Сэмюэль Морзе. Чудесное превращение

Койфман Валерий
С. Морзе « Галерея Лувра» (1831 – 1872)

Чудесное превращение Сэмюэля Морзе.
Жизнь и судьба выдающегося художника и изобретателя

Имя гениального изобретателя-самоучки американца Сэмюэля Морзе прочно вошло в историю человеческой цивилизации, как создателя электромагнитного телеграфа и легендарной «морзянки». Однако немногим известно, что он был еще и крупным американским живописцем.
Родился Сэмюэль (Сэмюэл) Финли Бриз Морзе 27 апреля 1791 года в городке Чарлстаун (ныне это район Бостона) в образованной и почтенной семье. Отец, Джедид Морзе, был кальвинистским проповедником и автором популярного учебника географии, дед - директором колледжа в Принстоне.
В детстве мальчик не обнаруживал никаких особых талантов, кроме страсти к рисованию. Ему крепко доставалось в школе за то, что часто «украшал» классную мебель изображениями людей и животных.
В 14 лет Морзе поступает в колледж при Йельском университете, где проявил склонность к научным занятиям. Он много читал, умел сосредоточиться на каком-нибудь выбранном  предмете и глубоко изучить его. Талант рисовальщика ему тоже пригодился: его рисунки друзей-студентов и учителей были популярны в колледже и даже приносили Сэму некоторый заработок.
По окончании колледжа юноша по настоянию родителей становится клерком в книжном издательстве, но живопись увлекает его все сильнее и сильнее.
Еще в колледже он написал маслом картину о первых поселенцах Америки - «Прибытие пилигримов», которая привлекла внимание художника В. Олстона, прозванного «американским Тицианом».
Он уговорил родителей юного клерка отпустить их сына в Лондон  учиться живописи. Здесь Морзе стал посещать занятия в Королевской академии искусств у знаменитого художника, профессора Б. Уэста, которого в новом ученике, помимо безусловного таланта, привлекли также его особое терпение и настойчивость в постижении премудростей учебы. Благодаря именно этим качествам характера, С. Морзе удалось в дальнейшем добиться успехов в главном деле своей жизни, правда, уже не связанным с живописью.
В 1813 году молодой художник удостоился Золотой медали академии искусств за огромную картину «Умирающий Геркулес»,  чем порадовал своего учителя. Творческие успехи, однако, не были показателем финансового благополучия молодого художника.
Хотя Морзе и познакомился в Лондоне со многими выдающимися людьми того времени, но жить ему в Англии на скромные средства, выделяемые отцом, было очень трудно.

Когда в Англии, летом 1815 года, еще гремели залпы, возвещавшие о победе над Наполеоном при Ватерлоо, Сэмюэль Морзе отправился из Ливерпуля домой, в Бостон. Здесь он выставляет свою картину «Суд Юпитера». Публика восхищается полотном, но никто не купил его и не заказывал художнику других работ.
Сэм понял, что Америка по своему культурному развитию еще не готова признать академическое европейское искусство. С другой стороны, американцы любили видеть на картинах себя и свое окружение. Тогда Сэмюэль начал путешествовать по Северу и Югу в поисках заказов на портреты. Уже через год он получал за портрет 60 $ (корова стоила тогда 10 $), а он мог писать четыре портрета в неделю.
В 1818 году художник вернулся домой опытным портретистом с 3000 $, заработанными упорным трудом. Это позволило ему жениться на Лукреции Уокер, с которой был обручен еще два года назад. За время их недолгой совместной жизни (Лукреция умерла в 1825 году) у них родились две дочери и два сына.         
Морзе начинает писать большие исторические полотна, которые добавляют ему известность, но не дают заработка, и Сэмюэль вновь работает разъездным художником-портретистом. Он приезжает в Вашингтон и Нью-Йорк, где создает несколько своих самых удачных портретов. Его с охотой принимают в домах интеллектуалов, богачей и политиков. Среди друзей Морзе были писатель Ф. Купер, выдающийся политик Ж. де Лафайет, и, даже, президент США А. Линкольн.
Общительный, обаятельный и активный по натуре, Сэмюэль вскоре стал лидером молодых американских художников. С целью выявления и продвижения талантливых художников Морзе основал в 1826 году «Национальную академию дизайна» и был многолетним ее президентом.
Уже в качестве президента академии Морзе в 1829 году вновь едет в Европу. Он с увлечением пишет в Лувре копии с шедевров европейской живописи, ибо в Америке их еще не видели ни в подлинниках, ни в хороших копиях.
Вершиной творчества Морзе этого периода стало уникальное полотно «Галерея Лувра» размером 2x3м, над которым он работал в Париже практически весь 1831год, а окончил уже после своего возвращения в Нью-Йорк в конце 1832 года. Художник изобразил Квадратный Салон Лувра, на стенах которого он специально для своих соотечественников собрал вместе более 40 шедевров: Леонардо, Рафаэля, Тициана, Веронезе, Рембрандта, Рубенса, Мурильо и других мастеров.
На самом деле эти произведения висели в разных залах музея, и размеры их были гораздо больше. На первом плане художник изобразил себя, а в левом углу возле мольберта – Ф. Купера с супругой и дочерью.

В октябре 1832 года Морзе, преисполненный радужных надежд, погрузил холсты на пакетбот (парусное почтово-пассажирское судно) «Сэлли» и отправился в плавание из Гавра в Hью-Йорк.
Взошел Сэмюэль Морзе на борт художником, а высадился на берег... изобретателем. Именно там сработал «его величество случай», приведший к радикальным изменениям его, казалось, вполне предсказуемой жизни.
Во время долгого плавания через океан Морзе узнает от корабельных попутчиков много любопытного об электричестве:
о воздействии тока на магнит, о способности тока мгновенно проходить по самой длинной проволоке.
И вот 42-х летним художником крепко овладевает идея применить электромагнетизм для моментальной передачи телеграфных сигналов. Он даже успел сделать на корабле кое-какие наброски «пишущего» электромагнитного телеграфа, а уже дома соорудил подобие лаборатории на чердаке в доме брата.
На 12 лет Морзе фактически забросил живопись, хотя находился в расцвете сил и таланта.  Это были для него годы накопления знаний, изнурительного, целеустремленного, упорного труда по созданию электромагнитного телеграфа; годами проб и ошибок, надежд и разочарований, томительных ожиданий, хождений по инстанциям и унизительной бедности, ибо все его заработки уходили на всепоглощающую страсть к изобретательству.
Годы лишений и скитаний превратили обаятельного и мягкого художника в практичного и жесткого бизнесмена. Морзе неоднократно судился с конкурентами и неизменно выигрывал дела. В 1840 году он, наконец, получает американский патент на электромагнитный пишущий телеграф - «Аппарат Морзе».
24 мая 1844 года изобретатель уже сидел в Вашингтоне в одной из комнат Капитолия перед готовым телеграфным аппаратом. Еще раньше он попросил дочь главы Патентного ведомства, подобрать фразу для первого в мире телеграфного сообщения. Она выбрала фразу из Библии: «Чу;дны дела Твои, Господи!». Как только Морзе отстучал эти слова, его помощник мгновенно принял сообщение в Балтиморе, в 55 км от Вашингтона.
Убедившись в работоспособности прибора, Морзе через полгода делает новое гениальное по простоте решения изобретение: он разрабатывает знаменитый «код Морзе», состоящий из сочетаний коротких и длинных сигналов (на ленте - комбинации точек и тире). Так началась эпоха «морзянки».

Художник-изобретатель Сэмюэль Морзе стал национальным героем, а его телеграфный аппарат в сочетании с его системой кодирования текстов в сигналы произвел подлинную революцию в информационных средствах общества. Строились все новые и новые линии телеграфа, и изобретателю каждый раз платили за использование патента.
В 1858 году Морзе получил за своё изобретение от ряда европейских государств огромную сумму, 400 000 франков. Он купил имение близ Нью-Йорка, и провёл там остаток жизни в кругу своего разросшегося семейства. В старости Морзе стал филантропом, опекая целый ряд университетов и школ, церквей и библейских обществ, проповедников и миссионеров ну и, конечно, своих коллег-художников.
Сэмюэль Морзе дожил до почтенной старости, скончавшись от простуды 2 апреля 1872 года. Когда незадолго до смерти врач долго выстукивал больного, Сэмюэль с грустью произнес: «Вот как вы, медики, телеграфируете о смерти!». Вскоре аппараты Морзе мгновенно разнесли по всему миру скорбное известие о кончине их создателя.
Картины художника можно посмотреть на сайте https://gallerix.ru/storeroom/1813010756/
Азбука искусства Морзе
Картина СЭМЮЭЛЯ МОРЗЕ  полотно с изображением зала Лувра –это эпохальная картина с 40 шедеврами — «вещь в себе». Художник изобразил на первом плане себя, писателя Джеймса Фенимора Купера с супругой Сьюзен Делонсей Купер и их дочерью — в левом углу помещения возле мольберта. (1832 г. Картина находится в Terra Museum of Arts, Чикаго, Иллинойс.)
Картины, которые изображены на полотне «Галерея Лувра»
Веронезе — Брак в Кане Галилейской
Веронезе — Несение креста
Клод Жозеф Верне — Пристань в полнолуние
Леонардо да Винчи — Мона Лиза
Тинторетто — Автопортрет
Жан-Батист Гюисманс — Пастух в лесу
Антонис ван Дейк — Портрет знатной дамы с дочерью
Антонис ван Дейк — Иисус и блудница
Антонис ван Дейк — Портрет художника Яна Геррита ван Бронхорста
Жан Жувене — Снятие с креста
Симоне Кантарини — Отдых на пути в Египет
Караваджо — Гадалка
Антонио Аллегри ди Карреджо — Мистическое обручение святой Екатерины
Эсташ Лесюер — Несение креста
Клод Лоррен — Морской порт в закатных лучах
Пьер Мигнарт — Дева с виноградной гроздью
Мурильо — Непорочное зачатие
Мурильо — Маленький нищий
Мурильо — Святое Семейство с Иоанном Крестителем и Святой Елизаветой
Харменс ван Рейн Рембрандт — Портрет пожилого человека
Харменс ван Рейн Рембрандт — Архангел Рафаил покидает семейство Товита
Гвидо Рени — Похищение Деяниры
Гвидо Рени — Союз пропорции и цвета
Рубенс — Бегство Лота с дочерьми из Содома
Рубенс — Скифская царица Тамирис и голова Кира
Рубенс — Портрет Сюзанны Фоурмен
Никола Пуссен — Зима Всемирного потопа
Рафаэль Санти да Урбино — Мадонна с младенцем и Святым Иоанном Крестителем
Сальватор Роза — Скалистый пейзаж с охотником и воином
Девид Тенирс Младший — Точильщик
Тициан — Христос в Эммаусе
Тициан — Портрет Франциска 1, короля Франции
Тициан — Погребение Христа