АПЛ Курск. Тайна гибели

Игорь Матвеев
                  


                АПЛ "Курск". Тайна гибели.

                "как пароход назовёшь, так он и будет ходить."



Причина, побудившая написать эту статью, - множество видеороликов и статей с крикливыми названиями.
"Запрещённое в России видео", "Правда о Курске", "Путин виноват..." и прочее.
Кто-то считает возможным воспользоваться смертью моряков и крейсера, чтобы вести свою грязную пропаганду.
Не занимался темой по очень простой причине - правду знал на второй день.
Случайная гибель или, если точнее, нагромождение случайностей.
Что ж провёл своё расследование.
Начну с версии муссируемой либерастами.


            Вали всё на Путина  -  "Ура, я нашёл дырку".

1. Самая тупая, безголовая и лживая версия.
Авторы этих трудов упорно пытаются доказать, что "Курск" потопила американская подводная лодка залпом торпед.
Именно вражеская торпеда оставила вот эту дырку в корпусе лодки.
Пробила корпус и взорвалась внутри лодки, и торпеда та - азм есъм Мк-48.
О как!
И ничего, что нос у торпеды резиновый, и что взрывается она за 5 метров до цели.
http://pentagonus.ucoz.ru/navy/weap/mal/k48-2.JPG
Нет, это была особенная, секретная и новая, в корпусе из обеднённого урана.
Эдакая проникающая.
Но друзья, это ж не авиаснаряд, скорость у торпеды невысока, ну куда там два корпуса пробить. Главное зачем, - взрыв в 5 метрах обеспечивает наиболее устойчивое и самое мощное поражение.
Тогда фантасты говорят, а ежели она кумулятивной была и прожгла.
Но тогда дырка такой большой быть не может, она с пятирублёвую монетку должна быть.
Да и толку от такого вообще бы не было, фыркнуло бы внутри отсека, убило бы людей и всё,
лодка бы даже сильных повреждений не понесла.
Да и покажите мне такого идиота, который будет стрелять по подводной лодке врага такой торпедой, предполагая, что ней взорвётся реактор или ядерная боеголовка - это ж самоубийство.
Не надо ничего выдумывать, тем более, если посмотреть другой борт.
http://www.rpf.ru/txt/04/04/22-0100054.jpg
Не такая красивая и не круглая, но и то, и другое - отверстия за которые цепляли трос при подъёме лодки.
С любителями дырок как-то разъяснилось, но что же тогда?


            
               Вали всё на торпеду.


2. Собственно это флотская традиция, так уж повелось - валим на технику.
Следственная комиссия пришла к выводу:

В ходе следствия установлено, что катастрофа произошла 12 августа 2000 г. в 11 час. 28 мин. в Баренцевом море в географической точке с координатами 69 3700 северной широты
и 37 34 25 восточной долготы, вследствие взрыва торпеды 65-76А внутри торпедного
аппарата № 4, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке подводного крейсера. Эти обстоятельства были окончательно установлены экспертами после подъёма фрагментов носового отсека летом 2001 года. Подъём фрагментов был прекращен только после того, как эксперты сочли достаточным
объём предоставленных им для исследования данных.
Взрыв повлек гибель личного состава первого отсека, значительные разрушения в межбортном
пространстве лодки и полностью разрушил торпедный аппарат № 4 и частично торпедный
аппарат № 2. В результате этого в прочном корпусе образовались отверстия,
через которые в первый отсек лодки начала поступать морская вода, затопившая
практически полностью первый отсек лодки.
Явившаяся результатом взрыва ударная волна, а также летящие фрагменты хвостовой части
разрушенной торпеды и торпедного аппарата № 4 инициировали взрывной процесс взрывчатого
вещества боевого зарядного отделения ряда торпед, которые были расположены на стеллажах
внутри первого отсека. Развитие в течение более 2 минут взрывного процесса в боевых
зарядных отделениях торпед привело к их детонации, а затем и к передаче детонирующего
импульса другим торпедам, находящимся на стеллажах.
Второй взрыв произошел в 11 час. 30 мин. 44,5 сек.
[177] Он привёл к полному разрушению носовой оконечности АПРК “Курск”, конструкций и
механизмов его первого, второго и третьего отсеков. Получив катастрофические повреждения, корабль затонул в указанной точке Баренцева моря в 108 милях oт входа в Кольский залив на глубине 110 - 112 метров.

Всё бы оно замечательно, вот только немного не понятно, а как?
На полигоне как только не извращались, чтобы взорвать эти торпеды "нештатным" образом.
Но как-то безуспешно, вот не хотят - слишком уж надёжны механизмы предохранения.
Но в целом, версия очень близка к истине, но уж очень она удобная.


Почему?
Потому что правдивая причина этой катастрофы затрагивает служебные, материальные и
другие интересы многих членов этой комиссии. Затрагивает интересы многих НИИ,
ЦКБ, промышленных предприятий ВПК, штабных структур ВМФ, систему военных заказов.
Затрагивает всю систему управления ВМФ России.

                Валить так валить.

3. Версия - "да нет там безвинных, виноваты все".

Главной причиной гибели АПЛ «Курск» являются конструкторские промахи и ошибки в обеспечении непотопляемости АПЛ при применении торпедного оружия, а также конструктивные недоработки в обеспечении постоянного контроля за состоянием окислителя  в пусковом  баллоне торпеды 65-76 А.
Кроме этого, что другими причинами гибели АПЛ являются слабая подготовка командования АПЛ и личного состава минно-торпедной боевой части в вопросах эксплуатации и боевого применения торпед 65-76 А,развал на Северном флоте системы подготовки экипажей атомных подводных лодок, низкая ответственность и непрофессионализм штабных офицеров и руководителей разного уровня, которые занимались подводным делом как на Северном флоте, так и в Главном штабе ВМФ.
Эту версию озвучил вице-адмирал Рязанцев - умный и честный человек.
И он во многом прав, во множестве деталей и тонкостей.


          Авторская версия.


   Десятки людей трудились и занимались этой трагедией - изучали, проверяли, и конечно трудно что-то добавить к сказанному.    
И всё же о том, что не брали в расчёты исследователи.
Даже уважаемейший вице-адмирал Рязанцев и торпедостроители.
Все, как один, хотели видеть идиллическую картинку, когда всё так, как положено быть.

Вот тут позволю себе маленькое отступление.
Крейсер "Курск" и история города, в честь которого его назвали.

В 1238 году город был полностью разрушен татаро-монголами.
В 1285 году Курск был снова разорён до основания ордой Ногая в ответ на выступление рыльского и воргольского князя Олега вместе с липецким князем Святославом против татарского баскака Ахмета в 1283 году.
В 1781 году Курск сгорел в пожарах до тла.
9 августа 1941 года Курск подвергся первой бомбежке немецкой авиацией.
В начале ноября немецкие войска подступили к городу, 1 — 2 ноября были оборонительные бои за город с немецко-фашистскими захватчиками; в ночь на 3 ноября Курск был сдан врагу. Город сильно пострадал во время освобождения от немецкой оккупации, продолжавшейся до 8 февраля 1943 года, когда город освободила 60-я армия под командованием генерала И.Д. Черняховского; во время оккупации около трёх
тысяч жителей города было расстреляно, почти десять тысяч — угнано в Германию, свыше 10 тысяч горожан умерло от голода и эпидемий. Общий материальный ущерб от разрушений во время оккупации и боёв за город составил более 742 миллионов рублей.

Вот тут и вспомнилось, как пароход назовёшь......
Но это мистика.
Что же на самом деле произошло?
Как ни странно, сие не так уж и важно, важнее - что происходило с 1991 по 2000 год.

Гибель флота и разложение офицерского состава.
В 1991 водитель трамвая в Питере получал 400 рублей, а командир ПЛ аж 380.
Но это только цветочки, ягодки начались с гиперинфляцией и сокращением расходов.
А вот так просто срезали флоту содержание в десятки раз и всё.
И это ещё не всё, зарплату, даже невеликую, не платили месяцами, рекорд - 6 месяцев в 1996 году.
Как служили офицеры и чем занимались?
Основная тема для разговоров - "когда подпишут рапорт об увольнении", "а есть ли у тебя место там"...
РазбегАлись самые умные и одарённые, и конечно никто не занимался боевой подготовкой.
А и не надо было, корабли в море больше не ходили - топлива не было.
Лодки несли боевое дежурство у пирса.
Штабные офицеры попали в ещё более тяжёлое положение, когда месяцами не платили денег,
что б с голоду не умереть, вставали на довольствие на корабли. То есть они питались за счет матросов.
Воровали и продавали всё, что имело какую-то ценность, складские работники воровали с размахом.
И вот эта страшная картина была к началу тех роковых учений подводного крейсера "Курск".

Уверен, цепочка роковых случайностей началась на складе.
Командир боевой части лодки получил на складе разворованные торпеды.
Кто-то из мичманов вскрыл торпеду и вытащил детальки с содержанием драгметалла.
Когда грузили торпеды, одну из них уронили.
Командир боевой части был без технической документации, как готовить и заряжать торпеды на этой лодке.
Документация у него была на другой поект лодки (по документам СК).
Это как с АН-24 пересесть за штурвал "Боинга" и пытаться применить старый опыт.
При подготовке торпеды не обезжирили шланг, и весь мусор, собравшийся за 6 лет, попал в торпеду.
И так далее, и так шаг за шагом.
Нарушено, не правильно, повреждено, не знали и т.д.
И торпеда взорвалась не в торпедном аппарате, а при её подготовке.
Цепочка случайностей, и взрыв и пожар в отсеке, а затем взрыв боевой торпеды на стеллаже.
Нарушения и изъяны в проекте привели к повреждению соседних отсеков.
Всё, корабль погиб.
Должен был автоматически всплыть аварийный буй, сообщая о аварии, но не всплыл.
Отчего?
А очень просто, оказывается, кто-то снял ручку пускового устройства и ещё и заглушку поставил.
И они спокойно вышли в море с "таким вот".
Список "вот таких вот" проделок длинный и цветастый.
А ведь сколько всякого начальства и комиссий бегало на лодку, дёргало и отвлекало экипаж.

Так выходит виноват экипаж?
Нет, люди не занимались кораблём и оружием, чуть ли не всё приходилось делать впервые.
Да и много чего.
А было вот так - внезапно.
В общем развалить и уничтожить - просто. Собрать, сделать и научить.......

Роковое нагромождение случайностей - вот причина гибели лодки. 
А виноваты кто?
Да никто.


             Если бы да кабы.....

А могло быть иначе?
Главком должен быть заявить президенту:
- Флот не боеспособен, нужно время, несколько месяцев, для пошаговой подготовки кораблей и экипажей.
Время на ремонт и проверку оборудования и оружия.
Деньги на содержание людей и флота.

Командиры кораблей должны были заявить командующему:
- Корабль не боеспособен, нужно время.
И так дальше и дальше.
Могли?
Нет, проще снять погоны и положить их на стол, а тогда вообще есть будет нечего.
А могли спасти моряков в 9 отсеке?
Если бы не разбежались опытные водолазы глубоководники,
если бы не разворовали флотские спасательные аппараты,
если бы операторы имели хоть мало-мальский опыт работы с ними.
Да, могли.
А если бы сразу попросили норвежцев, англичан и голландцев о помощи?
Сразу признались бы в немощи и развале всего на флоте?
Могли сразу признаться и даже не пробовать спасти людей?
Нет, не могли, пытались, надрывались наши спасатели, но выше головы не прыгнешь.
И всё же, а если бы сразу норвежцев пригласили спасать?
Сразу не получается, водолазы без своего корабля бесполезны, а ему ещё дойти надо.
У моряков "Курска", которые выжили после взрыва, было чуть больше суток, чтобы их спасли.
А их долго искали, аварийный буй не всплыл, пока разобрались.
К спуску первых наших водолазов и аппаратов люди в 9 отсеке уже замёрзли и заснули от нехватки воздуха, заснули вечным сном.
Вечная им память.

Очень гадко и мерзко, что какие-то либерасты и борцы с Путиным, вот так тревожат их сон.


На фото записка которую нашли у одного из погибших подводников. 

Список материалов:
1. "Курск". Фильм ЦКБ МТ "Рубин"
 http://www.youtube.com/watch?v=ssLnE3u3LUw 
2.  Намедни - 2000. Подводная лодка Курск
  http://www.youtube.com/watch?v=OMEDG8GuKt8
3. Гибель "Курска"    вице-адмирал Рязанцев
4. Американцы
5. Видео водолазных работ и подводная съёмка "Курска"
http://www.tvdata.ru/rus/military/kursk_catastrophe/8
6. Путин и вдовы с родственниками
http://www.gazeta.ru/stenogram.shtml
7. Торпеды
http://warcyb.org.ru/news/russkie_torpedy/2010-08-14-102


P.S. Можете смело писать рецензии, всегда пишу ответные.