04 Мая. День Проклятий нечистой силы. Добродетель

Синильга-Лариса Владыко
                НА ГРАНИ ПРОФАНАЦИИ

     "Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься". Свт. Иоанн Златоуст

    Как-то держала я ответ в Министерстве культуры тогдашнего БССР. На моём собеседовании с инспектором Т. И. Поповой присутствовала и зав.отделом культуры Минского райисполкома Реут, стремящаяся всеми силами материализировать впечатление, что она не только мой начальник, но и наставник. Если первое формально соответствовало действительности, то второе было полнейшей абракадаброй – более яростного противника моего клуба на протяжении  всех тринадцати с небольшим лет (июнь 1980 – февраль 1993) моей работы заведующей библиотекой в п. Лесной у меня не было.

     С самого начала моего появления в специализированном учреждении она возмущалась тем, что расписание работы я написала на БЕЛОРУССКОМ языке.
-Это искусственный и вымирающий язык – вещевала мне культорг, – везде написано на русском.
     Я всё оставила на своих местах. 

     После смерти Владимира ВЫСОЦКОГО я сделала махонькую выставку с его стихами, написанными мной от руки, и его фотографией. По этому поводу от околокультурной особы такие стрелы гнева летели, что, казалось, книги загорятся. Взирая на мой "крамол", она вопрошала:
-Что за знаменитость вы нашли? Горлопан, гонимый умными людьми! Убрать!
     Не убрала, так как навязываемую мне роль бомолоха примерять не собиралась. Напротив, в одном из концертов клуба использовала стихи творца и написала об этом в районную газету.               

     Между прочим, очень долго Реут не могла успокоиться тем, что мной создан клуб, аналогов которого в районе не было, чтобы обезопасить себя, она вызвала проверку из министерства культуры. Тогда инспектором была И. А. Санкова (женщина чудесная, умная и жаль, что судьба больше не свела). Изучив моё начинание, чиновница сказала: "Побольше бы таких энтузиастов, тогда в культуре случайных бы людей не было... Моя дочь тоже через такое проходила"...

     Работать мне перестали мешать, но нервы трепали по любому поводу, и чтобы скрасить фиаско, Реут потребовала от меня сменить название клуба. Оказывается, появилась инструкция, где даны обязательные названия подобных сообществ – это "Прометей", "Подснежник" и прочие. Неадекватной была реакция руководителя райкультуры и на мою статью в журнале "Наука и религия" в 1981 году, где я делилась опытом своей работы и искала единомышленников: "А почему этот журнал (то, что были и другие журналы, в том числе профессиональные, ей, видимо, не донесли)? Вы что, в Бога верите?"...
     Это сейчас Реут на белорусском пытается говорить, требует создания клубов при библиотеках и, думаю, что даже крестик носит.

      По ходу повествования – тогда подобного рода "наставников-подхалимов" было много, некоторые, выслуживаясь, даже до оскорблений доходили. И как тут ни вспомнить у Бориса Пастернака:
"Кому быть живым и хвалимым,
Кто должен быть мертв и хулим,
Известно у нас подхалимам
Влиятельным только одним".

     На указанной встрече в министерстве, к моему глубочайшему удивлению, Реут оповестила собравшихся, что все время советует мне, а я, естественно, не прислушиваюсь, чтобы я в своей работе БОЛЬШЕ СТИХОВ использовала! Я тут же проявила послушание и спросила, а с каких поэтов, исключая общеизвестных, мне начать? Ответ был таков /rusum teneatis, amici! = ВОЗДЕРЖИТЕСЬ ОТ СМЕХА, ДРУЗЬЯ/:
-Меня поэзия не интересует!

     Чехов в таких случаях писал: "Картина...", а Иосиф Бродский сказал: «Не читая стихов, общество становится легкой добычей демагога или тирана».

     « … Библиотекарь оберегает тома не только от людей, но и от природных сил, посвящая жизнь борьбе с губительным Забвением, этим вековечным врагом Истины». 
                Умберто ЭКО. "Имя розы"

     В моей жизни поэзии всегда отводилось огромное место. Ещё в школьные годы, занимаясь в кружке юнкоров (в журналистике я более 20 лет), я приносила на рецензию свои стихи поэтам, которых часто на заседания приглашала Антонина Михайловна Жук – учительница русского языка и литературы. А как она сама читала стихи! Участников своего клуба я тоже вводила в мир высокого слога. Они мне показывали свои сокровенные зарифмовки, но посылать на профессиональный суд в газеты и журналы отказывались. Зато часто приносили сборники поэзии, откуда читали всем понравившиеся стихи. Многих современных поэтов я открыла для себя, благодаря моим младшим друзьям или, как я их называю, великим воспитателям. Некоторые ребята были равнодушны к стихотворному слову, но они никогда и не делали вид, что воодушевлены услышанным. И я, уважая их мнение, не навязывала своё, потому что понимаю – поэзию нельзя заставить любить, в ней надо жить, купаться, при этом каждый в рифмованном океане выбирает свою волну...
     После состоявшегося рандеву, мной прочно завладела мысль, что на занимаемый стул зав.отделом культуры уселась не по уму.
     Под занавес встречи я вплотную подошла к "наставнице" и тихо произнесла стих магистра поэзии: "Калигула, твой конь в сенате не мог сиять, сияя в злате: сияют добрые дела"*. По злому блеску маленьких серых глаз я поняла, что недавний филантроп с удовольствием бы созерцала меня вместе со всеми поэтами мира (я к ним себя не отношу) в палате номер шесть.

     К слову: минисовещание было организовано по поводу оскорбления меня всё той же Реут. Она в конце извинилась, но мне её покаяние не нужно – пусть сказанное ею ей же и вернётся...

                ВЫСШАЯ ОЦЕНКА ТРУДА
    Как-то, идя на работу, я услышала разговор двух мальчиков-школьников:
- Ты знаешь эту тётю?
- Да. Это русалочка из библиотеки, где сказки показывают.
- Нет. Это библиотекарь. Мой папа её очень боится, так как она, о чём книги спрашивает. Он всегда, когда мы с ним в библиотеку собираемся, их перелистывает –  память освежает, чтобы в лужу не сесть.
                газета "Здравый смысл", декабрь, 2000 год.

    Кстати, когда мой личный кризис непреклонности назрел и прорвался, меня пытались жизни учить, а попросту, под сенью крыльев нечистой силы**, запугивали с порога своего развития, людишки, для которых Глинка уменьшительное от «глина», а Бах сокращение от «бахнуть».
    Именно этим приниженным я адресую следующее:
"Завистникам рот прикрою...
Жизнь моя – не отчётная "галочка"!
Всё удалось: и детей у меня двое –
Владимир и "Русалочка"."


     *Более чем через cто  лет  поэт, сатирик,  юморист, один из создателей образа Козьмы Пруткова Алексей Михайлович Жемчужников иронизировал по поводу явления Инцитата в сенате, написав в 1892 году стихотворение «Конь Калигулы», которое восхищает и в 21 веке, что значит – ушло в века:

«Калигула, твой конь в сенате
Не мог сиять, сияя в злате;
Сияют добрые дела».

Так поиграл в слова Державин,
Негодованием объят.
А мне сдается (виноват!),
Что тем Калигула и славен,
Что вздумал лошадь, говорят,
Послать присутствовать в сенат.

Я помню: в юности пленяла
Его ирония меня;
И мысль моя живописала
В стенах священных трибунала,
Среди сановников, коня.

Что ж, разве там он был некстати?
По мне – в парадном чепраке
Зачем не быть коню в сенате,
Когда сидеть бы людям знати
Уместней в конном деннике?

Что ж, разве звук веселый ржанья
Был для империи вредней
И раболепного молчанья,
И лестью дышащих речей?

Что ж, разве конь красивой мордой
Не затмевал ничтожных лиц
И не срамил осанкой гордой
Людей, привыкших падать ниц?..

Я и теперь того же мненья,
Что вряд ли где встречалось нам
Такое к трусам и рабам
Великолепное презренье.

                Коллаж на аватаре:
1; 3. "Лошадь Калигулы", картина Сальвадора Дали, 1971 год;
    2. Добавить к сказанному нечего.

   Ба! Знакомые всё культлица!: http://proza.ru/2012/01/29/1044

                **О ПРАЗДНИКЕ:
      "Православные христиане обращаются 4 мая  с молитвой к мученику Прокулу, умоляя этого Святого защитить народ от нечистой силы. Нечистой силой в этот день русские люди называли ведьм, которые, по народному поверью, могли в ночь на 4 мая сделать всю траву ядовитой, а также погубить домашний скот. Изгнать нечистую силу из полей и с огородов можно было не только при помощи молитвы, но и при помощи специального обряда.
      Проклятия произносят, стоя лицом на запад. Считается, что эта сторона ведет во тьму, где и скрывается нечисть. У всех храмов и церквей вход расположен на западной стороне здания, чтобы человек, который входит в него, как бы из тьмы приходил к свету".