Обелиск в парке

Михаил Решин
  В парке, расположенном в центре села Кизильского, стоит обелиск из нержавеющей стали с надписью: «1918. Вечная память героям Гражданской войны, павшим в борьбе за советскую власть Бородулину П.К., Кормушкину В.П., Соборнову И.Д., Новокрещенову Д.И., Евстюшину А.Т.»
  Он был установлен в 1986 году, а до этого стоял кирпичный обелиск с другой надписью: «Павшим героям за защиту советской власти в с. Кизил 21 мая 1921г.». И те же фамилии героев. Его соорудили в июне 1935 года на могиле Александра Тимофеевича Евстюшина в день его похорон. Тогда были живы многие, кто помнил день 21 мая 1921 года.

  Выросли новые поколения кизильчан, для которых Гражданская война представляется очень смутно, да и надписи, как вы заметили сильно отличаются друг от друга. На новом обелиске общая фраза, которая не имеет привязки к селу Кизильскому.
   С той поры, когда произошли бои в Кизиле, минуло много лет и уже не осталось свидетелей того сражения. Молодое поколение даже и не знает, чем прославились эти люди.
 
  По письменным воспоминаниям участников тех событий удалось составить хронику боя 21 мая 1921 года. Гражданская война давно закончилась, во всех поселках  устанавливалась и укреплялась новая власть - советская. И неожиданно приходит известие о мятежной «народной» армии под командованием офицера Охранюка (Черского), что возникла на территории Башкирии  и движется от города Баймака в сторону Кизила. Пользуясь внезапностью, захватывали поселки и станицы, чинили расправу над большевиками и активистами Советов.

  В повстанчекую армию Охранюка собрались, как недовольные жестокой продразвёрсткой советской власти красноармейцы, так и сыновья зажиточных крестьян, дезертиров из Красной армии, что скрывались в лесах. Выгребая у крестьян всё зерно, оставляя на голодную смерть перед долгой зимой, большевики настроили многих на бунт против советской власти. Задачей повстанческой армии было прорваться в Китай.
 
    В Кизил стали стекаться отряды добровольцев, в основном бывшие красные партизаны, воевавшие в армии Блюхера и Каширина, все кто хотел защитить новую власть. По разным оценкам, бойцов собралось 240 - 250 человек. А «народная» армия Охранюка насчитывала более тысячи человек. Первой жертвой (в нашем районе) стал Григорий Никанорович Бочкарев, большевик поселка Чернышевский, которого зарубили прямо на площади поселка. (Здесь в 1960 году был поставлен памятник – обелиск).         
               
    Командовал заградительным отрядом Петр Бородулин, который послал на колокольню Ивана Соборнова и Александра Евстюшина, чтоб дать предупредительный сигнал о наступлении повстанцев на станицу.
  За кладбищем в сторону Новопокровки спешно вырыли окопы, где находилась часть защитников. Петр Бородулин с другим отрядом расположился около мельницы. Напряженно ждали появления повстанцев, но они ворвались неожиданно для всех, незаметно подойдя в два часа дня с южной стороны и помчались по улицам, рубя попадавшихся защитников. В набат ударили с большим опозданием. Были убиты Иван Соборнов, Дмитрий  Новокрещенов (кузнец коммуны «Энгельс» в Ново-Кондуровке), тяжело ранен в ногу Александр Евстюшин (председатель коммуны «Страх буржуазии»).
 
 Отряд защитников, отстреливаясь, отходил в сторону поселка Увальский, но видя, что путь перерезан повстанцами, свернул к мосту через Урал возле Касимовой мельницы у хутора Пролетарского. Телега с единственным пулеметом попала в разлом настила и застряла. Чтоб пулемет не достался врагу, Петр Бородулин опустил его в реку и сам поплыл к берегу. На выходе из воды его настигла пуля и он упал в реку Урал.

  Отряд сумел уйти от погони  и достичь станицы Магнитной,  где уже находились два эскадрона красноармейцев, прибывших из Челябинска. Хорошо вооружившись и сев на телеги, спешно направились в направлении Карталов, зная, что «народная» армия Охранюка продвигается туда.
  Еще одной жертвой стал председатель ревкома поселка Черкасы Алексей Александрович Шеховцов, который направился на разведку и попал в плен к повстанцам и был расстрелян.

  На следующий день, когда повстанцы ушли в сторону Обручевки, тело Петра Бородулина и пулемет  товарищи достали из реки. В бою за станицу Кизильскую погибли 19 защитников. В честь их была названа коммуна в Кизиле «Имени 19 борцов».
  Тела всех погибших развезли по родным поселкам и похоронили. Петра Бородулина похоронили на левом берегу реки Зингейки напротив коммуны «Имени 1-е Мая». На могиле был поставлен небольшой обелиск с надписью: «Вечная память верным сынам революции Бородулину П.К., Лунькову А.А., Позднякову Т.П., Пензину А.И.» Возможно, что это была братская могила защитников Кизила 21 мая 1921 года.

   «Народная» армия Охранюка – Черского была окружена и разбита за станицей Адамовской. Правда, сам командир с небольшой группой сумел скрыться. Большинство повстанцев было расстреляно на месте без суда.
 
  Как вспоминает непосредственный участник этих событий К.Листовенко, Василий Кормушкин был его односельчанином, и после разгрома армии Охранюка они вместе вернулись в свой поселок Ильинку. Позднее Кормушкин уехал в Сибирь, и больше Листовенко о нем ничего не знает.  Когда в 1935 году ставился обелиск в парке, то, видимо, посчитали, что Кормушкин тоже погиб в том бою и внесли его фамилию в список героев.

  Один из переулков в Кизиле решили назвать именем Петра Бородулина. Вот что известно о нем: родился в 1886 году в поселке Янгельском, в мордовской семье, переселившейся сюда из Самарской губернии в поисках земли. Здесь арендовали ее у богатых казаков. Петр с малых лет работал батраком на хуторах Чебенка и Коновалова. Из-за богатырского роста и силы его, призвав в армию, зачислили в гвардию, хотя он был неграмотным. Служил в егерском Волынском полку, охранявшем в Петербурге императорский дворец.

  В 1911 году возвращается домой, женится и занимается крестьянским трудом. Когда началась первая мировая война 1914 года, его вновь призывают в армию. В начале он занимался подготовкой и обучением новобранцев перед отправкой на фронт в 131 стрелковом запасном полку в городе Троицке. Но за критику офицеров, которых он обвинял в мордобое и высокомерии к рядовым, был отнесен к неблагонадежным и отправлен на фронт в 1916 году.
 
  Воевать пришлось в районе болгаро-румынской границы, где Петр Кондратьевич проявил себя хладнокровным, бесстрашным и выдержанным бойцом. Командование награждает его Георгиевским крестом 4-й степени и производит в чин унтер-офицера. Здесь сближается с революционно настроенной частью солдат и офицеров, сам начинает вести агитационную работу. В 1917 году полк перебрасывают в Петроград, где Бородулин переходит на сторону революционных войск. Вступает в партию большевиков.

  В 1918 году Петр Кондратьевич возвращается домой и становится во главе фронтовиков из соседних хуторов и поселков, организует красногвардейскую дружину в станице Браиловской, в которую входят: Евстюшин А.Т., Рудяков В.Я., Пензин А.И., Чернышев, Инкин, Боровков и другие бедняки. Отряд насчитывал до 30 человек. Их задача – организация и защита Советов.
  Бородулин избирается от местного казачества делегатом 1-го Учредительного съезда Советов в городе Верхнеуральске. Съезд прервал свою работу из-за наступления белочехов и распустил делегатов для организации революционного войска. Дружина Петра Бородулина становится боевым эскадроном и вливается в отряд Ивана Каширина.

  Во время знаменитого рейда по тылам белых от города Белорецка до города Кунгура Петр Кондратьевич вырос от командира эскадрона до командира полка Красной армии.
  В начале 1920 года, после тяжелого ранения, Бородулин возвращается домой и возглавляет ревком станицы Браиловской, оздоровляет работу сельского Совета. При поддержке вернувшихся красных партизан и фронтовиков организует на землях купца Муртазина коммуну «Красная звезда». Это были первые коммуны на кизильской земле, как и коммуна «Страх буржуазии» и другие.

  Мирный труд был нарушен повстанческой «народной» армией Охранюка-Черского.
  Время стремительно уносит нас от тех событий, многое забывается и очень хочется, чтоб читая название – «переулок имени Бородулина», мы знали, в честь кого он назван.