Если бог дал талант

Людмила Волкова
            



                Если  природа наградила человека талантом, то почему она не позаботилась о другом качестве – честолюбии, уверенности в себе? Без желания донести этот Божий дар людям талант просто чахнет. А он должен радовать многих! Он должен стать достоянием этих многих, способных оценить ПРЕКРАСНОЕ. В какой бы области духа оно не проявилось.
Талант должен получить приз-награду – в любом виде: восхищения, удивления, оваций (если это артист), желания поделиться с  другими увиденным, услышанным. Не о славе речь – о высокой оценке и востребованности, чтобы талантливый человек захотел развиваться дальше.
Когда же рядом с тобою, удивляя и волнуя, происходит это чудо – рождение таланта, а ты остаешься только наблюдателем всех проблем, связанных с этим явлением,   каким же нужно обладать  бесконечным терпением!

…              Вот я сижу  (в своих воспоминаниях)  на академическом концерте в музыкальном училище, где учится на первом курсе мой внук. Я впервые слышу  его НАСТОЯЩИЙ голос, потому что застольное праздничное пение – это так, баловство.  В поющей семье никто никого не удивляет: каждый знает, кому  первым голосом петь, кому вторым. И внуки, любящие джаз или рок, и старшее поколение, выросшее на классике, и среднее – на БИТЛЗ,  за праздничным  столом поют хором что-то родное,  украинское, русское, да просто песни! 

                И вот выходит мой выросший на джазе внук, который поступил на академический вокал вопреки своим молодежным пристрастиям, и поет романс Глинки «Как сладко с тобою мне быть». И я немею… Боже мой, какой тембр!  Это же не просто баритон – это голос, который не спутаешь ни с одним другим! Он волнует, тревожит, он мягок, в нем чарующий бархат… Когда он возник? Как удалось педагогу, Николаю Николаевичу Герасименко, вытащить наружу все эти, пусть и заложенные природой, но скрытые до сих пор особенности тембра? Как вообще ему удалось то, что у нас не получилось, – привить любовь к обожаемой нами классической музыке?

                Потом было много концертов, и за несколько лет учебы сначала в музучилище, потом в консерватории я услышала своего любимого Демона, и Алеко, Онегина, и   прекрасные арии  из музыки 18 века, на разных языках, и чудесные романсы Шуберта, Шумана, Чайковского, Рахманинова. Да разве все перечислишь?

                И позади остались концерты в Органном зале, где мой внук  с ансамблем бандуристок пел чарующие украинские песни, от которых  слезы выступали на глазах у слушателей. Позади Большой зал  консерватории, всегда переполненный, где он  пел партию баритона в Мессе Шуберта с оркестром и хором, и  «Каватину Алеко» из оперы  Рахманинова. И был  Днепропетровский  оперный  театр, куда студентов консерватории приглашали на  вторые партии в операх  «Кармен» Бизе и  «Джанни Скикки» Пуччини (постановщики – американцы).
И в прошлом остались первые награды за исполнение  романсов Демона из оперы Рубинштейна  на межрегиональных конкурсах, и звание Лауреата международного конкурса (СНГ).  И  были интервью с победителями на местном телевидении после всех конкурсов …
И везде  звучал  этот незабываемый голос красивейшего тембра, от которого мурашки по коже… И что теперь?!

                Что дальше? Прошли времена, когда молодые специалисты получали назначение в театр и  там приобретали ОПЫТ выступления на большой сцене. Конечно, судьбы складывались по-разному, в зависимости от степени таланта, порою – от знакомства с кем-то  «сверху», от  взаимоотношения с начальством в родном театре. Иногда судьбы и ломались, как это бывает в творческом мире.

                Но если талант был НАЛИЦО, и все это признавали, то скрыть его от публики было невозможно.  Пусть в пределах родного города, но его знали все любители классики. Как знали Нонну Андеевну Суржину, ставшую НАРОДНОЙ артисткой не по знакомству, а за замечательное сопрано! И талант исполнительницы. Она тоже была педагогом в консерватории у моего внука, и это ее  ученик, Евгений Заморский (как и другие) приносил гран-при с конкурсов, к которым она готовила своих учеников.

                Как же обидно,  что сейчас нет для талантливой молодежи даже площадки для  СТАРТА! Когда от наличия или отсутствия денег зависит вся дальнейшая творческая судьба!

                Вы знаете, сколько надо их иметь, чтобы  принять участие в международном конкурсе вокалистов? Вы думаете, в консерваторию поступают только дети  олигархов? Нет же, там учится самый рядовой народ, и только в этом благородном заведении НЕТ взяток. Все студенты-бюджетники  получают СПРАВЕДЛИВЫЕ оценки, здесь не покупают экзаменаторов, как, увы, это принято сейчас в других вузах. Здесь все определяет СТЕПЕНЬ способностей или таланта.

                Это пока студент консерватории находится в ее стенах, а потом все зависит уже не от его таланта, а от его пробивной силы. И горе тем, у кого  ее маловато.

                А если все дело в обычной гордости, нежелании просить? Ведь у кого приходится просить?  Денег на конкурс – у властей, всяких там отделов культуры, и без того нищих. Работы – у тех, кому выгоднее иметь под боком не прекрасного артиста, а ПОСЛУШНОГО.

                Я не говорю о «попсе». Там другие критерии в оценке таланта. Многочисленные шоу для продвижения их  на сцену имеют другие законы. Там и другие трагедии, потому что любое участие в шоу – это лотерея, и проигрыш – испытание не для  слабонервных.

                Мои зарубежные  читатели и друзья из бывшего Союза слушают пение  Жени на ЮТЮБЕ и пишут: « Да  Вашего  внука ждет МИРОВАЯ СЛАВА!» Или: «Потрясены! После него слушать… (имя пропускаю) невозможно! Почему …»

                Дальше идут наивные вопросы  типа «а почему его не взяли в Киевский национальный оперный?». Или:  « А почему он не поедет в Вену на прослушивание? Да его там с руками и ногами оторвут!»

                Заморским слушателям рассказывать о нищенском существовании украинских академических певцов не станешь. Стыдно. Не поймут. Если даже российские граждане спрашивают: « А почему бы ему не подработать в ресторане?», «Не верится, что ТАКОЙ ГОЛОС  не заметят. Надо стучаться во все двери! Значит, он не хочет! Надо быть сильным или наглым».
                Надо, согласна. Но таким надо родиться. А насчет дверей…Но в какие надо стучать? В ресторанные тоже нужен человек типа Стаса Михайлова. Там и Шаляпин с его репертуаром не прошел бы… Еще и без  блата.

Ладно, проехали. Это проблема не только моего внука, и она  остается свежей и болезненной.

                А я пока каждый вечер открываю ЮТЮБ, пишу в поисковике ЕВГЕНИЙ ЗАМОРСКИЙ  и нажимаю…  А потом слушаю божественной красоты голос – те несколько вещей, которые уговорила его сбросить на сайт… И читаю немногочисленные отзывы. Ведь не так легко зарегистрироваться на ГУГЛЕ, если ты обычный слушатель-любитель, а не компьютерный специалист…


                Но  когда приходят многочисленные мои друзья, слышавшие его раньше в филармонии или консерватории, я ставлю им файлы с голосом внука и с удовольствием смотрю на реакцию. Сколько раз слышали, а они одни и те же: сначала замершее лицо, потом человек застывает на месте или опускается в кресло и… начинает плакать. Если человек – женщина. Если мужчина – удивление, восхищение… Если тот, кто слышит впервые,  – потрясение.

               А где-то в маленьком городе под Киевом, с красивым названием Белая Церковь, в областном Киевском музыкально-драматическом театре осваивает новый для себя жанр мюзикла мой внук Евгений Заморский, не желающий просить милости у природы и у всяких там «нужных» людей…

               И я,  слабо верящая в Бога, прошу его дать силы моему родному человеку выстоять, не сломиться, найти свою дорогу или… хорошего человека, который, однажды услышав этот ГОЛОС, протянет руку помощи.


Сейчас Женя поет в Академическом ансамбле песни и пляски Вооруженных сил в Киеве. Иногда солирует... Но разве это его уровень? Жаль.


Это написано несколько лет назад. После этого Женя стал ведущим солистом в Ансамбле ВСУ. Его приглашали не один раз в Канаду - солировать в крупном католическом соборе на концертах большого хора, которые устраивают для  любителей жанра мессы.
А любители джаза могут его послушать в Киевском Планетарии. Классические романсы - в зале Дома офицеров. Евгений Заморский легко справляется с любым жанром.