Таланты и поклонница 1. О сайтеПроза. ру

Майя Уздина
В первой своей публикации о сайте  «Проза ру», называвшейся  «Открытое письмо авторам и читателям сайта, я, только  два месяца назад начавшая публиковаться на сайте, написала о цифрах, удививших меня. Тогда  у меня было 922 читателя, 144 рецензии я получила.  Сейчас у меня уже другие цифры: читателей более 3000, рецензий  около трехсот.
Тогда я называла  заинтересовавших меня авторов.

 После публикации очерков о В.Порудоминском, С.Довлатове, Ю. Левитанском, Г. Владимове и Б.Слуцком количество читателей резко возросло.

Они читали  один очерк, затем следующий и т.д. Я, в свою очередь, знакомилась с новыми именами. Многие из них поразили своим талантом.

Как я узнаю авторов? Случайно.Иногда просто заглядываю в кабинет, интересуюсь-кто читает мои очерки.Иногда- мне пишут рецензии, и прежде, чем ответить, я бегло знакомлюсь со страницей автора рецензии. И я решила на своей постоянной рубрике « Книжное окошко» время от времени публиковать свои впечатления от произведений, прочитанных мною на сайте. Как могу , так и буду писать, может, коротко, а может, и не очень.

Вот читаю и думаю: сколько же талантливых литераторов дала русская литература миру. И не важно, где живут эти люди в России или за рубежом, и не важно, какой они национальности, главное – их  объединяет одна родина и один любимый язык... И никуда от этого не деться. Итак, об авторах.
---------------------
Курильский.
 
 Открываю страницу Курильского. Начинаю читать и не могу остановиться. Его разнообразная проза не отпускает от себя. Будь то   рассказ: »Мама,я не хочу умереть!», рассказ,  который заставляет тебя нет не сострадать, а страдать.
Рассказ о солдатской службе в армии, о "дедовщине".Вот отравок из рассказа:

«Последнее время я стараюсь говорить поменьше слов, ведь слова – это те нитки, которыми мы пришиты к действительности.  А я хочу отделиться от нее как можно сильнее. Чтобы она была сама по себе, а я – сам по себе.
И поэтому каждое не сказанное мной слово – это еще одна оторванная нитка.
Чем меньше я произнесу слов, тем больше я оторву этих нитей, из-за которых я похож не  на человека, а на заплатку, насмерть пришитую к этой проклятой реальности»...

"!Все. Вот здесь. Я снимаю гимнастерку, нательную рубаху и ложусь на снег, раскинув в стороны руки.
В разрывах туч видны звезды на черном небе.
Снег неожиданно оказывается не холодным. Он плавится под спиной и руками, превращаясь в воду.
Мне даже тепло. Гораздо теплее, чем на железной армейской койке, под одеялом и бушлатом. И наконец-то я могу закрыть глаза и уснуть, зная, что завтра меня не разбудит этот мерзкий желтый свет, и я не увижу бетонный потолок кубрика и свисающие с него пыльные лампочки…
Я оборвал все нити, которыми был пришит к действительности. Отныне нас ничто не связывает. Я сам по себе, а она сама по себе, я наконец-то абсолютно свободен!
Но сквозь спокойную полудрему я вдруг вижу лицо матери, и осознаю, что одна ниточка все-таки еще осталась. И я не могу уйти, не оборвав и ее.
Оборвать эту нить не так-то просто.

Ты прости меня мама, но я не хочу так жить…
Мама, я хочу умереть…»

Или рассказ «Рядовой Аршинов».  Где- «смех сквозь слезы.»  А  короткие  исторические байки, улыбка не сходит с лица, пока их читаешь. Захотите  улыбнуться, почитайте их.
 А как сочны и хороши юмористические рассказы о родном  Петрозаводске! Не всё я прочла. Я специально на потом  оставила для себя  чтение  этого писателя. А в том, что он настоящий писатель, я не сомневаюсь.
-------------------------
Людмила Солма.

Вот ,что она пишет в своем предисловии:
«Не судите графомана строго - он порой не знает, что «творит».
С вами он бредёт одной дорогой, «где звезда с луною говорит»...

Стихи - минутность вдохновенья, и мысли чьей-то неземной...
Лишь волшебство – прикосновенья, чуть идентичное со мной
В них суть: чужая боль иль небыль - страданий, радостей, мечты;
Все то, что знает всяк и каждый - терзаясь прозой маеты…»

 В своих светлых миниатюрах  тонко и точно воспроизводит свои впечатления  увиденного.  Её циклы : «Память моя»,  «Мой китайский дневник» - это проникновенная трогательная лирика.
 Вот её воспоминания в коротком рассказе о первых часах работы её, восемнадцатилетнего врача, в детской  психиатрической клинике.

 "Дети смотрят прямо, серьезно, без особенных эмоций. Но, это еще бы ничего. Как только заиграла аккомпаниаторша - тоже, кстати, в белом халате… они безликими и нестройными голосами, растягивая слова, запели:
-За детство счастливое наше спасибо, родная страна…

И слева и справа – от меня – захлюпало на разные всхлипы.
Дети пели. А у меня на голове, почти что буквально, зашевелились волосы…

Я это ощущение и ныне вспоминаю "кожей", время от времени.
Как подходит эта самая дата.
В день 22 апреля."

И ощущаешь глубокую моральную основу этого человека, его человеческой сущности.

 И о чем бы она не вспоминала, о чем бы не рассказавала Людмила,  о старушке из «бывших», о китайском искусстве, она говорит о чужой, но такой ей близкой жизни, все жизни проходят через ее  поэтическую душу, и через её сочувствующее сердце.
------------------------------
Медведев Дмитрий.

"Предлагаю на суд читателя свои ранние рассказы и Дневник, который был написан восемь лет назад. Написанный в легкой форме типа баек тогдашним пофигистом, этот дневник может сподвигнуть читателя даже на комментарий, чего я, собственно, и жду. Приветствую Вас!"

Он открывает свой мир, пишет  образно, остроумно, ярко. В своих рассказах бережно относится к каждому слову. Его мир- это тоже открытие для читателя. Читая его, Вы узнаете много нового о стране, в которой он живет, трудится, служит в армии.
Вот одна лишь фраза, случайно  взятая из текста. Но даже эта случайная фраза может характеризовать стиль автора - Медведева Дмитрия.
"Я считаю так: в русской девушке должны сохраняться правила русского языка, то есть пусть она будет немного шипящей, но чтобы всегда согласной! Однако Аня оказалась каким-то нехорошим исключением. Не шипящей согласной, а какой-то глухой негласной. Я понимаю, что в женщине должна быть загадка, но, позвольте, а как же подсказка и отгадка…»

Его произведения рассказывают об Израиле Вот названия циклов: Израильская армия, Рассказы, Клиника, Нарезки из дневника, Анти Димка. Правда, обогащенная юмором, иногда в прозу вкраплены совсем неплохие стихи. Он обладает незаурядными писательскими способностями.  Читать его интересно, и читателей у него много- 15120 человек. И пишут ему много, но это не удивительно. Думаю, из него выйдет прекрасный писатель. Дай-то БОГ !
---------------

Была в редакции  «Нового мира» замечательная редактор прозы Анна Самойловна Берзер. Её работу сравнивали с работой акушерки, которая слышит первый крик человека. Как ее недостает на «Прозе». Ведь так важно  услышать новый самобытный голос в литературе. Как нужен на сайте такой компас...
Вообще неплохо бы создать на сайте окно рецензий, куда бы помещать лучшие из них. Меня восхищают теплые, душевные отзывы Галины Алининой. Её сущность тонкого сердечного человека, готового помочь каждому, находит  отклик в душах авторов, к которым она пишет. Емко и точно пишет рецензии Виктор Некрасов, он в одной фразе может найти главный нерв произведения.
А как хороши рецензии Елены Гвозденко, как тонко она чувствует лучшие места  текста!

 Однажды после опубликования  очерка о Борисе Слуцком, я получила замечательную рецензию, которую хочу продемонстрировать.
-----------------------
Вот рецензия Людмилы Лайм:

. Рецензия на «Книжное окошко. Борис Слуцкий» (Майя Уздина)

Доброй ночи, Майя. Доброй ночи.
Я не скрою - радует Ваш очерк!
Отложу дела свои подальше,
Почитаю Слуцкого, как раньше...

Жил поэт. Любил поэт. И завтра нам других преподнесут на завтрак. Но такого ведь уже не будет, а от Пастернака - не убудет? Время ведь такое раньше было... Выживать-то надо крокодилам, человеко-ящерам-драконам, чтобы жили лишь по их законам…
Да. Теперь, конечно, им труднее. Правда на поверхности. Виднее. Думаю, ещё сломают многих.
Сирых.
Недотравленных.
Убогих.

Но всегда найдется место в душах
Лошадям, не выплывшим на сушу...
Оттого сегодня лезем в драку.
И прощаем слово к Пастернаку.

Незаметно утро подступило... С кем же я сегодня говорила? Всё равно. Примите от поэта строки с наступающим рассветом.  21.01.2012.

И вот она- неожиданная встреча с интересным автором.

 « Колыбельная»- Стихотворение, нет песня, потому что  когда читаешь его, звучит музыка.
И слышишь  старо-русские причитания. Фольклор. Прекрасный, подлинно  народный стиль.
 
А вот её стихотворная проза- отрывок из  "Письма  из России":

«Наш мир жесток… А ты мой друг не знал /ведь у тебя - спокойный сытый Бристон/, что наш корабль - ржавеющий причал, а не слепящая огнями пристань? Что мы, живя под замысел Творца, не успевая справиться с ролями, болеем до последнего конца о том, что будет с Родиной и с нами, о плате по немыслимым счетам, о наших детях, брошенных на паперть! Бессовестность, порочность, нищета… «Даёшь стране угля!» - едрёна матерь!    

 «Ни к чему говорить»-еще одно произведение автора.

 Какой болью за сегодняшний день пронизана каждая строка. Открыта ее душа, и светится в ней любовь к жизни.

В этом городе всё мне пока что до боли знакомо…
Я живу ещё в нём или...кажется мне, что живу?

Ведь за тусклым окном не горит больше свет у знакомых,
И в подъезде моём лишь единственный гость – дежавю..

И не так уж давно здесь играла задорно гармошка,
Как немое кино выплывают из кадров во сне,

Те, кто спорил со мной, обжигаясь горячей картошкой,
Что не быть мировой никогда уже больше войне...

                - 2 -

Ах, родные мои… я доказывать что-то не стану,
Ни к чему говорить: ни о той нерушимости уз,

Ни о том, что свои бьют своих ни за что с полупьяну,
А чужие чужих собирают под бывший Союз…

Вам виднее вдали... пусть и сняты на время погоны
Необъятной земли с величавым названием Русь,

Что стоят корабли у ржавеющих пирсов… Их стоны,
Как прощальное «пли!»: - Погибаю… врагу не сдаюсь…


                - 3 -

Изменился наш мир… если раньше всё было понятно,
То теперь словно пир разгорелся во время чумы...

Нас сливают в сортир… нам, наверное, это приятно:
«Проходите в наш тир! всё оплачено - вплоть до сумы...»

И мы молча идем, и стреляем в игрушки по целям…
И в азарте своем мы не видим, как меткий стрелок

Убивает свинцом нас на разных позициях в целом
С отрешенным лицом, нажимая горячий курок…

11.06. 2011 г.
До следующей встречи, дорогие таланты! Ваша поклонница-Майя Уздина.