Еще раз о сюжетах

Гелена Труфанова
        О сколь чудна ты, мода литературная! Когда-то волновали мыслителей проблемы смысла жизни. Проблемы любви и дружбы, проблемы войны и мира, битва бобра с ослом наконец. Мелко это теперь, серо. Теперь дамы и господа, пришла острая необходимость поднять глобальную проблему  -  выживательную. Да,да в свете злободневных новостей о грядущих катаклизмах и, посмотрев на календарь, молодые авторы ужаснулись: как же это, уже 2012 пробил, а они еще ни в одном глазу. То есть нас вот-вот разнесут атомной бомбой. накроют астероидным потоком, планета Нибиру сдвинет полюса ( куда - никто не знает), цунами зальет все, что можно залить, вулканы зажарят оставшееся, а злобные инопланетяне завоюют выживший процент населения ( на фига мы им  -  тоже никто не знает). И в свете таких замечательных сюжетов их не торопятся положить на чистые бумажные листы. Непорядок!!
          Первым в подполье метро ушел небезызвестный Глуховский .Его "Метро33" вполне читабельно (на мой взгляд) и даже композиционно сработано вполне добротно.  Но... На мой опять же взгляд там нет главного, без чего подобный жанр не может существовать, там нет НАДЕЖДЫ. Надежды на будущее.  мрачный подземный мир, люди-морлоки на разрушенной планете..За Глуховским тут встали в длиннющую очередь те, кто торопиться осчастливить нас  наиболее болезненным развалом цивилизации. Их произведения в мягких обложках  теперь громоздятся мрачными штабелями на полках магазинов.
          Итак, что мы встретим в мире после ядерной войны( а этот жанр наиболее любим). Главный герой просыпается где-то там в бункере с мыслями:"Где достать патроны к "Сайге или АК-47 или еще к чему-нибудь огнестрельному". После чего отправляется в разведку (иногда он оттуда возвращается). На пути ему встречаются  а) жуткие зомби б) не менее жуткие бандиты в) еще более жуткие людоеды ,г)бесхозный мальчик. Иногда этот мальчик засланец первых трех параграфов, иногда он помогает герою выпутаться из а) плена б) завала, в) объятий жуткой мутантки-людоедки-бандитки.  Герой побеждает всех по очереди при этом не расставаясь с мыслями о поиске патронов. Вообще описание оружия становится навязчивой мыслью авторов. Иногда повесть превращается в какой-то устав караульной службы. Может это интересно для коменданта военного склада, но для чтения на ночь...?
         Постядерный мир  в сих повествованиях довольно однообразен. Населен он как правило молодыми мужчинами с военным прошлым. Иногда там вклинивается какой-нибудь седой дядя Толя , тоже увы бывший военный. Женщин нет в принципе, то есть они иногда мелькают где-то в качестве имен или в воспоминаниях главного героя о маме, съеденной жутким зомби (см.раздел а). Вообще такое впечатление, что эти повести пишутся мальчиками, не наигравшимися в войну. Для них эта тема прежде всего тоже игра, где они сами  - главный герой, этакий воин дороги , суровый боец, воспитанный лишениями.  То, что боец живет в мире с самыми разными людьми почему-то им в голову не приходит. И эти люди не только бандиты и зомби.Вот кстати нелепица, которую я не выношу.шагающий живой мертвец  -  товарищи, уж если пишите  -  пишите правдоподобно.Люди не только беспрерывно воюют, они еще учат и лечат, строят и мастерят, рождают и воспитывают детей.  И никакой постядерный мир их от этого не отучит.
      Знаете, почему я это написала? А я люблю жанр постапокалиптика. Только настоящий: Противостояние" Стивена Кинга, Странствие Иеро"  Ланье, " После судного дня" Нортон. там есть мир и есть герой.  Кстати бандиты и людоеды там тоже присутствуют. Но мир состоит не только из них . И поэтому там есть главное  -  НАДЕЖДА.