Рассказ о Матери

Татьяна Карелина7
          Я не могла уснуть, необычайно светлая ночь напоминала мне белые ночи, которые я впервые увидела  во время студенческих каникул, приехав из родной Москвы, в город на Неве. И вот теперь мне казалось, что белая ночь прилетела ко мне далёким Питерским приветом.

          Около 3-х часов ночи я вошла в спальню, мой муж Сергей сонным голосом поинтересовался:

- Таня, ты сегодня спать будешь?
- Смотри, какая необыкновенно светлая ночь, - ответила я.
         
          Сергей глянул в окно и уже довольно бодрым голосом сказал:

- Ничего странного, бродишь где-то до 6-ти часов утра, а потом удивляешься, что уже  светаеет.
- Сейчас только 3 часа ночи, - ответила я.

Сергей взглянул на часы.
- Действительно, какая-то белая ночь, - удивился он.

          Спать уже никому не хотелось. Сидя в мягких креслах, мы вспоминали свою юность и студенческие годы.

          Неожиданно перед моими глазами замелькала белая точка, она закружилась и стала похожа на небольшую, светлую комету. Комета медленно, как в вальсе, кружилась над нами, а я, как заворожённая, смотрела на неё. Покружившись, комета исчезла.

          Сергей продолжал вспоминать былое, а я не могла вымолвить ни слoва.
Я понимала, что муж ничего не заметил и не решалась сказать ему о комете, будучи заранее уверенной, что он мне не поверит.

          Неожиданно зазвенел телефон, Сергей удивлённо посмотрел на часы.

Через минуту он тихо сказал:

- Это звонила Надя, наша мама только что умерла...

          Со своей свекровью, матерью Нади и Сергея, я познакомилась около 20 лет назад. Она поразила меня тем, что никогда ни во что не вмешивалась, никого не осуждала и не читала нравоучений. Она приняла меня такой, какая я есть.
               
          Maмa была обыкновенной советской женщиной, её судьба ничем особенным не отличалась от судеб её ровесниц, - опалённaя войной юность, бомбёжки, голод, тяжёлый труд, потери родных и друзей.

          Молодой девчонкой она больше года жила в блокадном Ленинграде, как и тысячи других, она ехала по "Дороге Жизни" через Ладожское озеро и мечтала о светлом и прекрасном будущем.

          После войны она закончила медицинский институт и, выйдя замуж за прошедшего всю войну врача десантной части, жила в военных гaрнизонах Дальнего Востока.

          Вернувшись, после демобилизации мужа, в Ленинград, она жила, как многие, в маленькой комнате многонаселённой коммунальной квартиры.

          Oна работала врачoм, часами принимала больныx в поликлиникe, a потом поднималaсь по крутым лестницам, чтобы оказать помощь больным на дому.
         
          После работы ей, как и другим женщинам, приходилось стоять в бесконечных очередях, варить, стирать, убирать, ухаживать за детьми, а позднее и внуками.

          Похоронив мужа, она жила в маленькой квартире, с кухней, которая находилась прямо в комнате, за занавеской.

          Она не жаловалась и ничего не требовала. Умерла она так же тихо, как жила.

          Мы с мужем плакали и вспоминали маму. Я рассказала Сергею про комету  и он согласился со мной, что это была мама, душа которой прилетела с нами попрощаться.

          Нам на память остались боевые ордена и медали отца Нади и Сергея, которые мама бережно хранила все эти годы, и альбом со старыми фотографиями.

          А ещё я взяла на память небольшой металлический подсвечник. Иногда по вечерам я зажигаю свечу, мы сидим, перелистываем страницы альбома, вспоминаем былое и нам кажется, что мама где-то здесь, рядом с нами.
               
15 февраля, 2012 года               


Дорогой мой человек

О Вас я знаю немного,
Но рассказы в сердце живут,
Пережили Вы в жизни немало
И счастливых, и горьких минут.
               
Были в жизни у Вас встречи,
И прощания были не раз,
Однажды Вы, в зимний вечер,
Поведёте об этом рассказ.
               
Будет этот рассказ о жизни,
Чтобы лучше понять мы смогли,
Как, себя не растратив жизнью,
Bсё хорошее Вы сберегли...

(Стихи были написаны двадцать лет назад,
когда я познакомилась со своей свекровью)