понимание мира.
"Помимо вышеназванных обычных слагаемых рассматриваемого проекта «Модерн», у этого проекта есть еще и метафизика. Причем как религиозная, так и светская".
  Вот это единственное верное утверждение.  Естественное природное диалектическое  объективное развитие природы и общества  капитализму так же чужды, как корове седло. Это только подтверждает неестественность, ненормальность, античеловечность и анти- природность капитализма.
"При всей важности религиозной метафизики Модерна, его содержание, конечно, определяется наличием светской метафизики. То есть наличием прогресса и гуманизма как сверхценностей".
Прогресс и гуманизм как сверценности  в условиях метафизики?  Кургинян под метафизикой понимает то, что находится вне материальной сферы, выше её,  некий дух, в реальности это вся "надстройка", которую придумывает и создает человеческий дух. Значит и его гуманизм, как и сверхценности, так же виртуальны, так же находятся ВНЕ МАТЕРИАЛЬНОГО БЫТИЯ.  В нем можно и голодать, и трудиться за гроши, и быть рабом. Зато вне этого гнусного материального бытия всё гуманно, всё возвышенно  сверхдуховно.  Эначит , ложись и помирай, может попадешь в  метафизический рай. 
 Какой трогательный ГИМН КАПИТАЛИЗМУ.  Чувства  преобладают над разумом.  Еще ни один буржуазный деятель во всем мире, ни один "политолог", ни один апологет капитализма до такого не додумался.  Только Кургинян. И только потому, что он  внешне позиционирует себя как  народоборец.  Только такая фальшивка вынуждает человека пускаться в такие дифирамбы.

А как Кургинян относится к идее коммунизма, к марксизму? 
Об этом в о второй части  завтра.

     Я опустил  рассуждения Кургиняна по поводу  сущности российского капитализма.  Он резко противопоставляет  западный позитивный капитализм (проект Модерн) и российский бандитский капитализм – Проект ДК (даешь капитализм).   Эти «ПРОЕКТЫ»  в реальности не существуют. Это только кургиняновский ОБРАЗ. Российский капитализм Кургинян считает бандитским,  инородным телом на русской почве. Но он, как метафизик, не понимает, что весь капитализм по своей природе построен на КРИМИНАЛЕ. Кто знает историю капитализма, то знает и это.  И именно  он и должен быть  преодолен  и с помощью  западного влияния – тоже криминального,  и построено какое-то другое общество.

      «Так как же можно спасти Россию, а вместе с нею и идею развития, а значит – все на свете? Гуманизм… Человека как такого…Соответственно, она должна обрести новую жизнь уже по ту сторону капитализма».
   Г.Я-  Кургинян весьма к месту вспомнил о гуманизме и сасении человека как такового.  Этим он только подтвердил   марксистское положение от уничтожении   человечности, гуманизма  путем ОТЧУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА от всей природы, от средств жизнеобеспечения, от себя самого, ибо неимуший человек (пролетарии)  себе уже не принадлежит.  Капитал покупает его со всеми потрохами, ибо альтернативы у него нет. 
  Кургинян выдвигает идею  «четвертого поекта.

     «…Четвертый проект, вобрав в себя все лучшее от коммунизма, который Россия исторически пережила, воскресит все то, что исторический коммунизм не доделал, не доосмыслил, отбросил».
   Г.Я.- Из этого можно ожидать, что Кургинян  обнародует что быо лучшее при коммунизме и что он «не доделал и не доосмыслил»  Это было бы очень интересно. Однако, увы!  Далее Кургинян ровно настолько критикует коммунизм, насаколько восхищается капитализмом выше.

     «….Исторический коммунизм отбросил метафизику, высший принцип светского утешения. Мы восстановим этот принцип в своих правах».
  Г.Я.-  Коммунизм несовместим ни с метафизикой, ни с  какими другими «принципами светского утешения».   Чем утешаться?  Народной нищетой, отчужденностью человека, антигуманной сущностью капитализма?   Это символисты «Серебряного века» находили утешение в  рафинированных страданиях, мистицизме,  абстрактой чувственной возвышенности.  А  трудовой народ призван был (как и сегодня)  СТРОИТЬ МАТЕРИАЛЬНО –ТЕХНИЧЕСКУЮ БАЗУ  для всех утешений  «когнитариата», как выразился Кургинян.
      
СПРАВКА:   Когнитивность- познание, освоение знаний. В широком смысле,  как  в  контексте   Кургиняна, он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
 
     Иначе говоря, Кургинян имеет в виду  всю гуманитарно-интеллигентскую «надстройку»

      «….Исторический коммунизм отбросил необходимость бороться за нового человека и новый гуманизм. Мы вернем это в новый проект и новую жизнь".
    Г.Я.-Ну вот это уже беспрецедентный поклеп.  Это в СССР –то  был «отбошен человек»???   Это марксизм-то  игнорировал человека???   Насколько же надо быть либо безграмотным, либо циником, чтобы так утверждать. 
 Вот понимание коммунизма, данное Марксом:  ««  Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т. е. человечному. Такой коммунизм, как завершенный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гуманизм, == натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это  решение.»

 Я уже многократно его цитировал в надежде, что  кладезь информации, закодированной в этих словах Маркса, всё же дойдет до ума  тех, кто  судит о том, что есть коммунизм.

     «…..Исторический коммунизм совершил онтологическую и одновременно психологическую ошибку. Он не сумел победно, радикально противопоставить принцип жизненной полноценности (того, что Эрих Фромм назвал словом «быть») – принципу отчужденности (названному Фроммом словом «иметь»). Мы исправим эту ошибку".
    Г.Я.-Э.Фромм был последовательным МАРКСИСТОМ.  Он  проповедоаал марксизм  как гуманизм,  критиковал «советский социализм».  Это так. Но  противопоставлять Фромма  и Маркса  нелепо.  Как и утверждать, что «коммунизм вообще»  не понимает  значимости преодоления ОТЧУЖДЕНИЯ и ОСВОЕНИЯ  средствами производства и всем прочим.  А Кургинян,  игнорируя  научную терминологию  марксизма,  пользуется  обывательскими терминами «быть»  и «иметь»  По  Марксу «принципом жизненной полноценности» является ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО личности. («БЫТЬ», или не «быть»... В Шекспир)   По Кургиняну – раскритикованный марксом, - «ИМЕТЬ  или не иметь». Кургинян не понял, что в СССР,  народ был богат именно  интеллектуально, духовно.  Этому служила огромная сеть  и мощная инфраструктура.  И стыдно этого не помнить. Но, Кургиняну,  …всё божья роса.

     «….Исторический коммунизм вообще не сумел построить мост между частным принципом эксплуатации и общим принципом отчуждения. Мы построим этот мост".
   Г.Я. - Значит, «принцип эксплуатации» это частность.  Или это свойство частной собственности?  Со вторым соглашусь.  А   ОТЧУЖДЕНИЕ, некая всеобщность?  Конечно, чего мы  хотим от закоренелого метафизика.  Ему не понять, что  ОТЧУЖДЕНИЕ  есть услоие эксплуатации.  Марксизму и не надо было здесь наводить никаких мостов.  Это диалектическое единство непримиривых противоречий: частная собственность – отчуждение,  частная собсвенность – экслуатация наемного труда,  пользование ОТЧУДЛЕННЫМ человеком,  ОТЧУЖДЕНИЕ - ОСВОЕНИЕ.  В СССР отчуждение сохранялось, но труд никак нельзя назвать эксплуататорским, ибо весь произведенный продукт возвращаосянароду.  А не «утекал» за рубеж. Вот такое необычное разрешение противоречий, которое породило новые противоречия. ЭТО И ЕСТЬ ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ.

     «   Исторический коммунизм остановился, решив индустриальные задачи, у того барьера, за которым наука становится полноценной производительной силой. Со всеми вытекающими из этого политэкономическими и политическими последствиями. Мы возьмем этот барьер".
   Г.Я.- И это Кургинян – антисоветчик  говорит о СОВЕТСКОЙ НАУКЕ??? А с чего бы тогда Сорос в 90-е годы вдруг занялся  «высасыванием» советских научных кадров за границу?  Сегодня ходит байка6 что значит американский уиверситет?  Это китайским студентам читают лекции русские профессора.  Впрочем, с начала 80-х годов, когда США всерьез взялись за экономическое разрушение СССР,  действительно, дело было не до науки.  Но это болезнь ПАРТИИ КПСС, но вовсе не «исторического коммунизма. 

      «….Мы признаем, что место интеллигенции как прослойки занимает когнитариат как класс, обладающий в XXI веке всеми правами, вытекающими из того, что наука стала полноценной производительной силой.
Мы понимаем, что этот класс разгромлен в последнее двадцатилетие. Что ж, тем самым именно он в России стал наиболее гонимым, наиболее эксплуатируемым. Мы соберем осколки разгромленного класса. Мы достроим этот класс и обопремся на него".
 Г.Я.- Фетишизация интеллигенции, представление её как социальный  класс  исходит исключительно  из   представления Кургиняном ВСЕЙ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ  ЕГО   ЛИЧНОЙ.   Эта метафизическая идея  вполне вписываетя в ту общую   политическую позицию,  которую проповедует Кургинян.  Это вовсе  не в «историческом коммунизме» произошла недооценка человека как ТРУЖЕНИКА.  Это именно Кургинян  игнорирует понимание  именно человека ТРУДА КАК  социальный класс,  обеспечивающий весь ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС.  И необоснованно, антинаучно ставит на это место интеллигенцию, как светскую, так и религиозную.

     «…Четвертый проект не только историческая необходимость. Не только единственный способ спасения человечества от гибели. Он еще и способ легитимации власти.               
 Мы понимаем, сколь чудовищно сложна поставленная перед нами задача.
Мы понимаем, сколь труден путь, ведущий к ее решению.
Но мы понимаем и другое. Что никаких других вариантов спасти Россию нет. Что гибель России станет еще и гибелью человечества.
Внутри абсолютной безвыходности, порожденной чудовищным поражением нашей страны, мы нашли маленький просвет. Мы увидели, что из тупика выйти можно. А значит, и нужно.
  Г.Я.-   Призывы насколько страстные, настолько же и абстрактные.  В чем суть этого «четвертого Проекта» Кургиняна?  Можно подумать, исходя из обильной критики   всего и вся, что Кургинян дает народу и всему человечеству светлые ориентиры, образ какого-то нового светлого гуманистического общества?
 Но всё оказалось до банальности просто.

    «…Мы лишь нащупываем пути этого выхода. Но там, где раньше мы видели лишь абсолютную безысходность, – луч света, бьющий сквозь узкую щель. Свет этот – из нашего посткапиталистического будущего. Построив которое, мы искупим случившееся двадцать лет назад. Мы вернем утраченное и обретем большее.
Мы еще не прозрели до конца.
   Г.Я. - Я весьма сомневаюсь, что при таком неадекватном практике мировоззрении  Кургинян испытает ВЕЛИКОЕ ЧУВСТВО ПРОЗРЕНИЯ.
Скорее, наоборот, сильно опасаюсь, что  когда-нибудь  он поймет, что находится в  нравственном и научном  тупике и испытает горькое чувство разочарования.