Памяти Валентины Васильевой

Светлана Гукова
Я долго разглядывала фотографию школьных лет. Не по-детски серьёзные лица советского периода... Только одна девочка с пятой парты как буд-то отсутствовала.  Казалось, изображение, словно высохший яичный белок;  сейчас дунешь – и исчезнет…
Несколько лет спустя я встретила её маму. Тот же вздёрнутый носик, лицо-полуулыбка, воздушные волосы. Я спросила:
- Как Валя?
- Валя умерла, отвечала она. Я не удивилась. Стало грустно от действительности. Мама поведала мне печальную историю о том, как подмосковном городском роддоме 15 лет назад умерла её дочь и так и не родившийся внук.
Валя писала стихи. Скромно, в стол. Но после её смерти мама приносила в издательство местно газеты по одному стихотворению. Каждый год, в день её кончины. Потом на собственные средства они с мужем дочери издали сборник стихов.
Я предложила устроить вечер в школе. Она вначале согласилась, затем в страхе отказалась, сославшись на то, что душа её дочери была очень ранимой. Она боялась, что чужие люди будут обсуждать и злословить её чувства .
Я поняла, что я найду этот сборник.
Мне подарила его свекровь, которая случайно встретилась с Валиной мамой на кладбище.
Ведь человек имеет право на память.
Теперь  кто-то может о ней помолиться.
Вот эти стихи.
 * * *
Есть души, над которыми не властно время.
Есть души, над которыми не властна смерть.
Жить будут эти души вечно
И никогда не смогут умереть.

       * * *

Солнце встаёт – начало дня,
Но солнце встаёт позже меня.
Как же раньше могла я проспать и не знать,
До чего хорошо раньше солнышка встать!..

        * * *



Мне давно уже не было так грустно,
Как мне грустно  вот уже два дня
После встречи с девочкою шустрою,
Тётею назвавшей вдруг меня.

Просто мне смешно сначала стало.
А потом я начала грустить –
Новая пора сейчас настала.
Детство, как же ты могло уйти?..


          * * *


Я жду любви как избавленья
От горьких дум, от тяжких снов,
Я жду любви как пробужденья.
Освобожденья от оков…


      



   * * *


Я всё хочу понять сама.
А что есть свет? А что есть тьма?
А что есть жизнь? А что есть смерть?
Чем лучше золото чем медь?

Как мир возник и как живёт?
Придёт конец иль не придёт?
Ну как мне быть? Вопросов тьма.
Я всё хочу понять сама.


   * * *


Зачем людям со злой душою
Даны красивые черты?
Но ты вглядись поближе в них –
И не увидишь красоты.


   * * *

Как страшно потерять своих Богов.
Как страшно ни во что не верить.
Как страшно ценность дел, открытий, слов
Чужим мерилом научиться мерить.


   * * *


Я хороших людей так мало встречала.
А может,  я их не замечала?
А может, я их не ценила?
Оттого моё сердце остыло.   


   * * *


Гляжу на фотографию свою-
На ней я вижу, девочка другая.
Я в ней себя совсем не узнаю.
Она – не я, она была живая.

   * * *

Теперь мне вспоминать не хочется
Моих идей.
Вот-вот умру от одиночества
Среди людей.


   * * *


В природе всё справедливо.
Но только невыносимо.
Что как бы мы не любили.
Умерших не воскресить нам.

Как бы любовь не была огромна.
Ей всё же не хватит силы.
Чтобы поднять человека из гроба.
Как жать, что мы так бессильны.


   * * *


И я, не взирая,  на все напасти,
В людей и судьбу свою верю.
И если придётся  сто раз упасть мне
То я поднимусь в сто первый.


   * * *

Мой правильный путь давно потерян.
Но может быть, его найду.
Я ,может быть, ещё поверю
В мою счастливую звезду.

Я, может быть, ещё успею
Увидеть много разных мест.
Я, может быть , ещё успею
Подвинуть с места Эверест.




   * * *

Я сюда прихожу весной,
В этот рай, забытый людьми.
Я к тебе иду, дух лесной,
Ты хотя бы меня пойми.

Как мне трудно бывает одной.
Люди рядом – и так далеки.
Помоги же ты, дух лесной,
Мне избавиться от тоски.

Говорят, тяжело со мной.
Я пути не нашла своего.
Оттого-то я, дух лесной,
И люблю тебя одного.



   * * *

В душе моей юной
Роились надежды.
О, моё детство!

Но, выйдя из дома,
Я сразу споткнулась,
О, моя юность!

Как много встречала
Я в жизни обмана
О, мои раны!

И как же себе
Изменяла я часто.
О, моё счастье!

Теперь от тоски
Никуда мне не деться.
О, моё сердце!

К себе настоящей
Вернуться мне надо.
О, моя радость!

И что ещё ждать мне
От жизни осталось?
Только не старость!

   * * *
Я всё стараюсь понять, почему
Кошки игривы,
Лани пугливы,
А люди так терпеливы –
Но не пойму.

                ***
Владимиру Маяковскому

Когда становиться жизнь постылой,
Когда скребут на сердце кошки,
Я вспоминаю, что Вы были,
Что это чудо всё же возможно.

Планета ещё поныне
Ваши следы хранит.
И кажется мне святыней
Видевший Вас гранит.

Я забываю, что нет Вас на свете.
Но это совсем не пустяк,
Что я родилась после Вашей смерти
Тридцать два года спустя.

Может быть, Вас ещё воскресят…
Когда-нибудь потом.
Но лет через пятьдесят
Я стану старухой с беззубым ртом.

Они пытаются сколько раз
Объяснить, почему вас не стало.
Как мне сейчас не хватает Вас,
Так Вам меня не хватало.

             ***
Как мне пережить, если кто-то
Осушит моё болото.
Он не только лес разрушит.
Он осушит мою душу.


      




Стихи мужа

Всё казалось вечным –
Разлука не реальной,
Но платье подвенечное
Стало погребальным.
Неужели это не игра –
Такой судьбой отмечены,
Разве так бывает, люди?
Мы встретились только вчера,
Сегодня обвенчаны,
А завтра уже не будет…

- Почему в этих стихах  столько уныния?
- Как трудно жить без Бога!
- Как же можно быть такой одинокой!
- Ведь дух уныния – это грех!  Она и своим унынием ребёнка в могилу забрала!
Я словно вбирала в себя реплики, предназначенные для живой Вали, когда я прочитала её стихи на одном из вечеров. Внутри меня всё сжималось. Хотелось плакать. А может это я такая унылая и одинокая?
Когда человеку  грустно, и он не привык свои тяжкие думы перекладывать на плечи близких, он оформляет это в поэтическую строку. И тогда буква к букве нанизывается мелодия стиха и получается звуковая волна, которая подхватывает ещё и ещё новые словосочетания. И вот уже торжеством правды и вечностью гремят строки. Пусть о несбыточном.