Из истории развития баяна или...

Александр Белоусов
Из истории развития баяна или о ещё одном преступлении Советской власти?

ГАРМОННЫХ ДЕЛ МАСТЕРА КИСЕЛЁВЫ

Киселёв Николай Сергеевич (1848, Тула – 4 марта 1919, там же) / https://a-v-belousov.narod.ru/nikolay_kiselyov.htm /.
Киселёв Василий Сергеевич (12 февраля 1854, Тула – 7 февраля 1934, там же). / https://a-v-belousov.narod.ru/vasiliy_kiselyov.htm /.

Отец братьев Киселёвых – Сергей Кузьмич Киселёв (1824 – 1860) – трудился в кузнечном цехе Тульского оружейного завода. Когда Николаю исполнилось двенадцать лет, отец устроил его на работу в ложевой цех этого же завода. Через несколько лет сюда же пришёл и младший брат Николая – Василий. В это время в Туле происходил бурный рост гармонного производства, которое стало вторым по значимости, уступая лишь оружейному. В свободное от основной работы время Николай с братом начали подрабатывать изготовлением гармоний на дому. Впоследствии этот процесс настолько увлёк мастеров, что они стали уделять ему всё своё время.

Отличительной чертой музыкальных инструментов, изготовленных Киселевыми – было высокое качество. Именно на это обратил внимание гармонный мастер и владелец известного московского магазина музыкальных инструментов (магазин на Тверской) Пётр Павлович Ватутин, который в 1886 заключил с братьями долгосрочный договор на поставку продукции. Братья Киселёвы получили от сделки значительную сумму денег, которую они вложили в расширение своего производства. Некоторые детали для музыкальных инструментов предприимчивые мастера стали заказывать другим кустарям, что привело к увеличению количества выпускаемой продукции. В 1890 году братья построили отдельный дом, где организовали фабрику по производству гармоний, которая вскоре стала одной из самых известных и крупнейших не только в Туле, но и в России.

П.П. Ватутин, хорошо знавший лучших российских гармонистов того времени, принимал их заказы, а Николай и Василий изготовляли для музыкантов инструменты самого высокого качества. В 1900 году Ватутин вывел продукцию Киселёвых на международную арену. Их фабрика успешно участвовала в Международной выставке в Париже.

Популярность фабрики продолжала возрастать. На ней работали лучшие мастера того времени: Николай Грязнов, Дмитрий Грязнов, Алексей Пастухов, Дмитрий Лялин, Александр Горбунов, Николай Бадейщиков, Дмитрий Кузьмин, Николай Гнидин и другие. Помимо сборочных цехов, на фабрике были построены двухэтажные здания складов сырья и готовой продукции, а также – свой собственный магазин. Кроме П.П. Ватутина, продукция тульской гармонной фабрики братьев Киселёвых поставлялась в магазины других известных предпринимателей: в Москву в магазины  Чебукова, Русанова, Иерусалимова; в Саратов – Дикнеру; в Казань – Половникову; в Ереван – Попову; в Нахичевань – Вакову; а также на склады Цимммермана и склады Мюра и Мерилиза, откуда тульские гармони отправлялись по городам России и за рубеж.

К 1910 году фабрика «Братья Киселевы» достигла наибольшего расцвета. На многих выставках продукция фабрики награждалась медалями: в  1897 году – Серебряной, в 1900 – Бронзовой, в 1900 – Большой Серебряной, в 1902 – Серебряной, в 1909 – Бронзовой. В начале XX века фабрика занимала лидирующее положение в производстве гармоний и баянов в России, конкурируя и на мировом рынке.

Первоначально Киселёвы выпускали двухрядные и трёхрядные, в конструкцию которых мастера постоянно вносили разные усовершенствования. Эта конструкция гармони получили название «венка». Отличное знание гармонного дела и продуманная организация производственного процесса позволяла Николаю и Василию запускать в массовое производство всё новые и новые конструкции язычковых клавишно-пневматических музыкальных инструментов / http://a-v-belousov.narod.ru/index55.htm /.

В 1897 году талантливый тульский мастер и гармонист-исполнитель П.Л. Чулков / https://a-v-belousov.narod.ru/slpvar21.htm / на Тульской кустарно-промышленной выставке продемонстрировал изготовленную им гармонику принципиально новой конструкции, в которой трёхрядному хроматическому расположению клавиш в правой клавиатуре соответствовал полный хроматический набор басо-аккордового аккомпанемента в левой.

Уже с 1904 года фабрика «Братья Киселёвы» приступила к серийному выпуску аналогичных хроматических гармоник (сначала без доминантсептаккордов / https://a-v-belousov.narod.ru/index55.htm / в левой клавиатуре, а затем и с доминантсептаккордами). Позже расширился диапазон правой клавиатуры. Это была модель так называемой «московской системы», долгое время остававшаяся в нашей стране основной конструкцией баяна массового потребления. Расположение трёх рядов клавиш правой клавиатуры в ней стало аналогичным общепринятому в настоящее время расположению. Впоследствии за гармониками этой конструкции закрепилось название «баян».

С 1905 года фабрика «Братья Киселёвы» освоила изготовление трёхрядной хроматической гармоники «левая по правой», конструкция которой включала наличие двух аналогичных по звучанию клавиатур. Позже подобная разновидность левой клавиатуры получила название выборной / https://a-v-belousov.narod.ru/index55.htm /. Гармоники этой конструкции выпускались в комплекте со специальным инструментом, который именовался «ножными басами» или «ногофоном». Один из первых комплектов таких музыкальных инструментов был изготовлен для сына П.П. Ватутина – баяниста Фирса Павловича Ватутина (1881 – 1928, Москва). Другой комплект получил сын Николая Сергеевича – Африкан Николаевич Киселёв (1889 – 1910).

Африкан с раннего детства обнаружил незаурядные музыкальные способности в игре на гармониках по слуху. Когда фабрика изготовила выборный баян и ножные басы, юноша быстро освоил их и стал выступать перед публикой, демонстрируя новые возможности музыкальных инструментов. У него был практически неограниченный репертуар, он мог исполнять любое знакомое ему произведение без подготовки, при этом свободно импровизируя. Молодой музыкант начал получать всеобщее признание, но его успех внезапно оборвался. Увидев свою невесту, гуляющую вместе с другим, Африкан выпил уксусной эссенции и через полгода тяжелых мучений скончался.

Фабрика «Братья Киселёвы» в 1918 году была национализирована и закрыта, а ее владельцы с семьями оказались на улице. Их приютили знакомые. Весной 1919 года Николай Сергеевич был дважды подвергнут нападению и избит как «классовый враг», вскоре после этого он умер от кровоизлияния. Василий Сергеевич с сыном Валерием наладили кустарное производство в сарае. Но «встать на ноги им не дали». То, что было возможным в условиях дореволюционной России, оказалось невозможным при Советской власти: в  1927 году у них описали инструменты, приспособления и личные вещи. Чтобы не умереть с голоду, основатель одной из лучших гармонных фабрик в царской России Василий Сергеевич Киселёв вынужден был до конца своей жизни работать на фабрике сторожем. Его сын Валерий погиб на фронте в 1942 году.

Деятельность семьи Киселёвых и особенно последние годы их жизни неохотно освещались в публикациях советского периода. Поэтому о создателях крупнейшей в России гармонной фабрики известно очень мало. Их именам даже не нашлось места ни в одном из томов трёхтомного «Тульского биографического словаря». А между тем, начав в двенадцатилетнем возрасте свою трудовую деятельность простыми подмастерьями, благодаря своему трудолюбию и любви к делу Николай Сергеевич и Василий Сергеевич Киселёвы не только создали лучшую в России гармонную фабрику, но и оказали заметное влиянии на развитие отечественных гармоний и баянов. В том числе и их стараниями  тульская гармонь стала одним из брендов города-героя Тулы.

Вывод из всего изложенного делает заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, автор многих книг по истории баяна и аккордеона, профессор Альфред Мартинович Мирек:

«Вместе с тем следует отметить, что в целом с конца 20-х годов количество и особенно качество инструментов стало резко снижаться. Главной причиной явилось повсеместное гонение на кустарную промышленность и кустарей, в частности и на гармонных мастеров. Повальная конфискация производственных инструментов, приспособлений, сырья и заготовок, а во многих случаях и аресты самих мастеров, продолжавшиеся многие годы, привели в конечном счете к тотальному истреблению большого числа лучших мастеров России, Украины, Белоруссии и других регионов (К. Мищенко, В. Киселев, Г. Чулков, П. Стерлигов, П. Панов, Разины и мн. другие)» /3, стр. 175/.

Литература:
1. Имханицкий М.И. ( https://bav005.narod.ru/a_imhanitskiy.htm ) История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.;
2. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. – М., 1967;
3. Мирек А.М. Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – 534 с.