5. Смерть Сталина или почему плакала Дусенька

Вадим Прохоркин
               
На фотографии чета Егоровых Евдокия Николаевна и Виктор Иосифович. Снимок 1978 г

Почему плакала Дусенька
 Из рассказов тещи Евдокии Николаевны


После окончания войны муж моей тещи Евдокии Николаевны Виктор Иосифович, воевавший на 3-м Украинском фронте, надолго задержался в столице Австрии городе Вене и вернулся к семье в Судиславль, что на Костромской земле, только в  1947 году.

Не успел Виктор Иосифович пожить с женой и дочкой Цветой (это он так красиво  назвал дочку), как снова был мобилизован, но уже не военкоматом, а партией. Его, члена партии и механика по профессии, послали в Калининградскую область восстанавливать там народное хозяйство.

Но прежде небольшой исторический экскурс.

В 1945 году согласно решению Потсдамской конференции трех великих держав (СССР, США, Великобритании) о ликвидации Восточной Пруссии, её северная часть отошла Советскому Союзу. В  апреле 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР". В июле её административный центр был переименован в Калининград, а область - в Калининградскую. Городам и населенным пунктам области дали новые названия. Теперь во вновь созданной области надо было налаживать   работу промышленности и сельского хозяйства.

Надо отметить, что когда советские войска вошли в Восточную Пруссию, началось массовое бегство немцев на Запад. После окончания войны в Кёнигсберге и области еще оставалось до 60 тыс. немцев. Позднее их число пополнилось за счет возвращения беженцев.

А осенью 1947г. была начата депортация немецких жителей Калининградской области в Германию. В основном она завершилась осенью 1948 г. На некоторое время оставили только нужных на производстве специалистов, но и тех выселили в начале 50-х гг.

Промышленность в области была разрушена. Немцев в области почти не осталось, и восстанавливать заводы и фабрики стало некому. Встала задача срочно заселить область переселенцами из областей страны.

Вообще-то заселение будущей области переселенцами из других регионов СССР началось сразу же после окончании войны в 1945 г. А  в августе 1946 г. по постановлению правительства уже началось массовое заселение области.

Итак, Виктора Иосифовича направили в Калининградскую область восстанавливать бывшее немецкое, а теперь советское народное хозяйство. Работал он на восстановлении маслозаводов, сначала  в Багратионовске, затем в Домново (там у него родилась вторая дочь Тамара).

Шел 1952 год, когда при проверке на заводе, а Виктор Иосифович был его директором, обнаружились какие-то злоупотребления. Не разобравшись толком в их причине, Виктора Иосифовича и бухгалтера завода обвинили в халатности, отдали под суд, и на два года отправили на отсидку в исправительную колонию города Черняховск. Евдокия Николаевна осталась одна с двумя малолетними дочерьми на руках.
         
А тут великий Сталин возьми, да и помри. Народ рыдал, но у Евдокии Николаевна слёзы не лились – она была в обиде за необоснованное осуждение мужа. В связи со смертью вождя было срочно собрано партийное собрание, а Евдокия Николаевна, работавшая заведующей детским садом, как и её супруг, была членом партии. На собрании тоже все лили слёзы. А чтобы никто  не заподозрил её в бездушии и безразличии к всенародному горю, она взяла луковицу, разрезала её пополам и скрытно стала нюхать, тут-то у неё глаза покраснели  и полились слезы.

Со смертью Сталина у Евдокии Николаевны появилась надежда, что будет объявлена амнистия и её Витеньку выпустят на свободу.
С такими мыслями Евдокия Николаевна и поехала в Черняховск на свидание с мужем. В комнате свиданий под приглядом охранника она бросилась на шею к мужу  и громко заплакала. Растроганный слезами жены, Виктор Иосифович стал её успокаивать:
- Ты что плачешь, Дусенька? Ты по мне плачешь? Не плачь, у меня всё нормально…
-  Не по тебе я плачу, Витенька…
-  А по ком?
-  Сталин умер…
Но тут грубо вмешался охранник, поскольку сообщать заключенным о смерти Сталина было запрещено.  Он пресёк их разговор и отменил свидание, и по этой причине Виктор Иосифович не узнал, почему плакала его дражайшая половина.

Так почему всё же плакала Дусенька? Вопрос совсем не  риторический, и ответ на него Евдокия Николаевна знала, но до времени помалкивала.

А 27 марта, как и предполагала Евдокия Николаевна, вышел  Указ об амнистии, по которому освобождению подлежало около 1 млн заключенных, и её Витенька,  пробыв в отсидке всего восемь месяцев, вернулся домой.
Вскоре он был реабилитирован, и ему предложили снова вступить в партию, но он категорически отказался. На прежнюю работу он уже не вернулся. А Евдокия Николаевна оставалась в партии до самого развала СССР, и  даже была награждена знаком «50 лет пребывания в КПСС».

Январь 2012 г.

См.продолжение - http://www.proza.ru/2013/10/15/720