Влиятельные этнические группы Дербента

Али Албанви
Влиятельные этнические группы Дербента: еврейская община

Переходя к горско-еврейской общине города Дербент, отметим, что первое упоминания о еврейских переселенцах в Южном Дагестане было еще VI–VII веках. В эпоху Хазарского каганата в г. Дербент уже существовала еврейская община. В дальнейшем евреи продолжали селиться в районе г. Дербент. Голландский монах Гильом де Рубрук (ок. 1220–ок. 1293) в XIII в. писал, что вся местность вокруг г. Дербент густо заселена евреями. Ряд путешественников писали о проживании евреев в г. Дербент в XVII вв.

 
В городе нашли прибежище евреи спасшиеся от гибели и плена при нападении в 1797 г. (или 1799 г.) казикумухцев,  под предводительством Сурхай-хана, на соседнее с г. Дербент еврейское поселение Аба-Сава в так называемой Еврейской долине (Джухуд-ката). Среди раввинов г. Дербент славились учёностью Элияху бен Мишаэль Мизрахи (1781–1848), Ицхак бен Я‘аков Мизрахи (1795–1877) и его сын Я‘аков Ицхакович-Ицхаки (1848–1917), который в 1870-е гг. установил связи с еврейскими учеными Петербурга, а в 1907 г. поселился в Эрец-Исраэль. Приблизительно с середины 19 века главный раввин г. Дербент был признан русскими властями в качестве главного раввина горских евреев Южного Дагестана и Азербайджана и выполнял функции казённого раввина.

 
Основным занятием евреев г. Дербент были виноградарство и виноделие, разведение марены, пришедшее в упадок к концу 19 в., с начала 20 в. также рыбные промыслы. Крупнейшей в Дагестане рыболовецкой компанией владела семья миллионеров Дадашевых. С 1860 г. в г. Дербент стали селиться евреи-ашкеназы (европейские евреи), имевшие право жить вне черты оседлости. В 1900 г. одна из четырех синагог Дербента была ашкеназской. Евреи Дербента вели крупную оптовую торговлю, в основном сельскохозяйственными продуктами, им принадлежало около 30 мануфактурных магазинов; в их собственности находились 160 садов. В 1900 г. М. Ицхаки организовал сионистский кружок «Бней Цион». В 1904 г. Я. Рабиновичем было открыто Горско-еврейское училище. В 1904–19 гг. работал еврейский театр под руководством Я. Рабиновича. В 1914 г. в Дербент имелись еврейские школы и реальное училище. После Февральской революции 1917 г., в июне 1917 г. в г. Дербент состоялся Всекавказский съезд горских евреев. Общее число евреев г. Дербент возросло с 472 человек в 1835 г. до 2190 человек в 1897 г. (около 15% населения).

 
В годы гражданской войны в г. Дербент поселились многие евреи из горских селений, спасавшиеся от зверств мусульманских сепаратистов и турок. В 1926 г. в г. Дербент проживали 6745 евреев, в 1939 г. — 8100, в 1959 г. — 12 700, в 1970 г. — 14 600, в 1979 г. — 12 900, в 1989 г. — 12 700, в 2002 г. – 2038. В рамках проводившейся органами советской власти политики «продуктивизации» еврейского населения в 1930 г. в окрестностях г. Дербент был создан еврейский колхоз имени Смидовича. В 1933 г. в окрестностях г. Дербент было уже около 30 еврейских колхозов. В 1928–41 гг. в г. Дербент выходила газета горских евреев «Заматкали» («Трудящийся») на еврейско-татском языке. В 1935 г. в г. Дербент функционировали две средние еврейские школы, еврейское отделение педагогического техникума, еврейское отделение коврового техникума, еврейские клубы. В 1948 г. было отменено преподавание на еврейско-татском языке, и все школы горских евреев были закрыты. В тоже время, в различных СМИ приходиться наблюдать неверное обобщение между татами и горскими евреями. Евреи города Дербент и др. городов республики отнесены к малочисленным народам Дагестана, тогда как таты, проживающие в сельской местности (В. Джалган, Н. Джалган, Митаги-Казмаляр, Мугарты, Музаим и некоторые др. села Дербентского района), приписаны к другой этнической группе. Здесь так же надо отметить религиозные различия, у этих, некогда единых этнических групп. Таты Дербентского района исповедуют ислам, тогда как горские евреи – иудаизм, начиная с переписи конца 60-годов таты записаны, как «азербайджанцы», в виду пресловутой «консолидации» и авантюрной политики тогдашних коммунистических руководителей. В языковом отношении, горские евреи говорят на языке близкородственному иранскому языку (фарси), тогда как таты, имеют большое количество заимствований с тюркского языка.

 В конце 1980-х – начале 2000-х гг. большое количество евреев г. Дербент уехало в Израиль, Соединенные Штаты Америки, Германию и другие страны. Так, в 1997 г. в Израиль выехало 593 еврея из г. Дербент, в 1998 г. — 182 еврея, в 1999 г. — 441 еврей, в 2000 г. — 432 еврея, в 2001 г. — 417 евреев, в 2002 г. — 102 еврея. С начала 1990-х гг. в г. Дербент функционируют еврейская воскресная школа, еврейский детский сад, синагога. 22 марта 2010 года в городе Дербент, в торжественной обстановке состоялось открытие еврейского общинного центра и самой большой синагоги на Северном Кавказе. В мероприятии приняли участие глава Республики Дагестан М. Магомедов, председатель правительства РД М. Абдулаев, главный раввин России Берл Лазар. А также руководители министерств и ведомств республики, главы муниципальных образований городов и районов Южного Дагестана. Строительство центра было начато в мае 2009 года и завершено весной 2010 года – на месте старой синагоги было построено 3-хэтажное здание, в котором есть место для религиозных обрядов, детский сад, банкетный зал, музей, библиотека, гостиница и другие бытовые помещения. Центр построен на средства еврейской общины Дербента. В беседе с журналистами секретарь правления религиозной общины П. Малинский по этому поводу отметил, что нынешний центр возведен на месте синагоги, которая была построена на этом месте еще в 1914 году, деньги на строительство здания были пожертвованы, в том числе и Дербентской общиной.

Евреи традиционно занимают как в советский период, так и сегодня большое количество должностей на государственной службе, хорошо представлены в бизнес структурах. Это объясняется, прежде всего, мощным лобби, как в России, так и за ее пределами. Здесь надо отметить ряд выгодных преимуществ данной этнической общины в отличие от других, помимо того, что горские еврей признаны одним из коренных народов республики (таты), имеют также в России такое административное образование, как Еврейская Автономная Область, и свое национальное государство Израиль. По общему мнению, наибольшим влиянием и авторитетом в своей общине, сегодня пользуется Генеральный директор АО «Дербентский коньячный комбинат» Мишиев Павел Ягутилович.

 Мишиев Павел, 1955 год рождения, образование высшее технологическое, доктор технологических наук (тема диссертации: «Совершенствование технологии российских коньяков на основе системной методологии развития и управления коньячным производством»), член Российской Академии Естествознания, депутат городского округа "город Дербент" четвертого созыва. Ему принадлежит ряд изобретений, внедренных в производство не только в СССР, но и за рубежом. По признанию коллег, нынешние успехи АО «ДКК» во многом связаны с деятельностью П.Я. Мишиева на посту главного инженера предприятия. Возглавляет Дербентский Еврейский благотворительный фонд «Дербент-имид».

 В 2007 году был награжден указом президента Орденом дружбы «За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу». Павел Мишиев принимает активное участия в жизни еврейской общины г. Дербент. 18 мая 2010 года в канун праздника Шавуот (Асельте) приобрел на свои средства Свиток Торы и подарил его общине. Именно ему приписывают большую долю пожертвований при строительстве новой синагоги (по не которым данным 137 млн. рублей).

 Данилов Данил Ильич, при прежней администрации города продолжительное время занимал должность заместителя мэра города, курировал социальный блок. После прихода на должность нового градоначальника был отстранен от работы, в виду того что последний был замешан в массовых фальсификациях во время выборов 2009 года. Можно выделить также экс – главу ТИК Дербента занимал Беньямина Шартилова, который также был освобожден от должности, после скандальных выборов, которые сначала были отменены Дербентским городским судом, позже ВС РД. Выходцы из этой общины имеют практический полный контроль над производством и сбытом вино-водочной продукции в Южном Дагестане (к слову, другим крупным акционером Дербентского завода Игристых вин, так же является этническим евреем).

С приходом, на тот момент нового градоначальника И. Яралиева, одним из первых кадровых решений было, назначение этнического еврея на должность главы управления архитектуры города – одна из ключевых должностей в существующей вертикали власти мэра. На первом своем совещании, тогда еще и.о. мэра города И. Яралиев сразу заявил о том, что нужно создать условия для бизнеса, дословно цитата: «нашим еврейским братьям». Данное заявление, призвано было снять страхи и опасения еврейской общины, в связи со сменой власти в городе. Притом, что накануне первых выборов в городе усиленно распространялись провокационные слухи, о якобы грядущих последствиях, по отношению к национальным меньшинствам, в связи с потенциальным избранием на должность мэра города И. Яралиева.

 
Дальнейшие события показали не обоснованность таких опасений. Что лишний раз подтверждает большое влияние общины на политические процессы в городе, не учитывать интересы которой, не мог ни прежний, так и новоизбранный мэр. Следует так же отметить, что 29-30 марта 2009 года в городе Дербент прошла конференция, посвященная истории и традициям горских евреев.

 

Автор: ‘Али Албанви

На фото: Мишиев Павел Ягутилович.