Как я душил свободу слова

Александр Владимирович Карпенко
На дворе декабрь уходящего 2010 – го года. Смотрю телевизор. На экране Москва, Манежная площадь. Беснующиеся толпы молодёжи. Кто-то в масках... Потом милиция разгоняет толпу. Избитые люди... Страна, куда ты мчишься? Неужели опять в хаос?... Остановись! Дай хоть немного передохнуть! Неужели мы этого не заслужили?

На дворе конец 80-х годов. Обострился кризис власти. Близится крах политики перестройки. Работал я, тогда, заместителем начальника уголовного розыска. Раскрывал преступления, выезжал на места происшествий, задерживал преступников, то есть жил жизнью обычного опера. О политических событиях в стране узнавал из газет и телевидения. Объявленная Горбачёвым демократизация и гласность подтолкнула людей к политической активности. Появилось множество партий, движений, союзов. В том числе и молодёжных. Не обошло это и тогдашний Калинин.

Я ещё удивлялся, откуда они взялись? Ведь все мы вышли из пионеров и комсомольцев. Считал, что с анархистами покончили ещё в 20-х годах, а вот они откуда-то вдруг взялись и появились на наших улицах.

Активность росла. Люди стали выходить на площади. Участились митинги, демонстрации, появились пикеты. Все чего-то требовали, кричали, не понимая того, что участвуют в развале своего же государства! Да и сам, тогда, этого не понимал. Как правило, всё проходило в центре города, на территории, за которую отвечал наш  отдел милиции.  Поэтому поневоле нас включали в мероприятия по поддержанию порядка.


Как я тогда к этим событиям относился? Двояко. С одной стороны, понимал: в стране надо многое менять. А с другой, меня как работника правоохранительных органов, отталкивал экстремизм некоторых партий. Больно было смотреть, как милиционеры избивают демонстрантов, но также больно было, когда избивали, а, то и убивали стражей порядка.           Скажу откровенно, никакого желания ввязываться в политические события, проходящие в городе, у нас не было. Мы сыщики! Наша основная работа - раскрывать преступления. Хочу сразу сказать, демонстраций в Твери мы, сотрудники уголовного розыска, не разгоняли и политических арестов не проводили. Наша задача во время митингов состояла в наблюдении за происходящим, выявлении агрессивно настроенных участников, в запоминании лозунгов, в установлении примерного количества митингующих. И.., вовремя удалиться, если начинал работать ОМОН, чтобы не попасть под его раздачу... Всё потом отражалось в суточной сводке о происшествиях.

Почему именно нас стали задействовать в этих мероприятиях? А кого же ещё? Партийные органы под огнем критики, КГБ постоянно реформируют. Эта некогда мощная структура была просто замордована. Исполнительные органы - исполкомы - взять власть в свои руки не могли. Вот милиция - давай и действуй!

У многих руководителей опыта работы в новых условиях просто не было. Они первоначально что-то разрешали, а затем запрещали. Так было и в истории, о которой хочу рассказать.

Из новых образовавшихся партий особо выделялся Демократический союз, возглавляемый Валерией Новодворской. Союз призывал разрушить всё советское, коммунистическое. В Твери у ДС было своё отделение. Кто его возглавлял, не знаю, но в памяти почему-то остался - Игорь Мангазеев. Он ещё очень гордился тем, что Новодворская подарила ему свой свитер.

Игорь запомнился своей активностью на митингах и при распространении партийной литературы. Лично у меня к деятельности  ДС отношение было спокойное.  Я понимал, что в обществе надо многое менять. Но отталкивал радикализм этой организации, её агрессивность. "Извести всех коммуняк" - любимое выражение Валерии Новодворской.

И вот на улице, носившей тогда имя видного партийца Урицкого, рядом с магазином «Рубин», появился пикет ДС. Активисты распространяли свою литературу. Народ её читал... К нам в РОВД из исполкома поступило указание пресечь распространение литературы. Но начальник милиции заупрямился. Он отказался выполнить приказ!  Раньше такого и представить было невозможно.

Дело в том, что разрешение на распространение литературы «дээсовцам»  подписал сам же председатель исполкома. Теперь под нажимом сверху, он испугался и, от нас стали требовать изъять разрешение. Мы понимали, что предисполкома  попал в трудное положение, но, честно говоря, сами подставляться не хотели. Знали, чем для милиции заканчиваются подобные вмешательства. Однако в исполкоме настаивали. Тогда начальник милиции попросил дать письменное указание на изъятие.

Это указание поступило по телетайпу, в выходной день, в субботу. Как раз я, в этот день, был ответственным от руководства по райотделу. Поэтому мне и пришлось его исполнять.
Что тут поделаешь? Взял с собой еще одного сотрудника, пошёл на улицу к пикету. Идём, оба в гражданской одежде. Думаю: «Как бы без конфликта изъять документ?» Ведь дело может дойти и до потасовки.

Подходим, видим - стоит Мангазеев. Рядом - читающий народ. Представляюсь, кто я такой. Показываю удостоверение. Мангазеев мне в ответ, как будто ожидал этого вопроса: «А у меня есть разрешение». Я ему: «Покажите!» Достает помятый документ и отдает его мне прямо в руки. Я его быстренько взял и место действия тут же покинул. Это стало для Мангазеева полной неожиданностью.

Когда пришли в РОВД, вслед за нами появились представители ДС во главе с московским адвокатом. Разговор шёл на повышенных тонах...

На следующий день проходил очередной митинг демократических сил на площади Славы. На нём Игорь Мангазеев держал плакат, в котором клеймил меня как душителя свободы слова. Наш эксперт его ещё сфотографировал, а фотографию  мне подарил.

Вот так я попал в душители свободы слова, хотя таковым никогда не был. Сегодня вспоминаю то время и этот случай с улыбкой и где-то..., с горечью. Очень многое изменилось в стране с тех пор, и, наверное, многим жаль того хорошего, что было в нашей той, предыдущей жизни...