Не оспоривай глупца

Вадим Бережной
Такими словами окончил одно из своих последних стихотворений великий русский поэт. При жизни его поэтическое произведение под названием "Я памятник себе воздвиг" опубликовано не было. Его подготовил к публикации и воспроизвел на страницах одного из журналов поэт Жуковский только через четыре года после той трагической дуэли. Но вот теперь, в 21 веке, спустя примерно 10 лет после начала этого века какие-то подонки в городе Одессе, где Пушкин прожил некоторое время, намазали свастику на памятнике Александру Сергеевичу Пушкину.

Глупость ли это? Нет, не глупость - знак беды. Примерно такой же знак, а не глупость, как жарить яичницу на Вечном огне у памятника Неизвестному солдату. Ведь и такой дичайший случай имел место в новейшей истории "незалежной" Украины.

* * *
В Одессу привезли мощи святого Пантелеймона, и журналистка призывает людей прийти поклониться мощам. Я прочел сие, и мороз пробежал по коже. Как это? Это же дикость какая-то! Но пишут об этом теперь на полном серьезе. "Святой Пантелеймон считается главным покровителем врачей и больных. Он способен исцелить практически все болезни". Глупость ли это? Нет, не глупость, это - мрак. Мрак средневековья, как и сожжение ведьм на кострах.

* * *
Ох, какое к нам приходит время - Время Первобытного Безумия. Время невежества. Не оспоривать это? Нет, считаю преступным, если разумные люди будут молчать против безумства. Поэт мог быть выше глупцов, он – памятник разуму. Но живые люди разум обязаны отстаивать.

В Толковом словаре Ушакова (словарь русского языка) читаем: "мощи – это высохшие, мумифицировавшиеся вследствие пребывания в сухой почве остатки человеческого тела, выдаваемые церковью (преимущественно православной и католической) за нетленные останки так называемых святых с целью религиозного обмана".

"Святые, по учению православной церкви, это люди, которые вследствие своей праведной жизни, подвигов или мученичества во славу Бога после смерти сделались заступниками и предстателями людей пред Богом. Церковь чествует их ежегодными воспоминаниями, праздниками, созиданием во имя их храмов. Протестанты, в отличие от православных христиан, отвергают почитание и призывание святых, как посредников между Богом и верующими".

Вот как, я этого не знал. Я не знал такого за протестантами. Ишь какие - в Бога веруют, а в святые мощи - нет. Тут у них разногласие. Впрочем, среди верующих в Бога ну просто очень много всевозможных разногласий.

И хорошо, что с детства не знал, что надо поклоняться мумиям.

* * *
Как же преподавать, преподносить юным историю народов? Чужих и своего... И какова она должна быть – История Мира? Как не плодить глупцов? Вопрос сей вскоре может встать во весь свой грозный рост. Или уже стоит.

"А мрак ползет:
То атомный распад, то душ распад…", - сказал, как вывод, поэт и писатель Владимир Солоухин

* * *
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
         Александрийского столпа.

"Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
         Жив будет хоть один пиит.

"Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
         Тунгуз, и друг степей калмык.

"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждая,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
         И милость к падшим призывал.

"Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
         И не оспоривай глупца".

.....................................................Александр Сергеевич Пушкин