Гл 3. Эсхатология 1-й половины второго тысячелетия

Юрий Шпилькин
 
В первой половине второго тысячелетия для эсхатологии характерны попытки обновления религиозной жизни в западной Европе – это движение катаров, которое сопровождалось зарождением инквизиции. Религиозный трибунал, основанный папством в 1233 году с целью возвращения в лоно католической веры «примиренных»  графств,  был поддержан королевской властью. Не избежали его и видные пророки: проповедник катаризма француз Пейре Отье и итальянский мистик-прорицатель Иоахим Флорский.
 В России эсхатология во многом определялась монгольским нашествием на Русь в 1237—1241 г.г. Но после Куликовской битвы в1380 году произошел перелом в сознании людей, появилась вера в освобождении от ига. Тем не менее, долгие годы люди ожидали Апокалипсиса. Особенно известны эсхатологические фрески Андрея Рублева, а перед наступлением 15 века пророчества игумена Филофея.

Пророчество катаров. В Западной Европе попыткой обновления религиозной жизни явилось движение катаров. Несмотря на то, что слово «катары», по сути, было пренебрежительной кличкой «котопоклонники» (из-за якобы бытовавших у еретиков ритуалов с участием кошек), данное теологами католической Церкви христианскому религиозному движению, оно надолго закрепилось в качестве основного названия. С самого начала катарские проповедники критиковали Римскую церковь за её чрезмерное обогащение, приверженность католицизма «князю мира сего». При всем своем резком критицизме в адрес института католической церкви (по их терминологии — «синагоги сатаны»), катары были не склонны к проявлению враждебности в отношении самих католиков. Период расцвета движения, во Франции, Германии, на севере Италии, пришелся на XII-XIII век, а борьба с катарами как с «опасной ересью» долгое время была одним из главных мотивов политики римских пап. Учрежденная в 1229—1232 году папская инквизиция, созданная специально для борьбы с катарами, организовала систематические репрессии. В 1022 г двенадцать каноников Орлеанского кафедрального собора были осуждены за ересь и сожжены. Это был первый костёр средневекового христианства, которые будут полыхать до 16 века. Там, где господствовала католическая церковь, катары чаще всего становились объектом преследования. Отношение к ним со стороны римских иерархов было резко нетерпимым. Местные правители, верные папе, стремились захватить их и «кого не могли оторвать от безумия, сжигали огнём». Даже умершие в «еретической мерзости» приговаривались к эксгумации и сожжению их останков, а их дома — к разрушению.

 Термин «Конец света» занимает значительное место в эсхатологии катаров: но это ни в коем случае не внезапный конец. Они верили во всеобщее спасение всех божественных душ, попавших в рабство тел во время творения злого мира. Они считали, что переселяясь из тела в тело после своего падения, эти души получат опыт и возможность познания Добра, осознают свою принадлежность к иному миру, будут призваны Богом воссоединятся с Ним. По мере того, как божественные души будут осознавать свое небесное происхождение, отказываться от злого мира, покидать его, злой мир будет опустошаться от бытия — потому что только Бог может быть творцом Жизни или бытия — до того дня, когда последняя воплощенная душа будет освобождена земной смертью от состояния забытья. Тогда «видимый мир вернется к своему небытию», а божественное творение, зараженное временной утратой бытия, воссоединится с вечностью. В этом мире они видели единственно возможный ад, но ад преходящий, который, в конце времен, придет к своему концу, не имея ничего общего ни с вечностью, ни с Богом, ни с Его благим творением. Последний великий проповедник катаризма Пейре Отье говорил, что после конца света весь видимый мир будет…уничтожен, и это он назвал адом. Но все души человеческие окажутся тогда в раю, и в небесах будет столько же счастья для одной души, сколько и для другой; все будут спасены, и каждая душа будет любить другую, как любят своего отца, мать или своих детей…

 Средние века изобиловали размышлениями образованных монахов о том, далеко ли до конца. Самым популярным из них был итальянский монах Иоахим (Джоаккино) Флорский (1132—1202) — мистик-прорицатель, родоначальник средневекового хилиазма, мыслитель философско-мистического склада, основал в Калабрийских горах монастырь. Флорский утверждал, что вся история делится на три эпохи, и каждая последующая более духовна. Первая - эпоха Отца - соответствует периоду, описанному в Ветхом Завете, вторая - эпоха Сына - период Христа. Третьей он считал грядущую эпоху Святого Духа, когда обновится церковь и все человечество очистится от скверны, что он "уже начался". Свое время он назвал переходным и кризисным. Антихрист, по его мнению, тогда уже жил в Риме, его окончательное поражение должно было состояться в 1260 году. С третьим периодом он связывал и установление тысячелетнего царства Божьего на земле. Это мнение Иоахима Флорского было осуждено церковью, объявлено ересью.

Эсхатология Андрея Рублева. Инок Троице-Сергиева монастыря (2-я пол. XIV — 1-я четв. XV в.) в «Житии Сергия Радонежского» писал, что такой светильник, как Преподобный, недаром воссиял в Русской земле на скончании седьмой тысячи лет. В «Слове о житии и учении» св. Стефана Пермского: «ныне же в скончания лет, в последняя дни на исход числа седмыа тысящи, паче же мала ради времени, точию за 120 лет до скончаниа веку, грамота замышляти». Из этого последнего Жития, со слов исследователя эсхатологических сочинений В. Сахарова, узнаем, что «март считался тогда роковым месяцем, в который должна последовать кончина мира, потому что в марте месяце, как тогда думали по свидетельству писателя Жития и как говорят упомянутые сказания, создан был Адам, в марте евреи перешли через Чермное море, в марте было Благовещение, смерть Спасителя, вследствие этого в марте же должна последовать и кончина мира»  . Приближение мировой катастрофы связывалось в умах людей с обрушившимся на Русь татарским нашествием, с их регулярными опустошительными и кровопролитными набегами. Но в 1380 г. произошло знаменательное событие, которое совершило некоторый перелом в сознании людей. После Куликовской битвы стала крепнуть и расти в народе вера в светлое будущее Руси, в возможность окончательной победы над монголами.
  Многие люди видели в этих бедствиях постепенное крушение мира, воспринимали даже некоторые природные явления как знамения скорого конца. Например, новгородский летописец о явлении кометы в 1402 году пишет: «сбывается слово евангельское, якоже сам Спас в Евангелии рече: В последняя дни будут знамения велика на небеси, в солнце и в луне и в звездах, ...въстанет бо язык на язык, и страна на страну, царство на царство, ... будет бо тогда печаль велика, и скорбь чловеком, и туга языком, и гнев на людях, и страх повсюду. Да еже то в Еуангелии прежде Спас нам глаголаше, то ныне в последняя времена все сбывается, а реченная знамения на небеси, в солнце, и в луне, и во звездах являющеся».

В известной мере вспышку эсхатологических настроений переживала Россия во времена, когда жил и создавал свои творения выдающийся художник-иконописец Андрей Рублев, хотя мысль о близкой кончине мира и нельзя назвать лейтмотивом менталитета того времени. Московский великий князь Дмитрий Донской в 1408 г. отправил прославленного русского художника Андрея Рублева во Владимир для реставрации знаменитого храма. Как верно замечает Д. С. Лихачев, «вся русская культура конца XIV — начала XV века пронизана духом историзма, духом любви к славному прошлому своей родины… Темами русской истории увлечены не только русские книжники: к прошлому Руси обращаются и русская живопись, и русская архитектура. Центральное место в этом возродившемся интересе к родной истории, ко временам русской независимости, к домонгольскому периоду русской истории принадлежит Москве»  .

Интерес к эсхатологии в эпоху Рублева захватил в той или иной степени все слои населения России. Прослеживаются самые разные варианты отношения к этой проблеме: активная проповедь наступления последних времен с акцентом на ожидающих человечество страшных муках, призыв к покаянию, покорное восприятие неизбежного и скорого конца мира, надежда на прощение грешников и суд без мук и геенны, а также неверие в саму возможность второго пришествия и Страшного суда. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно для Рублева грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека.      
      
      Для лучшего понимания отношения А. Рублева к эсхатологической теме необходимо помнить, что он творил под влиянием строгого заказчика – церкви, а следовательно, ограниченный строгими церковными канонами и догмами, наверняка не мог полностью выразить в своих работах собственное мировоззрение. Для того, чтобы понять, что в произведениях иконописца отражало его собственные взгляды, а что выражало интересы заказчика, необходимо рассмотреть отношение церкви к эсхатологии в ту эпоху. Представители церковной иерархии были активнейшими проповедниками идеи о скором конце мира. Судя по дошедшим до нашего времени источникам, они и сами глубоко верили в то, о чем говорили на проповедях. Например, митрополит Киприан к Высокому игумену Афанасию от 16 сентября 1406 г. писал: «Ныне последнее время, и летам скончание приходит и конец веку; бес же весьма рыкает, хотя всех поглотить, по небрежению и лености нашей. Ибо оскудела добродетель, перестала любовь, удалилассь простота духовная, и зависть, лукавство и ненависть водворились». Митрополит Фотий с гневом говорит о тех, кто «от неотрешеного уныния падают в грехов величество и в пренемогания премножество, божие помышляюще человеколюбие, сие вещает глаголы: несть, рече, геена, рекше родство огненное, и несть мука, вся нам оставит бог согрешенна», то есть о тех людях, которые считают, что на Страшном суде не будет мук, так как Бог милостив» .
Кроме того, в рассматриваемый период истории Руси эсхатология являлась мощным орудием политики церкви, ее духовным мечом в борьбе с антифеодальным движением во всех его проявлениях – от поджогов и грабежей боярских усадеб до религиозного вольномыслия. Церковь проповедовала скорый конец мира, делая акцент на страшных мучениях, ожидающих человечество также и потому, что это было выгодно ей: страх пред грядущей карой. Однако у Рублева фрескам присущ радостный, мажорный колорит, казалось бы, не очень подходящий для темы Страшного суда. Трубящие ангелы на западной арке выполняют свою суровую миссию – созывают живых и мертвых на суд. Но в них нет ничего от грозных вестников судного дня. Трубы, которые держат оба ангела, настолько тонки, что, кажется, не способны издать устрашающие звуки. Их лица не грозны, а полны кротости и человеколюбия. И в апостолах, и в святых тоже нет никакой суровости. Они полны приветливости, полны готовности прийти на помощь людям.

 Также как и Образ Владимирской Богоматери мягкий и светлый, текучие линии контура обрисовывают плавный силуэт. Лики задумчивы, отстранены, словно погружены в безмолвную молитву. Нежные краски растворены светом, словно вся икона написана светом, отчего Богородица воспринимается не как земное существо, она скорее ангельского происхождения. Поворот головы и общий силуэт фигуры напоминают рублевских ангелов из "Троицы". Эта икона воспроизводит один из библейских сюжетов. Три ангела приходят к Аврааму. Перед нами глубокий молитвенный образ, рожденный в тихом созерцании, в безмолвии. По словам искусствоведа И.Языковой «Образы Андрея Рублева это, если можно так сказать, русский вариант исихазма, соединивший общие духовные законы с русской ментальностью». Павел Флоренский отмечал, что праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного праздника Троицкого Собора как чествование «Троицы» Андрея Рублева... Византия не знала этого праздника. Празднование «Дня Святой Троицы» в неделю «Пятидесятницы» является особенностью русской богослужебной практики, неизвестной, например, ни в румынском, ни в антиохийском патриархатах, ни в греческих церквах Эллады или Востока.

Пик эсхатологических ожиданий пришелся на конец XIV в., так как было «точно рассчитано», что седьмая, последняя тысяча лет существования мира закончится в 1492 г. Дата конца света, основанная на предсказании, что «сей мир сотворён на 7000 лет». Византийская эра от сотворения мира, широко используемая в то время в православных странах (в частности, в России), начиналась в 5509 г. до н.э., и к 1492 г. истекали положенные 7000 лет. Наиболее достоверными были пророчества игумена Филофея.

 Пророчества игумена Филофея. Жил он во времена правления митрополита Зосима (1490-1494 года). Еще с юных лет много путешествовал, посетил много городов и сел в Италии, Польше, Германии, конечным пунктом его путешествий стала гора Афон. Там, на Святой Горе, он провел долгих 30 лет в молитвах, после чего вернулся обратно на Русь. На Руси признание получил «знаток тайных наук» – иудейский каббалист Схария. Учение, которого насаждалось среди новгородских «вольнодумцев», было даже не иудаизмом, а черной магией, сатанизмом. За хулу на Христа Спасителя и Пречистую Богородицу, за чудовищное глумление над православными святынями Схария обещал своим последователям знание будущего и власть над стихиями, колдовское могущество. Впоследствии Схария исчез из Новгорода и объявился в Крыму, где караимы провозгласили его «князем Таманским». Насажденную им сатанинскую доктрину, названную «ересью жидовствующих», начали распространять дальше по Русской земле уже русские ученики Схарии. Филофей открыто выступал против «жидовствующих ересиархов», за что и поплатился свободой – его заковали в цепи и содержали в Сарском монастыре. Спустя некоторое время, когда был изобличен митрополит-ересиарх, Филофей не только был освобожден из заточения, но и стал настоятелем того же монастыря, где ранее содержался в качестве узника. Именно под его руководством Сарский монастырь стал одним из основных центров, где переводились труды отцов основателей церкви с греческого языка. Ему приписывают авторство концепции «Москва — Третий Рим»: Филофей пророчествует: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В этот же период в обители открылась иконописная мастерская, причем иконы в ней писались в согласии со старинными традициями – с молитвами, а не на «итальянский манер».

 Согласно эсхатологическим предсказаниям Филофея на будущее, на земле родится мальчик, у которого будет блестящий ум и многие другие таланты, но обиженный в детские годы, что приведет к его озлоблению желанию отомстить всему миру. Для своей мести этот человек заключит договор с дьяволом, чтобы восстать против Господа. При помощи своего ораторского искусства этот человек привлечет на свою сторону множество людей, пообещав им даровать все обещанное Христом уже при этой жизни. Кроме того этот антихрист позволит своим приверженцам нарушать все заповеди, главное чтобы они нарушались во имя его, тогда преступления будут считаться подвигом, который следует вознаградить. Под знамена этого человека встанут сто народов и племен, которые произведут переворот и вместо царя, убитого во время восстания, на престол взойдет дьяволо-человек. После этого повсеместно станут возводить капища и идолы ему и станут поклоняться как земному богу. В это же время начнутся гонения на христиан, каких раньше не бывало, будут разрушаться храмы, а за христову веру будут убивать всех ее приверженцев. Потом придет период страшного голода и запустения. Немногим христианам удастся спастись в пустынях и горах, благодаря их молитвам царство дьяволо-человека разрушится, причем само по себе.

 После распада этого царства на некоторое время наступит период мира на Земле. Однако далее старец Филофей пророчил еще более страшный период истории, поскольку не антихрист будет соблазнять людей, а сам дьявол. Он научит людей летать по воздуху и опускаться в океанские пучины, подарит невероятное могущество. Он внушит всему человечеству мысли, что благодаря своим знаниям и умениям они смогут получить бессмертие. Гонений на христиан в этот период не будет вовсе, над ними будут насмехаться и истинно верующих останется совсем немного. Люди, которые поверят в свое могущество за счет достижений науки и техники незаметно для себя станут ее заложниками и будут вести бессмысленный и бестолковый образ жизни. Закончится же этот сатанинский разгул, когда вызванный из-под земли адский огонь испепелит все живое. Но настанет новое небо и настанет новый мир – Царство Божие, которое будет доступно лишь избранным.  И свершится это должно в 1492 г. Историк С.П.Шевырев так описывает это время: «тяжела была ночь на 25-е марта 1492 года. По истечении роковых трех лет господства антихристова (начавшегося по общераспространенному мнению в 1489 г.), которое находили современники в учении жида Схарии и его последователей в Новгороде и Москве, робкие люди в эту ночь с трепетом ужаса ожидали всемирного звука трубы архангелов Михаила и Гавриила. Можно представить себе, с какою радостью проснулись эти люди в праздник Благовещения» .
Таковы были предсказания Филофея на 1492 год. Читая их, поневоле сравниваешь с уже известными историческими событиями. Многое из откровения Филофея напоминает почему-то события связанные со становлением СССР, когда была расстреляна Царствующая Семья Романовых, когда были неслыханные гонения на христиан, когда вождю народов воздвигались памятники и поклонялись, как земному богу. И ведь распался СССР сам по себе без войны и революции. Имеются аналогии и с современностью – люди действительно верят в свое могущество и уже идут разработки препаратов дарующих бессмертие, а христианство воспринимается с усмешкой, как и его сподвижники.(Использованы материалы Википедии)