Коэльо - это ванильно, а читать Достоевского лень

Павел Колпачников
Признаюсь, меня очень радует, что год за годом у меня становится все больше читающих знакомых среди молодежи. Есть с кем обсудить уже прочитанные книги или спросить совета, что же еще можно прочесть. Чтение, похоже, стало модой, и это вроде бы здорово, но, как известно у каждого явления есть и свои побочные эффекты.
За свою жизнь я перечитал множество книг, и естественно уже составил кое-какое мнение о некоторых авторах. Это мнение лично мое, и хоть я и не претендую на роль заядлого литературного критика, мне все же есть что сказать. Я считаю людей не читающих ничего и никогда абсолютно потерянными. В то же время, читать только потому, что это модно или для того чтобы подняться в чьих-то глазах, также не есть хорошо. Читать нужно ту литературу, которая вам действительно нравится, и не важно является ли она популярной по всему миру или же ее вообще не читал никто из ваших знакомых. В общем, я решил немножко разобраться в тех литературных стереотипах, с которыми я лично столкнулся.
В любой области культуры неизбежно появление так называемой «попсы», к сожалению и литературу эта тенденция не обошла. Все, что хорошо расходится начинают называть всякими плохими словами и зачастую очень даже зря. Коэльо у нас вдруг стал ванильным, Вишневский - бабское чтиво, Мураками, Вербер, Бах - все оказалось попсой недостойной внимания. И это не простые слова, я уже много от кого слышал высказывания вроде «ни за что не буду читать этого автора» не подкрепленных никакими аргументами. Я не стану спорить, что кому-то книги данных авторов могут и не понравиться (сам такой), но я хотя бы не ведусь на слухи. У Коэльо, помимо «11 минут» есть еще множество книг, и среди них тот же «Алхимик», который наполнен множеством замечательных идей. Проблема подобных авторов, вроде Коэльо или Баха в том, что их книги написаны простым и доступным языком, и даже самые высокофилософские темы становятся понятными каждому. Тут-то всяческие эстеты и начинают говорить, мол, подобные книги читают лишь люди недалекого ума. Но это полный бред. Те же Мураками и Вишневский чаще всего пишут нам о красивых чувствах, что заставляет многих приписывать их книги к обычным сопливым романам, но как говорится сначала прочти, а потом уж осуждай. Да некоторые до сих пор Донцову читают и не парятся. А все потому, что ее книги хоть и совершенно примитивны, но все же помогают кое-кому расслабиться и не перенапрягать мозг при чтении. Этакий эквивалент мыльных опер в сравнении с высокохудожественными кинофильмами.
Есть книги, которые с самых первых дней появления начинают разлетаться с полок как горячие пирожки. Книги-феномены, или бестселлеры, как их любят называть. И то, что их читают все поголовно, так же не значит, что на них не стоит обращать внимание. Просто они заработали свою популярность благодаря каким-то особенным качествам. Почему «Гарри Поттер» стал таким популярным? Правильно, потому что Роулинг создала собственный волшебный мир, и ее книги позволили как детям, так и взрослым хоть не надолго окунуться в магию. Что сделало роман «Код да Винчи» скандальным? Смелые идеи в области религии и истории, а также публичные споры Брауна с Ватиканом. Как «Девушке с татуировкой дракона» удалось стать такой известной? Благодаря запутанному детективному сюжету и чрезвычайно харизматичной главной героине, каких давно не было в современной литературе. Можно продолжать приводить примеры, но суть останется одна - популярные книги могут быть популярными не только потому, что вокруг них разводят шумиху, а также и потому, что они могут быть действительно стоящими.
Классика, к счастью, также не забыта, но многие зачастую отдают предпочтение зарубежным книгам. Тут уж верьте, не верьте, чаще всего виной наше образование. Когда в школе нас из под палки заставляют читать Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого и других великих российских авторов, волей-неволей о них складывается негативное мнение. Никому не хочется делать то, что его заставляют. Школа остается позади, а желание читать русских классиков так и не появляется. А я ведь даже помню, что многое мне нравилось, но все равно, единственное, что я прочел после школы из нашей литературы - это был «Мастер и Маргарита». Но если попробовать читать русскую литературу сейчас, я уверен, что многое было бы воспринято по-другому, переосмыслено и, возможно, полюблено. Но тот самый негативный осадок со школьных времен все равно оставляет некую стену. И с ней нужно бороться, так что я, пожалуй, и сам начну делать это прямо в этом году.
Современные авторы кормят нас множеством историй, зачастую гадких и пошлых. Но людям нравятся гадости, поэтому они продолжают читать таких авторов, как Паланик или Уэлш. Я и сам купился, и ничего с этим не могу поделать. Запрещенные вещи всегда притягивают. Вот, например, в Америке роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» был долгое время запрещен, что сделало ему неплохой пиар. Но книга действительно очень стоящая, и, на правах рекламы, советую всем почитать.
Подводя итоги, хочу сказать, что не стоит боятся пробовать читать что-то новое, ведь если вам не понравится, можно всегда остановится. Судя по собственному опыту, могу сказать, что нет ничего замечательней того чувства, которое ты испытываешь, когда открываешь для себя очередную любимую книгу. И плевать, если она не нравится твоим друзьям, главное что для тебя она открыла что-то новое.