Античность глазами музейнрго смотрителя. Часть 3

Галина Иванова 3
Первый зал, в который меня определили, был зал – Дионис. Я сразу полюбила этот зал. Терракотовые стены из стюка (искусственного мрамора) и на этом фоне скульптуры из постаревшего мрамора смотрятся особенно торжественно.

Главными фигурами здесь явились три скульптуры  бога Диониса, любимого Бога древних греков, покровителя  сил природы, виноделия, и которого несложно запомнить по атрибутам: это  виноградная лоза или венок из плюща, чаша с вином, а рядом с ним его лесные божества Сатиры и любимая пантера.

 С богами всегда были соединены определенные растения, птицы, млекопитающие. Орел считался вестником Зевса и постоянно находился у его ног на Олимпе. Священными животными Афины были змея и сова, и у многих народов эта парочка рассматривается, как носитель мудрости. А трагически окончившиеся ухаживания Апполона за прекрасной Дафной – свидетельство той роли, которую сыграло лавровое дерево в культе  Апполона.

Маленькие детки, которые  занимаются в Эрмитаже с трех лет, безошибочно находят Богов и Героев по их атрибутике. Как приятно наблюдать за детьми, которые так внимательно слушают экскурсовода и так быстро схватывают материал, и быстро его запоминают.

Они ходят с маленькими ковриками или подушечками, садятся на них  прямо на пол и внимательно слушают. Сделав круг по античному отделу, так устают, что обратно родители несут их уже на руках спящими. Зрелище не передаваемой красоты: ослепительно роскошные залы Эрмитажа и спящая на руках папы маленькая прехорошенькая дочка, с ниспадающими с его руки длинными вьющимися волосами.
 
Самая знаменитая скульптура Венеры Таврической тоже находиться в зале Диониса и является эллинистическим образцом, который восходит к прославленной Афродите Книдской, созданной скульптором Праксителем в 4 в. до н.э. Впервые в истории создания греческих культовых статуй богиня любви и красоты была изображена полностью обнаженной, однако нагота  была оправдана мотивом купания, о чем говорит наброшенная одежда на подпорье статуи, а жест рук, прикрывающих грудь и лоно, сохранил целомудрие божества.

В Петровское время было положено начало широкому коллекционированию скульптуры. Десятки статуй украсили Летний сад – предмет горячей любви и забот Петра. Распоряжение о «сыске мраморных фигур» получили доверенные лица царя в Голландии и Италии. Самым значительным приобретением, несомненно, была и Венера Таврическая, которая первоначально стояла в Летнем саду, где были приставлены к ней даже часовые, т.к. посетители сада неоднозначно отнеслись к обнаженной скульптуре, называя ее «белой дьяволицей», а потом была водружена в Таврический сад, откуда и получила  название Таврическая».

Через три года моей работы в Эрмитаже на этой скульптуре повесят новую табличку с надписью: «Афродита». Молодой ученый Александр Круглов провел собственные расследования на предмет того, что это не римская копия, а греческий оригинал неизвестного автора, выполнившего эту работу, копируя великого Праксителя.

Александр исходил из того, что никаких исследований никогда прежде не проводилось, просто решили в свое время, что это римская копия. Он долго обследовал скульптуру, привлекая специалистов, написал несколько доказательных статей. Половина научных работников отдела приняла его точку зрения, другая не согласилась с его доводами, но, тем не менее, Венера превратилась в Афродиту, а споры продолжаются. Туристы и посетители частенько путают нашу Венеру с Венерой Милосской, и я вежливо поправляла их и сообщала, что Венера Милосская находится в Лувре, в Париже.

Я всегда так комфортно чувствовала себя именно в этом зале, может потому, что это первый зал, в котором я провела свой  первый рабочий день, может потому, что моего сына звать Денис, а может  близкое присутствие такого шедевра, как Венера Таврическая.

 Особенно я любила  утро в этом зале. Смотрители приходят на работу за час до открытия музея для посетителей и этот час предназначен для того, чтобы успеть стряхнуть пыль со скульптур и необходимость присутствия в зале во время  работы пылесосом уборщиков.  Тихо, ушли шумные уборщики. И ты остаешься один на один с вечностью.

 Я вставала рядом со скульптурой Венеры Таврической, стройной, увенчанной маленькой гордо повернутой головкой, и взглядом, обращенным поверх, куда-то в даль. Стоило мне только подумать, что ей более двух тысяч лет, и что это первая скульптура, которая появилась в России, и что приобретена она при активном участии Петра 1, и что наверняка он прикасался к ней, да не только он, но и все последующие монаршьи особы, то у меня только от одной этой мысли щемило сердце, и я испытывала истинное ощущение полного восторга и может быть счастья.

Между залами Юпитер и Дионис находиться совершенно очаровательный римский дворик или зал Лебедь, названный в честь скульптуры лебедя, когда-то украшавшей этот зал. Этот зал конструктивно повторяет тип  внутреннего двора античного жилища.  Среди многочисленных декоративных статуй, размещенных в зале, наибольший интерес представляют античные фонтанные произведения.

Фигура спящего Силена является характерным и одним из самых ранних греческих фонтанов среди сохранившихся образцов. Толстый Силен, вечно хмельной спутник Диониса, уснул прямо на бурдюке с вином, не замечая, что вино стало вытекать из мраморного отверстия бурдюка. Когда-то в настоящем римском дворике струилась настоящая вода фонтана, журчали воды, щебетали птицы, и шелестела зелень сада. Все это делало сцену почти живой, что позволяло видеть в ней воспроизведение мифа.

Просвещенный зритель, мог тут вообразить мифологическую картину, вспомнив, что во фригийском городе Анкире существовал « источник Мидаса» - царь Мидас подмешивал в него вина, чтобы поймать Силена и овладеть его мудростью. В то же время, образ силена - демона плодородия, стража неиссякаемости, чистоты и прохлады источника, придавал небольшому уголку природы сакральный характер.

Приспосабливая мраморные  фигуры под фонтаны, античные мастера подводили свинцовые трубки для воды снаружи к отверстию в камне: это хорошо видно, например, по голове змеи из композиции статуэтки – фонтана « Младенец Геракл, удушающий змей».

Вот он  первый подвиг Геракла. Я всегда с содроганием отношусь к поступкам богов и богинь. Казалось бы Гера – супруга Зевса, главная среди богинь Олимпа. Гера « охранительница», « госпожа», покровительница брака и хранительница семейного очага, помогавшая женщинам при родах, послала к колыбельке младенца-Геракла двух огромных змей. Хорошо, что малыш услышал шипение их, проснулся, бесстрашно вступив в свой первый бой, и задушил чудовище. Вот так женщины мстят своим мужьям, которые заводят на стороне интрижки.
 
Особое внимание посетителей в этом зале привлекает скульптура Гермафродита, которая располагается в самом отдаленном уголке зала. И посетители, заговорщицки улыбаясь, стекаются сюда, как по протоптанной дорожке, чтобы воочию увидеть «запретный плод» воображения.

 А история этого мифа прекрасна. Сын Гермеса и Афродиты, сохраняющий в своем имени родительские имена, отличался необыкновенной красотой. В него влюбилась нимфа источника, возле которого он однажды оказался. Девушка страстно возжелала обладать юношей, но тот оставался равнодушным к настойчивости нимфы. Бедный Гермафродит тоже стал жертвой мести. И тогда Боги, вняв ее мольбам, соединили их навечно, сохранив два пола. Пропорции и формы этой фигуры, видимой со спины, как будто указывает на женский пол (спящая Афродита или нимфа), а при обходе статуи любопытный посетитель увидит явные признаки мужского начала.

В этом зале однажды меня снимало немецкое телевидение, которое делало фильм о смотрителях крупнейших музеев мира. В течение 40 минут  я рассказывала им о себе, об Эрмитаже, о своих увлечениях, читала им свои стихи. Похоже, что им было интересно со мной работать и как-то само по себе получилось, что я увела их от традиционных вопросов, и получился, я думаю,  интересный рассказ. Они очень благодарили меня, пригласили на просмотр фильма, но, к сожалению, посмотреть мне его так и не удалось.

                Далее часть 4.http://www.proza.ru/2012/01/31/1921