Лёвушка -5

Виктор Шель
5.
Лёвушка спрятался в камышах. Он не спешил возвращаться на постоялый двор, где его ждала работа по уборке конюшни. Здесь у реки было так тихо, так приятно. Лёгкий ветерок шевелил верхушки камышей и их шелест звучал как колыбельная песня, которую Лёвушке напевала мать, когда он был совсем маленьким. Лёвушка любил прятаться в камышах. Вдали от людей можно продумать, как отомстить реб Йоселе, учителю, обучавшему детей чтению молитв.  Только вчера учитель жестоко избил Лёвушку за то, что мальчик взвизгнул на уроке. Но как было не взвизгнуть, если Давидка засунул в рот прикорнувшему Лёвушке живую муху? А Давидка? Тоже хорош гусь! Он сделал вид, что ничего не знает о мухе.  Наказание досталось Лёвушке.  Сначала Лёвушка хотел побить Давидку, но, подумав, решил, что он на месте Давидки сделал бы то же самое. Уж очень заманчиво засунуть живую муху в рот мальчику, заснувшему на уроке с открытым ртом. С другой стороны очень противно, когда у тебя во рту жужжит и копошится муха.
- Лейба, где ты спрятался? – раздался крик Шмуэля-водовоза. – Нам надо спешить. Твоя тётка будет ругаться.
 
Шмуэль назвал Лёвушку так по тому, что настоящее имя Лёвушки было Лейб. Мама называла его Лёвушка, всем остальным это русское имя не подходило и они называли его Лейб. Лейб  означает жизнь. Двое младенцев, родившихся у Ханы до Лёвушки, умерли, не прожив и недели.  Раввин Натансон посоветовал назвать третьего ребёнка Лейб, чтобы ребёнок долго жил.  И Лёвушка выжил. Мама верит, что это Бог помог. 
 
Лёвушка нехотя вышел из зарослей к водовозу. Он знал, что Шмуэль-водовоз боится тёти Маши, и не хотел быть причиной волнений старика. Большая бочка, укреплённая на  телеге, была уже наполнена водой из Днепра, а сам водовоз был готов везти воду на постоялый двор. Лёвушка взобрался на телегу и уселся рядом с водовозом. Старая тощая лошадь медленно потянула телегу вверх по дороге. 
- Расскажи мне дедушка Шмуэль о старом времени, - попросил мальчик.
- Это ты своего отца проси рассказать. Он любитель вспоминать разные истории.
- Я давно все его истории знаю. А ты расскажи мне истории, которые тебе рассказывал твой дед. Про татар расскажи. Расскажи, пожалуйста, про Запорожских казаков.
- Я те истории позабыл. Много лет не вспоминал.
- А ты вспомни. 
- Это плохие истории. Мой дед бежал сюда от запорожцев. У него была большая обида на запорожцев ещё с того времени, когда казаки устроили погром в Житомире и много евреев поубивали. Мой дед был рад, когда татары пригласили его пойти с ними в поход против Запорожцев. Дед был нужен татарам в качестве толмача. Татары не объявляли казакам войну. Они просто устраивали набеги на села казаков. Они подкрадывались к селению, выжидали удобный момент и нападали, когда их никто не ждал. Захватив в плен девушек и маленьких мальчиков, татары уходили к себе в Крым.
 - А для чего им были девушки?
- Они везли их в Стамбул и продавали в рабство туркам. Это у них так заведено было. Поход был опасный. Если казакам удавалось догнать татар, то крови не избежать. Только татары знали такие пути, где казаки не ходили.
- И твой дед ходил вместе с татарами?
- Да. Им нужен был человек, который знал малороссов и их язык. Толмач называется. 
- А евреев в нашем местечке татары угоняли?
- Зачем им угонять евреев? Мы же на их земле жили и платили им налоги. Нет, нас татары не обижали. Защищали от казаков. Казаки иногда нападали на нас. Но им люди были ни к чему. Они не торговали людьми. Они предпочитали убивать людей и забирать всё, что им покажется ценным. Ограбят село, синагогу подожгут, перебьют жителей и уходят к себе в Запорожскую Сечь.  Татары нас от казаков защищали.   
- Значит татары хорошие люди?
- Ничего это не значит. Мы были их подданные, и они защищали свои владения от казачьих набегов. 
 
Тем временем телега приблизилась к постоялому двору. Шмуэль направил телегу к заднему двору  в обход здания. Тётя Маша их встретила грозным окриком:
- Вас только за смертью посылать надо! Где вас черти носили? Господам чай готовить пора, а у нас воды нет! 
- Я же сказал, что госпожа ругаться будет, – Шмуэль сказал тихо Лёвушке. 

 Лёвушка ловко залез на бочку и зачерпнул ведром воду. Напрягшись всем телом, он вытянул ведро из бочки и подал его подошедшей из кухни кухарке тёте Ривке. Водовоз Шмуэль с трудом поднялся на бочку и своим ведром стал переливать воду в бочку постоялого двора. 
- Лейба, быстро на конюшню, - громко сказала тётя Маша.
Лёвушка спрыгнул с телеги и нехотя поплёлся в сторону конюшни.