Лёвушка -8-9

Виктор Шель
8.
В Гориловке два раза в год проводились ярмарки. Одна ярмарка проводилась в мае, другая в октябре. Ярмарка была важным событием в жизни местечка. К ярмарке готовились как к большому празднику. Всю зиму жители Гориловки изготовляли всевозможные поделки для продажи на весенней ярмарке. Женщины плели из камыша циновки, мужчины трудились над различными изделиями ремесла. Наиболее распространённым в Гориловке было изготовление различного рода орудий сельскохозяйственного назначения. На местном заводе изготовляли плуги,  лемеха, грабли, лопаты, косы. Кузнец Изя, работавший при постоялом дворе, ковал подковы, уздечки и даже художественно украшенные шпоры, которые пользовались спросом у местных помещиков.  Гончар Хаим Янкилевич изготовлял украинские глиняные глечики, пользовавшиеся спросом у крестьянок. Ярмарка была основа успешного экономического года для всего местечка. 
 
Ярмарка была тем местом, где заключались торговые сделки между помещиками и купцами о продаже будущего урожая. Купцы останавливались на постоялом дворе. Период ярмарки был самым прибыльным и загруженным для постоялого двора. В дни ярмарки Хана была занята от рассвета до глубокой ночи. С трудом она вырывала четыре часа сна. В эти дни Лёвушка тоже старался помочь по хозяйству.  Но ярмарка притягивала его как магнит. И это не удивительно. На ярмарку приезжали люди из всего уезда. Бродячие артисты привозили балаганы, куда они привлекали публику на праздничные представления. Цыгане развлекали публику дрессированными животными. Для детей была установлена карусель с деревянными лошадками. Весенняя ярмарка была так же и местом, куда съезжались мужики со всей Украины, чтобы наняться в батраки помещикам. 
 
Ярмарка длилась  целую неделю. Всё местечко  в эти дни было занято на ярмарке. Основными посетителями были окрестные мужики. Они продавали на ярмарке домашних животных, избытки прошлого урожая и покупали семенное зерно, изделия ремесленников и необходимые в хозяйстве товары. Оставшиеся деньги они пропивали в шинке.
 
Господа тоже навещали ярмарку. Некоторые из них не только вели переговоры о продаже урожая, но и делали закупки для своего хозяйства. Господские дети посещали балаганы клоунов и фокусников, милостиво разрешали цыганкам погадать по руке, накупали ленточки, шарики, конфеты. Все наслаждались праздничной атмосферой.
 
Лёвушка попросил у мамы разрешения помогать кузнецу Изе продавать его изделия. Он любил Изю и мечтал стать кузнецом. Мама нехотя разрешила. Изя разложил свои подковы и другие изделия на большом лотке в скобяном ряду. Он особо в уголке сложил шпоры в надежде, что кто-то из господ купит их. Шпоры, изготовленные Изей, хотя и были смастерены в простой кузне, были настоящим произведением искусства. Изя вложил в их изготовление свою душу и мастерство. Лёвушка сообразил, что в скобяной ряд господа наврядли заглянут. Он взял пару самых красивых шпор и с ними пошёл к входу одного из балаганов.
- Шпоры Ильи Муромца. Покупайте шпоры! – звонким голосом закричал Лёвушка, стараясь перекричать толпу.
К Лёвушке подошел толстый мальчик в новеньком костюме.
- А ты не врёшь? Они действительно Ильи Муромца? – спросил мальчик.
- Зачем мне врать? Их Изя выковал для богатыря. Тебе не продам. Ты сначала вырасти, и стань богатырём, тогда подходи торговать. Шпоры Ильи Муромца. Покупайте шпоры!
- Сколько хочешь за шпоры? – Спросил моложавый мужчина.
- Для вас за пять рублей отдам. 
- Ты это чего так дорого просишь? Везде шпоры за рубль отдают.
- Такие шпоры? У кого вы можете найти такие красивые шпоры? Простые шпоры отдают за рубль, а эти, поглядите какие красивые, художественные, богатырские, за них и пять просить мало.
 
Вокруг собрались любопытные. Господам понравилась выдумка Лёвушки, да и шпоры действительно были необычные. Мастерски выкованы были две конские ноги с закреплённым на их подковах зубчатым колесом. 
- Даю пять рублей, - сказал усатый господин за спиной Лёвушки.
- Нет, я даю пять рублей, - сказал моложавый мужчина.
- Я первый предложил пять рублей, - сказал усатый. – Давай эти шпоры мне.

- А я предлагаю десять рублей, - не отступил моложавый
- Я вас помирю, господа. У нашего кузнеца Изи есть  ещё несколько пар. Он сделал целую коллекцию шпор для людей с хорошим вкусом. Каждый, кто хочет приобрести художественные шпоры может пройти со мной в скобяной ряд.
 
Не выпуская шпоры из рук, Лёвушка повёл господ в скобяной ряд. За ним пошли несколько человек, включая усатого и моложавого господ. Через час все шпоры с Изиного лотка были проданы. Изя был в восторге от проделки мальчика. Выручка была много выше того на что Изя рассчитывал. Изя дал Лёвушке рубль за его старания.
 
9.
Иван нашёл Лёвушку около палатки со сластями. 
- Я тебя искал. Хочешь покататься на карусели? 
- Хочу, но это деньги стоит. 
- Я это беру на себя. Ты чего это один по ярмарке бродишь?
- Я не один, я с кузнецом. Мы продавали шпоры господам.
- А мне продашь?
- Не могу. Уже все проданы. Я могу попросить Изю отковать для вас особенные, художественные. Изя умеет ковать очень красивые шпоры. Я, когда вырасту, буду ковать такие же, или ещё лучше.
- Лучше ты, когда вырастешь, стань адвокатом.
- Это не получится. Мама хотела послать меня учиться в гимназию в Херсон, да Маша не даёт денег.
- А ты бы хотел учиться?
- В настоящей школе?
- Да, в настоящей школе.
- Конечно, хотел бы. В такой школе, где на занятия ходят в форме, я бы очень хотел учиться.
- Форма тебя привлекает или знания?
- И то, и другое, – откровенно признался Лёвушка. Он не очень хорошо представлял себе слово знания в приложении к школе. Ему казалось, что он и так всё знает, а форма гимназистов ему очень нравилась.
- Так ты хочешь покататься на карусели?
- Хочу.
- Тогда пошли. Дай руку.
 
Лёвушка протянул руку Ивану, и они пошли к карусели. Иван заплатил за Лёвушку пять копеек. Лёвушка гордо подошел к раскрашенному яркой краской деревянному пони и влез в седло, ухватившись обеими руками за уздечку. Иван любовался мальчиком. Ему ребёнок очень нравился.
 
После карусели Иван повёл Лёвушку в балаган фокусника. Лёвушка внимательно приглядывался к нехитрым фокусам провинциального актёра. Ему представление очень нравилось. Когда они выходили из балагана, к ним пристала молодая цыганка. Она хотела погадать Ивану по руке. Нехотя Иван согласился. Цыганка взяла его руку и внимательно её разглядывала. Казалось, что её тёмные глаза впились в ладонь Ивана.
- Добрый господин, ваше благородие, не хочется даже говорить, что я увидела.  Я не хочу твоих денег и не скажу, что я увидела.
- Это почему же так?
- Правду сказать не хочу, а соврать бог не велит.
- А ты скажи правду. Я крепкий, правды не боюсь. Всю правду скажи.
- Что тут говорить? Жизнь твоя коротка будет, любить будешь, а сына не будет. Счастье с горем перемешается.
- Как счастье с горем перемешаться может?
- Не знаю. Так рука говорит.
Иван протянул ей рубль. Она забрала свою руку, жестом показывая, что денег не берёт.
- Возьми деньги, – сказал поскучневший Иван.
- Давай погадаю твоему мальчику, тогда смогу твои деньги взять.
 

Она взяла Лёвушкину руку и стала разглядывать его ладонь. Потом она впилась глазами в глаза ребёнка. Лёвушка не отвёл взгляда.
- Долго жить будешь. Очень долго. Скоро длинная дорога тебе предстоит. Тяжёлая дорога. Потом до самой смерти счастлив будешь. Много детей будет, – она закрыла глаза, задумалась и добавила – Моя жизнь пересечётся с твоей. 
Сказав это, она спокойно взяла у Ивана деньги. Иван взял Лёвушку за руку.  Они пошли к постоялому двору. Цыганка долго провожала их глазами.
 
Вечером Иван поделился со старой графиней гаданьем цыганки. Графиня улыбнулась и сказала:
- Не верьте глупостям. Что может знать безграмотная цыганка? Болтает языком, чтобы заработать на жизнь. 
- Вы правы, ваше сиятельство. Не стоит обращать внимание на гадалку.