Лёвушка Часть вторая Ищу маму 50-53

Виктор Шель
-53
50
Лёвушка и Семён попрощались с Хаимом на углу Малой Арнаутской и Канатной. Семён объяснил Хаиму как добраться до порта, обнял его и пожелал успеха. Лёвушка ограничился рукопожатием. 
- С ним опасно ходить по улицам, - сказал Семён, когда они прошли целый квартал. – Одет как типичный еврей, да и одни пейсы чего стоят! Он как бы сигналит полиции - проверь мои документы. Нам дело иметь с полицией ни к чему. 
- Не пойму я, - сказал Лёвушка, - что мы сделали плохого? Никого не обидели. Почему нельзя приехать в Одессу?
- Не задавай мне вопросы. Я вижу в этом беспричинное гонение нашего народа. 
- А куда мы идём?
- К тёте Двойре. Она постоянно живёт в Одессе, и у неё мы остановимся. Только она живёт на Молдаванке. Туда идти с полчасика. Выдержишь?
- Выдержу. Кушать хочется. 
- Потерпи, тётя нас накормит. 
 
Лёвушка очень устал к тому моменту, когда они достигли дома, в котором жила тётя Двойра. Её квартира была на втором этаже в глубине двора. Они поднялись по деревянной лестнице на галерею и прошли к входу в её квартиру мимо окон соседей. В одном из окон они увидели старушку, внимательно провожавшую их глазами. Семён опустил голову, пытаясь поскорей пройти мимо окна.
 
Тётя Двойра, дородная женщина с двойным подбородком, встретила Семёна с распростёртыми руками. Она вся сияла от удовольствия, обнимая племянника.
- Смотрите кто к нам пожаловал! – крикнула она громко на весь двор.
- Дорогая тётя, - смутился Семён, - я не такая важная персона, чтобы объявлять обо мне на весь мир.
- От кого мне скрывать? От соседей? Они будут рады узнать, что ты ко мне, а не к ним. А кто этот прелестный мальчик?
- Тётя, я вам всё расскажу, Давайте сначала зайдём в квартиру.
- Да ты не стесняйся. Здесь, в нашем доме живут хорошие люди – биндюжники, сапожники, грабители. Все добрые люди, добывающие хлеб тяжёлым трудом. 
- Грабители тоже живут? – Лёвушка оторопел.
- Они, что не люди? Им тоже жить надо. 
- И часто к вам заглядывает полиция? – спросил мальчик.
- Чего ей заглядывать? Полиция знает, что ворованное в доме не держат. Для этого есть перекупщики. Ты, детка, не думай о них плохо. Каждый добывает свой кусок хлеба трудом.
 
Они вошли в квартиру. Комната, в которой они оказались, была тёмной и пахла прогнившими овощами. Старый протёртый диван, круглый стол и четыре стула – вот и вся мебель, украшавшая комнату.
- Так вы же голодные?! – вскричала тётя Двойра полувопросительно, полуутвердительно.
- Умираем с голоду, - подтвердил Семён. – Мы сегодня и маковой росинки во рту не имели.
- Что же я стою? Бегу на кухню приготовить любимому племяннику что-то на поесть. Мальчик тоже голодный? Как можно не накормить мальчика завтраком? Позор!
 
В ожидании еды, Лёвушка, усевшись на диван, положил голову на валик и крепко уснул. Семён не стал его будить, понимая, что мальчик не выспался на корабле и  устал. Он сам чувствовал усталость и голод. Тётя Двойра, вернувшись в комнату, по своей привычке громко позвала:
- Хлопцы за стол! Что это вы приуныли? У меня вы голодными не будете!
 
Пришлось разбудить Лёвушку и отвести его в столовую. Только приступили к еде, как раздался громкий стук во входную дверь. Пришёл Йосель. Он был весел и бодр, как будто он не провёл бессонную ночь на качающемся на волнах судне.
- Вот и брат пришел, - тётя Двойра была в восторге. – Садись кушать. Дети уже едят!
- А где Мойша? – спросил Двойру Йосель.
- Мойша сегодня имеет хорошую работу. Господин Рабинович купил новую мебель. Так Мойша перевозит мебель из лавки к нему. Мадам Рабинович обещала хорошо заплатить, если Мойша вывезёт её

старую мебель тоже. Старую мебель купил старьёвщик Хаймович с условием, что мебель доставят ему в лавку на Новом базаре. Так Мойша сегодня имеет хорошую работу!
- Не везёт! – сказал Йосель. – Как раз, когда мне нужно вывезти товар с порта мой Мойша имеет другую работу! Придётся нанимать другого биндюжника. Он меня разорит!
- А ты хотел, чтобы Мойша работал задаром? – спросила тётя Двойра.
- Не хотел я! Но я надеялся, что с Мойшей я договорюсь. 
- Садись кушать.
- Нет мне надо срочно вывезти товар. Ваш сосед Янкелович сегодня имеет работу?
- Он возит товары для магазинов господина Рабиновича. Нет не того Рабиновича, что купил мебель, Другого, который имеет большой магазин на Преображенской.
- Кто же отвезёт мой товар?
- Что ты беспокоишься. Вечером Мойша вернётся и отвезёт.
- Не могу ждать. Пойду на Привоз искать свободного биндюжника.
- Ну и беспокойный ты, Йося!
 
Лёвушка слушал их разговор с любопытством. Одесса – это другой мир. Она не похожа на местечко, где жизнь течёт медленно. 
- Когда мы пойдём искать Волкова? – спросил он Семёна, когда Йосель, даже не приступив к еде, покинул квартиру. 
- Мы должны помыться, почистить одежду и только тогда мы пойдём искать адвоката. Я хочу выглядеть прилично. Хочу произвести на него благоприятное впечатление.
 
Он осмотрел Лёвушкин наряд и добавил:
- Понимаешь друг, ты бы лучше достал тот наряд, в котором ты был на седере. Уж больно ты на татарчонка похож. Господин адвокат тебя в этом наряде не узнает.
- А я ему напомню.
 
Пока они собирались, вернулся Йосель. Он был доволен – товар перевезен в хранилище и находится в полной сохранности. 
- Вы это почему вырядились? – спросил он сына.
- Отправляемся к адвокату.
- Ну с богом.
 
51.
Адрес в объявлении был на Екатерининской улице. Пошли пешком, чтобы не тратиться на извозчика. По дороге Лёвушка разглядывал город. Дома были сложены из светлого ракушечника, и Лёвушка мысленно окрестил Одессу – Белый город. На душе было легко. Лёвушка спешил найти Волкова и от него узнать, где он найдёт мать. На Екатерининской они нашли дом, но ни каких вывесок адвокатской конторы там не было. Не зная куда постучать, они постучались в первую попавшуюся дверь просторного дома. Служанка, открывшая им дверь, не знала никакого адвоката Волкова. Она порекомендовала обратиться к дворнику, который знал всех в доме. Дворник, выслушав Семёна, указал на дверь в глубине двора, где жила дама, у которой иногда останавливался адвокат.
- Проходите, - вежливо встретила их госпожа, к которой их направил дворник. – Господина адвоката в городе нет, но я ожидаю его со дня на день. 
 
Семён протянул ей газетное объявление о поиске Лёвушки. Она внимательно прочла объявление, критично осмотрела Лёвушку и сказала:
- Я об этом ничего не знаю. Господин Волков мне ничего о мальчике не говорил. Знаю только, что он навсегда переезжает в Одессу, и я ему уже подобрала квартиру на Пушкинской. Сейчас я по его просьбе подбираю ему достойное помещение для конторы. 
 
Она ещё раз прочла объявление из газеты и, подумав, спросила:
- Ты действительно Лейба Умов? Странное имя!
-  Не вру. Меня дядя Волков знает. Мама ему поручила меня найти, так я думаю.
- А ты не убежишь? 
- Я не убегал. Меня увезли от мамы.
- Ну, если не убежишь, приходи через пару дней. Господин Волков должен скоро приехать.

 
Они попрощались с приятной дамой и уныло побрели на Молдаванку. Лёвушка был особенно огорчён. Он уже настроился на то, что мама найдена, а тут задержка. Семён тоже приуныл. Он с таким нетерпением ждал награды. В душу закралось сомнение. Так они дошли до дома тети Двойры. Дома им пришлось отмахиваться от расспросов. 
 
Пару дней ожидания прошли в труде. Семён и Лёвушка взялись помочь дяде Мойше перевозить чужую мебель. Лёвушку поразили лошади старого биндюжника. Биндюжники в Одессе использовали особую породу лошадей. Это были огромные животные с необъятной толщины ногами, высокие и выносливые. Они поднимали в гору груз, важно качая головами. Лёвушка никогда не видел таких лошадей. Семён и Мойша старались быстро нагрузить и разгрузить огромную платформу, которую тянули эти лошади. Для Лёвушки эта работа была не по плечу. Он скорее мешал, чем помогал, но Мойша его не гнал. Дети Мойши, а у него было пять детей, улетели из гнезда – дочери замуж, а сын поменял профессию биндюжника на моряка и уплыл в дальние страны на греческом судне. Вот старому Мойше было приятно присутствие мальчика. Лёвушка помогал кормить лошадей, принёс ведро воды из  колонки и с удовольствием наблюдал, как лошади пьют из ведра. Жара была невыносимая, и лошади вспотели. Запах лошадиного пота преследовал Лёвушку весь день.
 
В порту их нашёл Хаим. Он сообщил им, что устроился на судно юнгой с обязанностями помогать куку. Судно было греческое и шло с грузом зерна в Италию. Хаим надеялся в Стамбуле удрать с судна. Лёвушка обратил внимание на то, что Хаим срезал свои пейсы. Он спросил Хаима об этом.
- Капитан поставил условие – или пейсы или море. Мне ничего не осталось, как срезать пейсы. Но в Палестине я их отращу!
- Сначала надо попасть в Палестину! – сказал Семён.
- Я обязательно попаду, чего бы это мне ни стоило! А как у вас? Адвокат не принял?
- Примет, - уверенно сказал Лёвушка.
 
52.
Волков и обрадовался и огорчился, когда Семён привёл к нему Лёвушку. Обрадовался по той причине, что последнее дело, связывающее его с Евпаторией, завершено. Он нашёл сына Анны – выполнил обещание данное покойному другу. Причиной огорчения было то, что ему предстояло открыть мальчику всё, что произошло с Иваном и его матерью. Он считал, что Лёвушка строил большие надежды на мать, а придётся вернуться в Гориловку к отцу. Волков чувствовал неудобство и в том, что обещанное почти год назад вознаграждение за помощь в поисках Лёвушки, ушло на лечение четы Яковлевых.
 
Лёвушка был очень обрадован, когда увидел Волкова. Он скромно подошёл к Александру и сказал:
- Как я рад, что я нашёл хоть вас, дядя Волков. Я так долго искал маму, что у меня пропала надежда её найти. Я намеривался вернуться в Гориловку, чтобы оттуда искать маму.
- Чего же ты не вернулся? – спросил Волков. – Ты боялся, что тебя вернут часовщику? Где ты был всё это время?
 - Это трудно рассказать. Я искал маму и дядю Ивана, но я не знал где их искать. Сначала я напросился к цыганам. Они довели меня до Ялты. Там меня захватила одна важная госпожа по фамилии Остроумова. Она решила, что я её сын и не хотела меня отпускать. Мне пришлось пробыть в её доме долго. Её слуга, который знал, что я не Коля Остроумов, обещал мне, что поможет найти маму. Я ему поверил, а он меня обманул. Мне пришлось бежать от них в горы.
 - Почему в горы?
 - В городе меня бы нашли и вернули госпоже. В горах было холодно, и я простудился. Я, может быть, пропал бы в горах, если бы не добрые татары. Они меня вылечили и привели к отцу Семёна. А Семён уже привёз меня сюда. Вот и всё. 
 - Почему же на это ушёл целый год? Почему ты не обратился к полиции?
   - Я боялся, что полиция меня вернёт к часовщику или госпоже Остроумовой. Где моя мама? Я хочу скорее её увидеть. 
- Мама в Евпатории. Это в Крыму. Её увидеть не просто. Я не могу сейчас повезти тебя к ней.
- Почему?
- Я должен работать в Одессе.
- Что же мне делать? Отправьте меня в Евпаторию, пожалуйста.

- Многое произошло за год. Умер Иван Фёдорович. Мама заразилась туберкулёзом и не сможет тебя воспитывать. Ты должен отправиться в Гориловку к отцу. Обещаю, что тебя там никто не обидит и к часовщику не отошлёт. Вот только надо найти способ как отправить тебя. Один ты в такую дорогу отправиться не можешь.
 
Молча наблюдавший их беседу Семён вмешался:
- Если вы выдадите мне обещанное вознаграждение, я отвезу Лейбу в Гориловку.
- У меня и тут проблема. Деньги, обещанные в объявлении, потрачены на лечение родителей Лейбы. Денег нет.
-  Не может быть!? Вы же в газете обещали!
- Обещал не я, а Иван Яковлев. Он умер от туберкулеза, и выполнить обещание не может. Я только адвокат и давал объявление от имени Яковлева. 
- Что же мне делать? Я так надеялся на эти деньги!
- Я от себя могу вам выплатить пятьдесят рублей с условием, что вы доставите мальчика в Гориловку.
- Я хочу в Евпаторию! – вскричал Лёвушка. – Я хочу увидеть мою маму!
- Я понимаю твоё желание увидеть маму, но она больна, и ты у неё остаться не можешь. Имеется опасность, что ты тоже заболеешь, если будешь жить с матерью. Это страшная и очень заразная болезнь.
 
Семён был так убит новостью, что вознаграждение он не получит, что разговор о Евпатории прошёл мимо его внимания. Он отчаянно думал, что ему делать, почему ему так не везёт. Лёвушка тоже не мог поверить, что за этот год всё так изменилось. Он не мог себе представить, что умер Иван, что мать больна и может заразить его. Конечно, он знал о туберкулёзе. В Гориловке это был частый гость  и много людей от этой болезни умерли. Это были чужие люди. В окружении мальчика никто этой болезнью не болел. В юности кажется, что такие несчастья могут только быть у других, не у близких людей. 
- Дядя Волков! Отправьте меня в Евпаторию. Я хочу хоть глазком увидеть маму! Пожалуйста, Богом молю! Я поеду в Гориловку только, если мама мне об этом скажет.
- Твоя мама согласна, чтобы ты поехал к отцу.
- Я хочу услышать это от неё, - упрямо сказал Лёвушка. – Если вы мне не поможете, я убегу от вас и сам доберусь до Евпатории! Слава Богу, я теперь знаю, где маму искать.
- Что ты Лёвушка! – сказал мягко Волков, впервые назвав мальчика так, как его называла мать. – Я отправлю тебя к маме, если ты настаиваешь. Только потом тебе всё равно нужно будет отправиться к отцу.  Кто повезёт тебя к отцу? Мама ведь не сможет. В этом проблема!
- Что с мамой? – тревожно спросил Лёвушка.
- Я же объяснил тебе, что твоя мама заболела туберкулёзом. Ты не сможешь жить с ней. 
 
Лёвушка опустил голову. В его сознании не укладывалось, что его мама больна. Вдруг он вспомнил, как лежала побитая больная мама в доме старой барыни. Неужели там в Евпатории тоже её побили? Он чувствовал вину – это всё потому, что он не был рядом и не защитил её. Он должен поехать к ней и её вылечить! 
- Дядя Волков, молю вас, отправьте меня к маме. Я её вылечу!
- Её лечит хороший доктор. Доктор сказал, что тебе опасно быть в её доме. Дети легко могут подхватить туберкулёз.
- Я хочу увидеть маму!
- Хорошо, ты её увидишь. Вы, молодой человек, где вы остановились?
Семён был всё ещё в шоке и не сразу понял, что адвокат спрашивает его. Волкову пришлось повторить вопрос.
- Я остановился у тёти, которая живёт на Молдаванке.
- Вы сможете устроить у вашей тети Лейбу на пару дней? Я свяжусь с одним человеком в Евпатории и, если он возьмется помочь Лейбе с переправкой из Евпатории в Гориловку, я отправлю Лейбу к маме.
- Я устрою Лейбу у тёти, а как быть с вознаграждением?
- Приведите Лейбу через неделю, и я выдам вам те пятьдесят рублей, которые я обещал. Больше я не могу. Согласны?
- Что мне остаётся?
- Вот и хорошо. А пока я вам даю три рубля на содержание ребёнка на эту неделю.

 
53.
Тётя Двойра была рада возвращению Лёвушки. Она с энтузиазмом встретила известие о том, что племянник и Лёвушка должны задержаться в Одессе на неделю. Совсем иначе принял эту новость Иосель. Он не был разочарован новостью, что вместо трёхсот рублей Семёну обещали только пятьдесят. Он никогда не рассчитывал на те большие деньги, которые были обещаны в объявлении. Это было бы слишком нереально, а в невероятную удачу старый Йосель не верил. Это в библейские времена манна падала с неба на евреев, а в наши тяжелые годы легко можно нажить только одни неприятности. В этом Йосель был уверен. Йосель был огорчён тем, что Семён задерживается в Одессе. Он же задерживаться не мог – в Карасубазаре он оставил лавку на чужих людей.
 
Семён же был очень разочарован. Конечно пятьдесят рублей деньги хорошие, но совершенно недостаточные для задуманной им цели – уехать в Германию учиться. Неужели он должен у отца перенять дело и стать мелким торговцем? Не вырваться ему из нищеты и жестокой борьбы за кусок хлеба! Неужели он окончил гимназию для того, чтобы вечно унижаться перед городовыми и со страхом ждать погромов? 
 
Лёвушку не покидали мысли о болезни мамы. Он хотел понять, в чём заключается эта болезнь и как её лечат. Единственный человек, который, по мнению Лёвушки, мог знать ответ на эти вопросы, был Мирон. Но он остался в Крыму. Пришлось обратиться к Семёну. Семён очень подробно поделился с Лёвушкой, теми знаниями о туберкулёзе, которые у него были. Он, например,  знал, что эта болезнь поражает и бедных и богатых и, что лечения, такого чтобы вылечиться навсегда, от этой болезни нет. Но он твёрдо знал, что многие страдают от этой болезни, особенно при хорошем уходе, долго, и могут жить годами. Он как мог старался успокоить Лёвушку.
 
Неделя пролетела быстро. Лёвушка старался помочь добрым людям, приютившим его, а тётя Двойра от души радовалась присутствию мальчика в доме. Через много лет выросший Лёвушка с благодарностью будет вспоминать добрую женщину, заботившуюся о нем в эту неделю. 
 
Волков принял их очень приветливо. Он всё устроил и был готов отправить Лёвушку в Евпаторию. Там Лёвушка должен будет явиться к пану Янковицкому и старый поляк повезёт его к маме. Лёвушка был в восторге. Наконец его мечта исполнится, и он увидит маму. У него теплилась надежда, что мать оставит его у себя. Он готов был вернуться в Гориловку к папе, но без мамы он там будет чувствовать себя неуютно.  Он любил папу, но в его воспитании отец не участвовал, и близости с отцом у него не было. 
 
Волков вручил Семёну  пятьдесят рублей и поблагодарил его за заботу о Лёвушке.
- Ты извини меня, но нет у меня никакой возможности дать тебе полное вознаграждение. Я вижу, что ты грамотный парень и твоё  желание учиться очень похвально. Мне сейчас нужен помощник, человек, который будет поддерживать в порядке всю мою документацию. Если хочешь занять это место – оно твоё.
- Для этого нужен вид на жительство, а у меня его нет.
- Если ты примешь эту работу, то я выхлопочу для тебя вид на жительство в Одессе.
- Когда выходить на работу? – с энтузиазмом спросил Семён.
- Хоть завтра.
- Спасибо господин адвокат. Я завтра же приступлю к работе.
- Вот и прекрасно. Будешь по вечерам самостоятельно по книжкам учиться. Я помогу тебе получить право на сдачу курса экстерном.
- Я даже не знаю, как вас отблагодарить.
- Я думал, как тебе помочь и вот, брат, придумал. Работа скомпенсирует со временем потерю вознаграждения.
 
Лёвушка был очень рад за Семёна, но его мысли были о Евпатории и маме.
- А когда я отправлюсь в Евпаторию? – спросил он нетерпеливо.
- Завтра рано утром. Эту ночь ты ещё переночуешь в Одессе. Моя квартирная хозяйка позволила тебе воспользоваться её ванной. Ты выкупаешься, переоденешься вв всё чистое, а утром я тебя посажу на корабль.
- У меня нет чистого белья, - сказал смущённо Лёвушка. - И из одежды только то, что мне подарили татары, которые приютили меня зимой.   
- Мы с тобой придумаем, во что тебя переодеть, - Волков добро улыбнулся. 

 
Семён пришел на пристань провожать Лёвушку. Адвокат хотел быть уверенным, что Лёвушка не исчезнет, как год назад. Он велел Семёну договориться со шкипером, чтобы кто-то из матросов сопровождал Лёвушку до дома пана Сигизмунда Янковицкого и лично убедился, что мальчик в надёжных руках старого шляхтича. Лёвушка уверял Волкова в том, что он не убежит, но Александр всё же хотел  чтобы мальчика доставили по назначению. Семён был рад выполнить первое поручение своего нового работодателя, к тому же он за это время привязался к Лёвушке и хотел его проводить.
 
Лёвушка радостно покидал Одессу. Город ему понравился, люди принимавшие его в Одессе ему были приятны, но мальчик стремился к маме. Он был уверен, что мама оставит его у себя, и с нетерпением ждал встречи с ней. 
- Прощай Лейба Умов, - сказал Семён, обнимая на прощанье мальчика. – Я очень благодарен судьбе за то, что ты попался на моём жизненном пути. Не получилось мне учиться в просвещенной Германии, но из тисков местечка ты меня вытянул. Папа недоволен, зато тётя в восторге.
- Спасибо тебе, Семён. Ты помог мне найти Волкова, и я надеюсь вскоре увидеть свою маму. Спасибо!
 
Матрос позвал Лёвушку на борт судна. Лёвушка, держась за верёвочные перила поднялся по трапу на борт. Там он последовал за матросом, который повел его в каюту. Это был матросский кубрик, в котором было два ряда двухэтажных коек. Матрос указал мальчику на койку у круглого окна и ушёл. Лёвушка забросил свой тюк на койку и поспешил на палубу, наблюдать за отплытием. Взглянув на причал, Лёвушка увидел Семёна. Он помахал ему рукой. Над головой раздался громкий возглас:
- Отдать концы!
 
Матросы засуетились у тяжёлых канатов, освобождая корабль. Судно медленно отчалило от причала. Над головой Лёвушки кружились белые чайки, радостными криками сопровождая корабль. Лёвушка долго смотрел, как удаляется берег, и дома на горизонте становятся все меньше и меньше, пока они не слились в одну полосу. Корабль медленно плыл вдоль побережья навстречу Крыму, из которого Лёвушка приплыл совсем недавно. На душе было радостно и, казалось, совсем не качало. 
 
Плаванье прошло без приключений. Поздно вечером судно пришло в Херсон, где была остановка. Несколько пассажиров покинули судно.  Матросы разгрузили несколько тюков товаров, предназначенных для Херсона, и погрузили на судно ящики с арбузами. Всю ночь стояли у причала. Лёвушка, утомлённый днём плаванья, крепко спал на своей койке.