Как павлик морозов

Джованни Вепхвадзе
Вдруг кто-то пукнул. И не просто так, а довольно громко. И не где-то, а в кабинете физики, в то время когда учительница по физике писала какую-то задачу. Послышался робкий смех учеников. Учительница сделала легкое замечание, сказав «Тише, дети» и продолжила писать условие задачи. Через несколько секунд пук повторился, а хохот детей стал сильней. Тогда учительница не вытерпела, повернулась лицом к классу  и сказала:
-Тише! Кто хулиганит?
Учащиеся молча смотрели на нее, сдерживая смех.
-Кто хулиганит? – повторила она свой вопрос, и строго спросила, - Кто испортил воздух?
  Я, ученик седьмого класса, не очень сильный по физике и другим предметам, не почувствовал, что воздух в кабинете испорчен. Несмотря на то что нос у меня внушительных размеров, а слуха нет, тем не менее испорченного воздуха не почувствовал, а звук пука услышал.
-Любовь Михайловна, - обратился к учительнице двоечник Котик, - можно я открою форточку.
-Это был ты? – грозно спросила его учительница.
-Нет, не я, клянусь мамой, - отрицал Котик.
-Пусть встанет тот, кто был, и честно признается, - потребовала учительница.
  Но никто не встал и, разумеется, не признался.
  Лицо Любовь Михайловны побагровело. Можно было подумать, что это она сама пукнула, и от стыда покраснела. Но это была не краска стыда, а злобы на класс. И не потому, что кто-то пукнул, или, как она сказала, «испортил воздух», а потому что ни у кого не хватало честности и решимости признаться в этом поступке. Тогда она пошла на крайние меры, а именно, начала каждого спрашивать: «Кто это был?» 
  Но все молчали или говорили, что не знают. Учительница, видя, что таким образом никто не признается и не выдаст товарища, решила прибегнуть к хитрости:
-Достаньте все лист бумаги, и в левом верхнем углу напишите свое имя и фамилию.
  Все зашевелились и стали вырывать из тетради листы. Мы думали, что учительница отказалась от идеи найти автора пука и решила провести контрольную по физике. Именно на таких листах мы писали контрольные.
-А теперь, справа внизу напишите имя и фамилию того кто испортил воздух, то есть на кого думаете. Если не знаете, то напишите имя того кто это мог бы сделать по вашему мнению, кто способен на этот поступок. Я вам даю пять минут на это задание.
  Все принялись обдумывать задачу и что-то писать. Кое-кто продолжал искать бумагу или просить ее у соседа по парте. Через пять минут учительница обошла класс и собрала все листки. Почитав, их она заметила, что ни один ученик класса не остался неотмеченным. Подозрения пали буквально на всех. Даже на тех, кто в тот день отсутствовал. Тогда учительница стала подсчитывать, на кого пало больше подозрений.
И в этом смысле больше всех «преуспел» Иосиф Кереселидзе. Но только по этой причине учительница не могла его обвинить. Хотя стала на него косо смотреть.
 И вот в самый разгар «расследования» по поводу «испорченного воздуха» в класс, по какой-то причине заходит директор школы, Ольга Федоровна Грицак. Ольга Федоровна имела обыкновение говорить четко, и, я бы сказал, по слогам, жестко чеканя каждое слово.
-Что у вас здесь, кон-трольная по фи-зике?- спросила она, войдя в класс.
-Нет, к сожалению, - ответила Любовь Михайловна, - контрольную по физике сорвали.
-Кто по-смел это сде-лать. А е-ще пи-о-неры, не-которые да-же ком-сомоль-цы, при-сягу пар-тии да-вали,- возмущалась директор.
  Я не могу не сказать пару слов о директоре. Это бывший моряк Балтийского флота (забыл добавить Краснознаменного), затем она работала в бывшем Тбилисском Нахимовском училище. А после расформирования училища перешла работать директором в нашу 44 среднюю школу. Курила папиросы «Казбек» и пила водку «Московскую», так как она была самой дешевой. Директора отличала прямота и честность.
-Дело в том, - начала оправдываться учительница по физике, - что когда я писала на доске условие задачи по физике, кто-то в классе «испортил воздух», дети начали смеяться и сорвали урок, но самое страшное, это то, что тот, кто «испортил воздух», не захотел встать и честно признаться в содеянном.
-На-верно ему не хва-тило му-жества признат-ся, - заявил директор. – А где были его то-варищи пионеры и ком-со-мольцы. По-чему они не ука-зали ему, на его ви-ну и не по-требо-вали от него чисто-сердеч-ного приз-нания.
-Ольга Федоровна, -вдруг с места заявил наш однокласник Джемико,- я слышал в Германии все так делают, и ничего.
-Может там, в Гер-мании, и ни-чего. Поэто-му и проиг-рали войну. А у нас СССР, -заявила она.
  Аббревиатуру СССР она произнесла так, что мне послышалось «эсэс- эсэр». Такого из ее уст я не ожидал услышать.
-Я не знаю, что вы чи-тали, - продолжила директор, но вы дол-жны знать о под-виге Пав-лика  Мо-розова, ко-торый не по-боялся и вы-пол-нил свой пат-риоти-ческий долг.
  Я, честно говоря, не читал и не знал историю Павлика Морозова. В школе мы ее не проходили, а дома я предпочитал читать другую литературу. Мушкетеры Дюма и рыцари Вальтер Скотта мне были интересней. Но, как видно, пример Павлика Морозова кое на кого из моих одноклассников подействовал. Вдруг, одна наша подруга встает и громко заявляет:
-Пусть все мои товарищи и подруги меня осуждают, но я не могу не сказать правды.  Тот, кто совершил этот недостойный поступок и боится признаться, пускай молчит. Я скажу, это сделал Иосиф.
  Весь класс посмотрел на Иосифа, который молча сидел и весь съежился. И так небольшого роста, он вдруг стал совсем маленьким от стыда. Он не протестовал, не оправдывался, он как бы смирился с предстоящим наказанием.
  Мне стало его жалко. Я считал, что несправедливо устраивать суд из-за какого-то пука, когда годом раньше одна наша одноклассница обмочилась в классе во время урока и под ее партой стояла лужа, но ее никто не поругал, ее даже пожалели. А бедного Иосифа, из-за пука... большое дело «испортил воздух», тоже мне экологи.
  После этого Директор и Любовь Михайловна вынесли провинившемуся Иосифу приговор.
-Такие как Ио-сиф Кере-сели-дзе позо-рят имя шко-лы и совет-ского уча-щего-ся. Им не место в на-шем обще-стве. Такие не по-строят ко-мму-низм. А его товари-щи про-явили слабо-волие и бес-принципность, - заявила директор.
-Кереселидзе, забирай свой портфель и вон из класса, чтобы не смел приходить без родителей, - добавила Любовь Михайловна.
    Придя домой и, желая восполнить свой литературный пробел, я спросил у папы, кто был Павлик Морозов, и в чем его подвиг.
-Это маленький чатлах (по-грузински подонок),- ответил папа, - он выдал своего отца.

                Эпилог
Я так и не прочитал историю Павлика Морозова.
Иосиф и девушка, его выдавшая, после окончания школы поженились. Прожив в браке несколько лет, они разошлись. Причина развода мне неизвестна, хотя уверен, что пук и Павлик Марозов здесь ни при чем.