Никому - себе!

Семён Лившиц
                (Притча)

Эту притчу очень любила рассказывать моя бабушка. Я слышал её много раз, поэтому могу воспроизвести дословно, хотя последний раз слышал её лет 30 назад.


Жила-была королева, и у неё был единственный сын, в котором она души не чаяла. Принц и в самом деле был не только умным, но и добрым мальчиком. Доброту ему привила его няня, простая добрая женщина, которая всегда говорила, что всё, что человек делает - и хорошее, и плохое - он делает не кому-то, а себе.

Шли годы, мальчик рос. Когда он повзрослел, а няня состарилась, она ушла жить в избушку, стоявшую в лесу, расположенном недалеко от дворца. Каждый день она приходила во дворец, и королевa давалa ей хлеб или пирог. Hяня забирала его и уходила, но вместо благодарности всегда говорила: "Никому - себе!"

Королева считала это неблагодарностью, и однажды, разозлившись, она сказала поварам: "Надоела мне эта нищенка! Испеките для неё пирог с ядом!"

Ничего не подозревавшая старушка, как обычно, сказала "Никому - себе!" и унесла отравленный пирог. Подходя к дому, она увидела всадника, скакавшего по направлению к ней. Он подъехал, и она узнала принца.

- Здравствуй, нянюшка! - сказал он. - Я утром охотился, а потом заблудился в лесу, только сейчас выбрался из чащи. С утра ничего не ел. У тебя есть что-нибудь съедобное?

- Вот пирог, свеженький, твоя мама полчаса назад дала мне, - ответила няня...


Так сбылись для королевы пророческие слова: Никому - себе!