Гл. 2 Христианская эсхатология первого тысячелетия

Юрий Шпилькин
Глава 2. Христианская эсхатология первого тысячелетия
Древняя восточная мудрость гласит: Не дай вам Бог жить в эпоху перемен. В истории человечества было немало периодов, когда народы содрогались перед возможным концом света. Но если апостольское поколение христиан верило в скорый конец света, то их последователи считали, что им и их «поколению не придется» жить в то время, когда наступят дни, предсказанные пророками. Важнейшей идеей первых проповедей была мысль: «Занимайте свои умы только вещами существенными – для этого настало время». Именно поэтому апостол Павел, по крайней мере, в начале своей посланнической деятельности советовал девицам не выходить замуж, а потерявшим мужей сохранять свое вдовство: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. (1-е Коринф. 7: 8). Конец света, ожидавшийся в христианском мире согласно различным трактовкам Библии и Священных преданий пророков и согласно разным системам отсчёта в разных календарях — 33; 156, 666; 900; 999; 1000. Наряду с библейскими пророками, все чаще возникали пророчества различных ересиархов. Одним из таких был, живший во втором веке Монтана.

Пророчество Монтана. Апокалипсис согласно пророчеству Монтана — 156 год. Время, когда выступил Монтан, с точностью определить невозможно, вероятно в начале 2-й половины II века, который согласно некоторым преданиям был сначала жрецом Кибелы, будучи христианским неофитом, обратил на себя внимание экстазами и исступлениями, во время которых он держал странные речи. Настойчиво возвещал о новом пришествии Христа и явлении горнего Иерусалима, который должен был снизойти с небес и, явившись в облаках, утвердиться на земле. Один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов Тертуллиан систематизировал и литературно обосновал различные стороны монтанистической доктрины. Монтанизм Тертуллиан определяет как «новое пророчество», они предсказывали близкое наступление второго пришествия, за которым должно открыться тысячелетнее Христово царство. Его знаменитый афоризм «Верую, ибо абсурдно» раскрывается в рассуждении: «И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно». В учении монтанистов его привлекало ожидание близкого конца света и строгий аскетизм, но довольно скоро он счёл даже монтанистов недостаточно нравственными и основал собственную общину, просуществовавшую не менее века после его смерти.

В лихорадочном ожидании последнего дня не могло быть речи об отчизне, семье, земных удобствах. Браки расторгались, соблюдалось общее пользование имуществом и строжайший аскетизм. Однако, дни, месяцы, годы проходили, а небесный Иерусалим все не появлялся. В последующие столетия даже в произведениях первых великих христианских писателей как Августин Блаженный и Боэций мы не найдем катастрофических мотивов. Разумеется, время, когда они жили, было полно горечи и тревог, но оно не воспринималось ими как апокалипсическое. В своей книге «О граде Божием», Августин (354 — 430) излагает «первую мировую историю», как борьбу двух враждебных царств. «Град земной» и «Град Небесный» — символическое выражение борьбы двух видов любви: эгоистического - «любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу» и морального - «любовь к Богу вплоть до забвения себя». Эти два града развиваются параллельно, переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям. Живший столетием позже Боэций (ок.480 — 524), христианский теолог, автор ряда богословских трудов: «О Троице», «О седмицах», «О католической вере», «Против Евтихия и Нестория», в главном своем сочинении «Утешение философией» ни разу не упомянул имя Христа: характерно, что в заточении Боэцию является не Дева Мария, а персонифицированная Философия.

Кто-то думает, что монахи, уединившиеся в своих монастырях, только молятся, предаются мистическим подсчетам и ищут признаки появления антихриста и его числа. Но не все так, старейшие бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. При монастырях ордена св. Бенедикта, сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, велось обучение людей, организовывались ярмарки, больницы. Многие бенедиктинские монахи, такие как Ансельм Кентерберийский и Петр Дамиан были видными философами и богословами. И даже в 666 году ничего существенного не произошло. Разве что, Папа римский Виталий своим декретом ввёл в литургический обиход орган. Даже возникновение ислама и его дальнейшая экспансия не породили каких-то катастрофических настроений.

Ожидания конца света начали предсказывать на 1000 год от рождения Христа – халиазм (гр. тысяча) или милленаризм (от лат. «тысяча») — учение, в основе которого лежит буквальное толкование пророчества (Откр.20:1-4), говорящего о тысячелетнем Царстве Божием на земле в конце истории. "Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и будет обольщать народы"... Сущность его заключается в следующем: задолго до кончины мира Христос опять придет на землю, поразит антихриста, воскресит одних праведников, устроит новое царство на земле, в котором праведники, в награду за свои подвиги и страдания, будут царствовать вместе с Ним в продолжении 1000 лет, наслаждаясь всеми благами временной жизни. Затем уже последует второе, всеобщее воскресение мертвых, всеобщий суд. Но справедливости ради следует отметить, что Х век действительно завершался народными страданиями и мучениями. Опустошительные войны, эпидемия чумы в Европе, голод и смерть людей, сопровождаются грабежами и насилием. Не наступает ли время дьявола? По мнению РПЦ хилиастические взгляды в древности распространялись, главным образом, среди еретиков. Впрочем они встречаются и у некоторых древних писателей Церкви (у Папия Иерапольского, Иустина Мученика, Иринея). В новое время они возродились в протестантских сектах; наконец, видим попытки в духовной литературе нашего времени провести идеи хилиазма и в православную богословскую мысль. Но вот проходит тысячный год, приближается 1033 год, когда исполняется годовщина смерти Христа. Ходят слухи о необычных и странных знаках, появляющихся на небе и на земле. В небе появляются неизвестные светила, солнце и луна приобретают багровый цвет. На небосводе в особых местах проступают очертания креста. В Иерусалиме кто-то совершил надругательство над Гробом Господнем, разрушаются городские церкви, повсеместно происходят массовые убийства людей. Не является ли все это свидетельством того, что земной Иерусалим готовиться уступить место Иерусалиму небесному? Безусловно, все это скорее связано, с очевидным кризисом европейского христианства, но эти предсказания породили в народе надежды на обновление религиозной жизни. Собственно смысл слова «апокалипсис» сильно искажен. Речь идет не конце мира, как таковом, а о конце данного мира, то есть о конце нищеты и несправедливости, в которых мы пребываем.