Тысячесуточный огненный марш из жизни дивизии

Елена Затирка
1942 год
Февраль
Начальник Омского военного пехотного училища имени М. В. Фрунзе полковник Леонтий Гуртьев получил телефонограмму: «Срочно прибыть в штаб Сибирского военного округа». В Новосибирске Леонтия Николаевича ознакомили с приказом командующего от 23 февраля 1942 года, согласно которого «…к 15 июня 1942 года сформировать в Омске 308-ю стрелковую дивизию, комплектование закончить к 15 марта». Он же, полковник Леонтий Гуртьев, был назначен командиром этого нового соединения. Уже на второй день после возвращения вновь назначенного комдива из Новосибирска на укомплектование дивизии в Омск начали прибывать старшие командиры, политработники, начальники различных служб и отделений. Общая численность дивизии определялась в 11.650 человек.
Март
К середине марта дивизия была в основном укомплектована – вакантными оставались лишь несколько штатных должностей. Военнослужащие прибывали в основном из Томской, Иркутской, Тюменской и Новосибирской областей, с Алтая и Саян. Особенно много было омичей. Командирами и комиссарами частей назначались военнослужащие, закаленные военной службой, а многие и боями. Датой образования 308-й стрелковой дивизии стало 21 марта 1942 года.
Май
В последних числах мая полковник Гуртьев получил приказ о передислокации дивизии из Омска в Приволжский военный округ (район Саратовской области). В приволжские степи дивизия прибыла в начале июня. Учеба сибиряков, не прекращавшаяся и в эшелонах, развернулась с новым напряжением. Одновременно части и подразделения оснащались всеми видами оружия, боевой техники и транспорта. Здесь, в Приволжье, артиллеристы дивизии выступили с призывом ко всему личному составу соединения: «Быть достойным высокого звания гвардейца!»
Август
19 августа 1942 года дивизия  вошла в состав 24-й армии и выступила на фронт. Ее путь лежал к Сталинграду, на дальних подступах к которому уже второй месяц шли напряженные бои. К концу августа первый эшелон прибыл на станцию Кумылга. Здесь комдива ожидал  представитель штаба 24-й армии, который вручил Гуртьеву приказ: «308-й стрелковой дивизии походными колоннами к исходу 6.09.42 г. выдвинуться на рубеж населенных пунктов Котлубань – Самофаловка в готовности к наступлению». Личному составу предстояло преодолеть пешим порядком трехсоткилометровый путь. Несмотря на крайне тяжелые условия марша и частые налеты немецкой авиации, дивизия своевременно вышла на свой рубеж и расположилась в шести километрах восточнее совхоза «Котлубань».
Сентябрь
Утром седьмого сентября с целью овладеть хутором Бородкин и высотами 133,4, 143,8 и 154,2. дивизия перешла в наступление. Мощный огонь артиллерии, минометов, авиации обрушился на воинов-омичей со стороны противника. Но ничто и никто в тот момент не могли сломить боевой дух гуртьевцев. Они с честью выполнили поставленную задачу. «За период с 10 по 25 сентября ими было уничтожено свыше 3.500 гитлеровцев, 12 минометных и 3 артиллерийские батареи, взорвано 10 дзотов, подбито и сожжено 20 танков и 3 самолета противника».
Октябрь
В конце сентября 1942 года дивизия была направлена непосредственно в Сталинград. К сожалению, противнику удалось прорвать нашу оборону в районе Купоросное и выйти к Волге. 1 октября, на западный берег Волги в объятый огнем Сталинград переправился 351-й полк и отдельные батальоны, а через день – 339-й и 347-й полки. Вот как засвидетельствовал стойкость и мужество воинов 308-й стрелковой дивизии писатель Василий Гроссман в очерке «Направление главного удара»: «Оперативное отделение подсчитало астрономическое количество бомб, сброшенных немцами на дивизию. Это цифра с четырьмя нулями... Этим грохотом можно было оглушить человечество, этим огнем и металлом можно было сжечь государство. Немцы полагали, что сломают моральную силу сибирских полков. Они полагали, что перекрыли предел сопротивления человеческих сердец и нервов. Но удивительное дело: люди не согнулись, не сошли с ума, не потеряли власть над своими сердцами и нервами, а стали сильней и спокойнее. Героизм стал бытом, героизм стал стилем дивизии и ее людей, героизм стал будничной, каждодневной привычкой. Героизм всюду и во всем...».
Ноябрь
Третьего ноября комдив получил приказ передать оборону завода «Баррикады» 138-й стрелковой дивизии полковника И. И. Людникова, а саму дивизию вывести в резерв 62-й армии для пополнения. На левый берег Волги сибиряки переправились победителями. В результате упорных боев были разбиты 94-я, 305-я и 309-я пехотные дивизии фашистов. За месяц гуртьевцы отразили свыше ста атак пехоты и танков врага, истребили 21 тысячу немецких солдат и офицеров, сожгли и подбили 143 танка, уничтожили 94 артиллерийских и минометных батарей, 37 противотанковых орудий, много другой техники. Однако в этих боях поредели и наши полки. Впрочем, полками они именовались теперь только на бумаге, так как на самом деле в них насчитывалось пять-шесть десятков «активных штыков».
Декабрь
За неделю до нового, 1943 года, полковник Леонтий Гуртьев получил приказ командующего 62-й армией о выводе дивизии в резерв Ставки Верховного Главнокомандования. А когда дивизия грузилась в железнодорожные эшелоны, в адрес комдива пришло письмо: «Омский обком ВКП(б), исполком областного Совета депутатов трудящихся и трудящиеся Омской области, – говорилось в письме, – горячо поздравляют Вас, омича, с заслуженным присвоением воинского звания генерал-майора…»
1943 год
Январь
Дивизия вошла в состав войск Приволжского военного округа. К этому времени в ее рядах насчитывалось немногим более тысячи бойцов и командиров, но в течение двух месяцев соединение вновь было доведено до полного штата – около 10.000 человек.
Апрель
В середине апреля гуртьевские полки уже находились на тульской земле в районе села Лаптево, готовились к наступлению на так называемом Орловском выступе. Именно отсюда немецкое командование намеревалось ударами уничтожить советские войска, находившиеся на Курской дуге, и в дальнейшем развить наступление на Москву. В период сосредоточения на новом рубеже 19 июня в дивизию пришла радостная весть: за образцовое выполнение боевых заданий командования в битве на Волге она награждена орденом Красного Знамени, а все участники – медалью «За оборону Сталинграда».
Июль
12 июля 308-я стрелковая дивизия прорвала оборону противника северо-восточнее Орла, форсировав реку Зуша, и овладела Евтеховским узлом сопротивления. За два дня боев гуртьевские полки уничтожили более тысячи и пленили 122 солдата и офицера противника, вывели из строя несколько артиллерийских и минометных батарей, захватили склады инженерного и интендантского имущества, пулеметы, артиллерийские орудия и другую технику. Форсировав Оптуху (последний водный рубеж перед Орлом), дивизия устремилась к городу.
Август
4 августа части дивизии, форсировав Оку у населенного пункта Щекотихино, ворвались в Орел, а к шести часам 5 августа полностью очистили его от противника. К сожалению, в боях за древний русский город сибиряки понесли большую утрату – погиб комдив генерал-майор Леонтий Гуртьев. В этот же день войска Степного и Воронежского фронтов овладели и Белгородом. В честь освобождения Орла и Белгорода от немецко-фашистских захватчиков в Москве был дан первый в Отечественной войне победный салют. 7 августа гуртьевцы похоронили  своего командира в центре города Орел.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 года Леонтию Николаевичу Гуртьеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. После сражения на Орловском плацдарме дивизия была выведена в резерв Брянского фронта.
Сентябрь
8 сентября дивизия снова в боях. За три недели в Брянской и Калужской областях она освободила от захватчиков десятки населенных пунктов, перерезала дорогу Брянск – Рославль и тем самым сковала действия отступающих войск противника. В разгар боев на берегу реки Ипуть за поселки Николаевка и Католин личный состав соединения  узнал радостную весть: 308-я стрелковая Краснознаменная дивизия, приказом Народного Комиссара Обороны  СССР № 285 от 23 сентября 1943 года преобразована в 120-ю гвардейскую стрелковую Краснознаменную дивизию. В соответствии с этим же приказом были переименованы и полки: 339-й – в 334-й, 347-й – в 336-й и 351-й – в 339-й гвардейские стрелковые полки; артиллерийский – в 310-й гвардейский артиллерийский полк. Гвардейскими также стали другие части.
25 сентября гвардейцы вышли к границе Белоруссии. А еще через двое суток дивизия форсировала реку Жадунька и во взаимодействии с 283-й стрелковой дивизией овладела городом Костюковичи.
Октябрь
За двадцать суток непрерывных боев 120-я прошла в составе 1-го Белорусского фронта около трехсот километров и достигла восточного берега реки Прони. Здесь в районе деревни Усохи гвардейцы получили приказ – в ночь на 25 октября форсировать реку у села Красная Слобода и захватить на западном берегу плацдарм, включающий в себя деревню Рабовичи. Наступление началось на рассвете 25 октября. Первым форсировал Проню 334-й гвардейский стрелковый полк. Два других полка, 336-й и 339-й, наступавшие во втором эшелоне, к исходу дня оттеснили противника от западного берега Прони к деревне Улуки. Дивизия готовилась к форсированию Днепра и штурму одного из древнейших белорусских городов – Рогачева.
1944 год
Январь
28 января 1944 года соединению вручали гвардейское знамя и орден Красного Знамени. Торжественная церемония состоялась на опушке заснеженного леса у населенного пункта Сипоровская слобода Гомельской области. Командующий 3-й армией генерал-лейтенант А. В. Горбатов вышел к гвардейцам в фуражке, обагренной кровью их первого командира Л. Н. Гуртьева. Приняв из рук командарма гвардейское знамя, командир дивизии генерал Фогель преклонил колено. То же сделала вся дивизия, повторив вслед за комдивом:
– Клянемся свято блюсти гвардейский закон: «Там, где наступает гвардия, враг не устоит!»
Февраль
В полночь 23 февраля части дивизии начали штурм Рогачева, а к утру 24 февраля 1944 года город был полностью освобожден. В тот же день Москва салютовала в честь этой победы. 26 февраля приказом Верховного Главнокомандующего 120-й гвардейской стрелковой Краснознаменной дивизии было присвоено почетное наименование «Рогачевская».
Июнь
23 июня 1944 года началась одна из крупнейших стратегических наступательных операций – Белорусская, в которой рогачевцы участвовали с  первого дня. Начав наступление с плацдарма на Друти, дивизия завершила его на реке Нарев, пройдя с боями более шестисот километров. Вместе с другими соединениями 3-й армии дивизия форсировала Березину, Неман, участвовала в освобождении более пятисот населенных пунктов Белоруссии и Польши, в том числе Бобруйска, Минска, Волковыска, Белостока и Дятлова. Соединения и части, отличившиеся в боях за Белосток, удостоились почетных именований Белостокских. В их числе – все стрелковые полки 120-й гвардейской Краснознаменной Рогачевской дивизии.
Также достойную оценку получили боевые действия частей дивизии при освобождении от оккупантов города-крепости Остроленка. Стрелковые полки были награждены: 334-й – орденом Красного Знамени, 336-й – орденом Суворова III степени, 339-й – орденом Александра Невского. А на знамени 310-го гвардейского артиллерийского полка засиял орден Кутузова III степени.
Сентябрь
Шестого сентября 1944 года 120-я гвардейская дивизия вышла к реке Нарев. Затем, форсировав этот водный рубеж, взаимодействуя с другими соединениями 3-й армии, устремилась в глубь Польши. Крайне напряженные бои гвардейцам-рогачевцам пришлось вести в районе Ружан. За стойкость и мужество, проявленные в этих боях, полки были удостоены новых наград: 339-й стрелковый – ордена Красного Знамени, 310-го артиллерийский – ордена Александра Невского.
1945
Январь
13 января 1945 года советские войска начали Восточно-Прусскую наступательную операцию. Героический марш сибиряков-гвардейцев, продолжавшийся более двух месяцев, завершился выходом на берег Балтийского моря у залива Фриш-Гаф. За особые отличия при штурме восточно-прусских городов Вормдитт и Мельзак 120-я гвардейская дивизия была награждена орденом Кутузова II степени, а за овладение городом Хейлигенбайль – орденом Суворова II степени .
Гвардейцам довелось участвовать и в Берлинской наступательной операции. Через Потсдам, Бранденбург и другие города гвардейцы 5 мая вышли к реке Эльбе, где и закончился тысячесуточный огненный марш 120-й гвардейской Рогачевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии.