Лёвушка -6-7

Виктор Шель
6.
Бедная Хана понятия не имела, что в Евпатории строятся планы покорения её сердца. Она исправно исполняла свои обязанности горничной и не думала о молодом барине два раза посетившем Гориловку. Её беспокоило то, что Лёвушка растёт и не получает никакого образования. Занятия в Хедере, очень нужные для повседневной жизни в еврейской общине, не приведут к улучшению ни материального положения. Только общее образование в гимназии может в будущем принести плоды. Хана решила попросить Машу выделить необходимые средства, чтобы послать Лёвушку в Херсон учиться в гимназии. 
- Ты что белены объелась? – со злобой ответила Маша на просьбу Ханы. – Откуда у нас такие средства, чтобы содержать твоего принца в гимназии? Спустись на землю. Посмотри на себя: что ты выиграла оттого, что твой отец тратился на твою гимназию? Думай лучше, чтобы дать Лёйбе какую-нибудь благородную профессию. Смотри, как он учится в хедере. Учитель говорит, что худшего  ученика у него никогда не было.
- Раввина из моего сына не получится. Но, если бы он окончил гимназию, он бог бы стать казённым раввином. Я знаю, что Лёва умный и учился бы хорошо, что бы ни говорил ваш безграмотный учитель. Лёва единственный ребёнок в нашей семьё. Разве ты не хочешь, чтобы дело, которое ты ведёшь, унаследовал достойный наследник? 
- Я ещё не собираюсь умирать. И деньги на ветер пускать не буду. Иди, прибери в гостиной. Разговор окончен.
 
Хана знала, что дальнейшие разговоры бесполезны. Жадность Маши была всем известна. Хана понимала, что дело не только в жадности. Как объяснить Маше, человеку невежественному, достоинство образования, если она уверена, что преуспевает без всякого образования? Не добиться у неё денег на учёбу Лёвушки. Бесполезно просить.  Хане нужно самой заняться обучением сына русской грамоте. 
 
Лёвушка без энтузиазма встретил решение матери учить его читать и писать по-русски. Он боялся, что уроки будут такими же нудными, как занятия в хедере. Каково же было его удивление, когда мама начала обучение с чтения тех книг, которые у неё были. Лёвушка любил слушать. Мама, читая Лёвушке сказки, показывала ему буквы, из которых складывались слова книги. Постепенно Лёвушка запомнил все буквы и научился складывать из них слова. Жаль только, что у мамы не было свободного времени, чтобы вести занятия систематически.
 
7.
Сигизмунд Янковицкий был очень удивлён, когда во второй приезд в Гориловку случайно застал Хану за чтением сказок Пушкина сыну.  Хана действительно не похожа на других еврейских  женщин. Похоже, что не только необычная красота привлекла Ивана к ней. В ней было какое-то врожденное достоинство, непонятно откуда взявшееся благородство. 
 
Сигизмунд приехал подготовить приезд графини в Гориловку. Он нанял людей для уборки снятого им помещения, привёз необходимую мебель и нанял прислугу. Близость к местечку облегчала задачу управляющего.  Старый польский шляхтич имел дела с евреями ещё в Польше и легко нашёл необходимых людей.  Через две недели дом был готов к приезду графини. 
 
На следующий день после приезда в Гориловку графиня заказала обед на постоялом дворе.  Она хотела лично взглянуть на Хану. Обед, на который были также приглашены Карташовы, прошёл успешно. Хана, которой выпала честь прислуживать за обедом, вела себя просто, но с достоинством. Это были её обычные обязанности, и она к ним относилась добросовестно.  Графиня весь обед пристально наблюдала за Ханой. Хана произвела хорошее впечатление на старую графиню. Не унижается, ведёт себя естественно. На фоне заискивания хозяйки заведения, Хана выглядела приятно и скромно. 
 
В соответствии с разработанным графиней планом, Иван должен был использовать ребёнка для завоевания сердца его матери.  Ребёнка можно привлечь подарками, ласковым обращением. Хана невольно обратит внимание на человека, приласкавшего её ребёнка. Такой человек, на фоне старого, вечно пьяного мужа, несомненно, произведёт глубокое впечатление на Хану. Не совсем понятно было, как дать понять Хане, что Ивана не смущают социальные различия, и что он относится к Хане не как на служанке, а как на женщине достойной любви. 
 

Иван воспринял план всем сердцем. Ему ребёнок Ханы нравился. Мальчик выглядел разумным и хорошо развитым. Иван начал с подарков. В этом деле оказались неожиданные трудности.  Ребёнок был приучен, что нельзя брать подарки от посетителей постоялого двора. Пришлось действовать через Машу. Иван потребовал от Маши, чтобы она велела Лёвушке брать подарки от него. За это он обещал Маше пять рублей. Падкая на деньги, Маша при Иване разрешила Лёвушке брать  подарки от Ивана.
- Ваше благородие, - спросил Лёвушка, -  разве у вас деньги лишние, что вы покупаете подарки чужим мальчикам?
- Я всем мальчикам не покупаю, только тебе. Ты мне понравился, и я хочу сделать тебе подарок. Что бы ты хотел?
- Букварь, – не задумываясь, ответил Лёвушка. -  Мама хочет научить меня читать по-русски, но у нас нет букваря.
- Будет у тебя Букварь.
 - Я знаю, что Букварь стоит дорого и его надо покупать в Херсоне.   
- Я пошлю Фёдора в Херсон, и он купит Букварь.
 
Графиня пришла в восторг от желания Лёвушки получить букварь. Она хотела тут же послать слугу в Херсон и накупить детские книги для любознательного ребёнка.
- Наши дворяне напрасно относятся к евреям пренебрежительно, – обратилась она к Ивану. – Тяга к образованию у евреев в крови. Я это видела ещё в Польше. Если бы наше правительство предоставило им права, то мы бы получили большое пополнение образованного населения.   
- Правительство считает, что для России достаточно образованного дворянства. 
- Это при нашей-то темноте? Я не согласна!
- Я тоже, но правительство считает, что если дать образование низшим слоям общества, то количество врагов общества, так называемых революционеров, пропорционально увеличится. 
- Помилуйте, а декабристы? Они ведь были дворяне, все из хороших семейств. Нет, революционеров плодит не образование низов, а деспотизм.
- У вас, ваше сиятельство, опасные взгляды, - заключил Иван. – Разве вы учились в московском университете, рассаднике таких взглядов? Если бы я прислушивался к тому, что говорили мои товарищи студенты, я бы тоже, возможно, имел такие взгляды. После убийства императора я, слава богу, окончательно понял, что эти люди просто террористы и их поступки не вяжутся с их взглядами. Его величество сделал так много для развития России, он освободил крестьян, а они его убили. Если они хотели благо для России, то они должны были всячески поддерживать прогрессивного царя, а не убивать его.
6-7