Античночть глазами музейного смотрителя. Часть 2

Галина Иванова 3
Первый день моей работы в Античном отделе выпал на юбилей той самой смотрительницы, с которой мы познакомились в зале Древнего Египта. Чествовали Ольгу Сергеевну в зале Юпитера.  Смотрители встали в кружок, бригадир произнесла какие-то добрые слова, затем ей преподнесли подарок, а потом уже  именинница угощала всех конфетами и фруктами. Здесь заодно и представили меня, как нового сотрудника, а мне была дана возможность поближе рассмотреть всех сразу своих будущих коллег. Мой взгляд новичка сразу выделил несколько симпатичных лиц, которые действительно вскоре стали моими близкими приятельницами.

Зал Юпитера станет позднее одним из моих любимых залов и расположен он в начале анфилады парадных музейных залов с правой стороны от перехода, соединяющих Зимний дворец и здание Нового Эрмитажа. Зал напоминает роскошную базилику, обширное пространство которой наполняют статуи и бюсты. Стены и пилястры  облицованы зеленым искусственным мрамором, своды декорированы лепниной, потолок оформлен  рельефными профильными портретами в медальонах, с изображениями знаменитых скульпторов – Кановы, Торвальдсена, Микеланджело.

Это один из самых освещенных электрическим светом залов. Самым уникальным тут, конечно, является статуя Юпитера (по римской мифологии) или Зевса (по греческой) - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Этот монумент достигает 3,5 метра в высоту, его вес составляет 16 тонн. Композиция, манера исполнения и характер скульптуры напоминает прославленное произведение искусства Греции эпохи классики – статую Зевса, выполненную Фидием для храма Зевса в Олимпии. Уже в древности памятник Зевсу, недошедший до наших дней, считался одним из чудес света.

 Это самый любимый экспонат у туристов и посетителей. Здесь всегда толпа любителей запечатлеть себя на фоне громовержца, а кто-то даже пытается через ограждение дотянуться хотя бы до ноги божества.


По центру зала располагаются мраморные бюсты римских императоров, и посетители иногда теряют бдительность, заглядевшись на одно произведение, вдруг резко повернувшись, могут столкнуться с другим.

  Однажды на моих глазах молодой человек шел с раскрытой книгой и, видимо, так был погружен в ее содержание, что не заметил огромный бюст императора Бальбины.  Приблизившись к нему вплотную, он  резко и с силой повернул голову в сторону, но было поздно. Он своим лицом свернул семидесятикилограммовый бюст, который закачался, развернулся на подставке и едва не рухнул на пол. Что было с бедным юношей несложно предположить. Хорошо, если это только гематома, но я думаю, что без перелома костей лица и сотрясения мозга, тут не обошлось. С перепугу он побежал прочь из зала.

А бедного Бальбину потом посадили на клей.  Бальбину не везло и при жизни: правил он как-то недолго,  месяца два всего, в страхе, что скоро придут и за ним, чтобы расправиться, как и с предыдущими императорами. Поэтому скульптор изобразил его пожилым, растерянным человеком с оплывшим лицом и безвольным ртом, с небритыми щеками, что дает представление о нем, как о слабой личности, утратившей душевный покой.

Всемирную известность имеет скульптурный портрет молодой женщины, получивший название «Сириянка». Неримский, семитский тип лица, а также утонченность восточного женского образа придают портрету своеобразную прелесть. Полированная поверхность мрамора поразительно хорошо сохранилась.  Отблески света дополняют игру светотени, многократно усиливая эмоциональное воздействие на зрителя скульптурного образа. Говорят, когда одно время она стояла в научном отделе на рабочем столе, то даже в темноте светилась, как звезда.

Слева от входа в зал Юпитера располагается скульптура моего любимого Марка Аврелия в образе Марса. Этот памятник интересен как произведение итальянских реставраторов 18 в: статуя составлена реставратором из античных кусков и дополнена новыми.

Мне же Марк Аврелий интересен больше, как личность. Римский император, философ, один из наиболее значительных представителей римского стоицизма, последователь Эпиктета, написал большой труд под  названием « Рассуждения о самом себе». Время правления его считают в античной  истории золотым веком, называя Марка философом на троне.

Он исповедовал принципы стоицизма, а главное в его записках – этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться. Это сочинение называется « Наедине с собой». Умер он от чумы, после смерти был официально обожествлен. Удивительное дело, что у такого просвещенного императора и философа, сынок оказался одним из самых жестоких правителей. Имя его Коммод.

На скульптуре, пожалуй, только Марка Аврелия, сохранились не тронутые временем и разрушениями варваров  гениталии, что вызывает у некоторых посетителей взрывы неадекватного смеха. В большей степени « смешливостью» грешат китайцы, они хохочут, подпрыгивают, пытаясь дотянуться до этих пикантных мест, щелкают фотоаппаратами, фокусируя внимание только туда, подтаскивают своих собратьев, которые почему-то не заметили таких важных для них деталей.

Подлинным шедевром собрания является портрет соправителя Марка Аврелия Люция Вера в парадных доспехах, где панцирь украшен рельефной маской улыбающейся медузы Горгоны, на плече – плащ и пластина с изображением Перуна. Автором бюста был скульптор – виртуоз, добивавшийся в обработке камня поистине живописных эффектов.

Удивительное дело, что до нас дошли имена античных греческих скульпторов, а имена римских античных авторов мы не знаем.  И как мне  пояснил научный сотрудник отдела, оказывается, в древнем Риме профессия скульптора считалась не престижной и приравнивалась к работе любого другого ремесленника.

В зале Юпитер еще не мало выдающихся скульптурных памятников из коллекции Эрмитажа, таких как портрет  Филиппа Араба -   варвара–аравитянина (сына разбойника), императора Каракаллы, статуя Антонина Пия, приемного отца Марка Аврелия и многих других,  имеющих широкую мировую славу.

По левую сторону зала располагаются античные мраморные саркофаги, украшенные мифологическими сюжетами. Одним из прекрасно сохранившихся надгробий    является саркофаг второго века с изображением истории Ипполита и Федры.

 Это один из греческих вариантов сюжета о коварной жене, которая клевещет перед мужем на целомудренного пасынка, не пожелавшего разделить ее любви. На стенах саркофага изображены эпизоды мифа. На правой боковой стенке – Федра вручает любовное послание служанке, отправляя ее к Ипполиту.

 На передней стенке – Ипполит, окруженный друзьями, тут же служанка Федры, которая протягивает ему письмо. На задней стенке – охота на кабана. Слева, на боковой стенке – гибель Ипполита,а обогнув кругом саркофаг можно увидеть весь сюжет этой античной истории.

Обычно за этим саркофагом смотрители отмечают свои  юбилеи. На  батарею отопления ставятся на подносах бутерброды, конфеты, фрукты, разливается вино в пластиковые стаканчики. Размах пиршества зависит от широты натуры юбиляра. Кто-то угощает только фруктами и конфетами,  кто-то по полной программе -  пирогами, дорогой рыбой и дорогой колбасой,  дорогим вином.

 Провести « банкет» нужно  успеть до половины одиннадцатого утра, до времени открытия музея. Этот утренний час пролетает мгновенно и слегка захмелевшие и возбужденные смотрительницы, собирают оставшуюся трапезу по бумажным тарелкам и расходятся по своим залам.

За саркофагами были случаи, когда находили пустые кошельки. Ни для кого не секрет, что в Эрмитаже орудуют профессиональные карманники. Многие смотрители знают их в лицо. Знают их и службы безопасности, и милиция, но поймать их с поличным почти невозможно, т.к. они мгновенно бросают кошелек на пол, и попробуй, докажи, что это именно они  вытащили.

Орудуют карманники, в основном, на втором этаже, в залах эпохи Возрождения, где очень тесные залы и большая скученность. Они ведут свои жертвы долго, изучая по всей вероятности, в каком кармане те держат кошельки, а остальное дело техники. Потом, в случае удачной охоты, пустые кошельки выкидывают на первом этаже за саркофагами.

Некоторые смотрители пытались поймать воров или предупредить посетителей об опасности, но воры делали смотрительницам такие внушения, после которых они боялись даже  домой идти по одиночке. Те, кто видел этих подонков, рассказывают, что просто невозможно и подумать на них.

 Это красивые, спортивного вида, очень дорого одетые молодые мужчины. Они орудуют, как правило, летом, в то время когда Эрмитаж заполнен иностранными туристами, а зимой, говорят, уезжают в теплые страны отдыхать после такой «тяжелой работы». Сколько слез пролито у бедных туристов, т.к. в кошельках обычно находится не только валюта, но и банковские карточки, загранпаспорта и другие ценные документы.

                Далее часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/1465