Рецензия на фильм Шапито-шоу

Олег Татков
Гиперстранная история Сергея Лобана о пионерах, выпавших из "Жёлтой субмарины".



Недавно,  я около часа простоял на обочине Тверской,  ожидая приятеля, попавшего в автомобильную пробку. И, - как итог близкой к летальной ингаляции выхлопных газов, - родился почти афоризм: – «Постой на Тверской – почувствуй себя проституткой».  Прав классик – «Для того, чтобы узнать вкус борща не обязательно в нём вариться»...


Фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу» надо смотреть, думаю,  особо не заморачиваясь ассоциациями и аллюзиями, - приняв правила игры, которые режиссёром озвучиваются буквально с первых кадров и звучат, цитирую, -  так:  «Не стоит смешивать два мира: - реальный и вымышленный.  Просто реши для себя какой ты предпочитаешь»...

На это есть несколько  причин:
1. Фильм пересказать невозможно, да и не стоит этого делать.
2. Фильм – фантасмагория на  тему нашего практически настоящего, сыгранная, спетая и снятая талантливыми и весёлыми людьми и вряд ли стоит серьёзно относиться к увиденному… 

Тем не менее, мне кажется, что это, - в чистом виде арт-хаусное кино Сергея Лобана (сам режиссёр предпочитает определение артстрим - от арт-хаус и мейнстрим), - расколет аудиторию полярно (http://kprf.ru/otvet/94538.html     -  газета «Правда» уже отметилась – авт.) и гораздо сильнее, чем это сделали своими последними работами, к примеру,  Звягинцев или Михалков.... 
И это обязательно произойдёт, - даже несмотря на то, что фильм очень весёлый, - в нём нет убийств, расчленёнки, тяжелой реальности современного бытия, «закидонов» подсознания, - и вообще всё это фантасмагоритическое кинодейство происходит на братской Украине - в Крыму, и даже в конкретно обозначенном городе Симеиз….

И ещё одно знаю точно, -  режиссер обожает фильм «Асса»  и прозу Хармса…
 

Фильм буквально нашпигован киноцитатами – и прямыми, и ассоциативными, - и визуальными и вербальными. Цитируются не только мировые кинохиты, но (что очень тронуло -авт) и советские  – от классических комедий Гайдая и до классического уже  соловьёвского фильма  «Асса».  Ловишь иногда при просмотре себя на мысли, что буквально знаешь тексты некоторых монологов,  – ещё до   их окончания на экране.



Если режиссер таким приёмом расписывается в уважении к родному кинематографу (а хоронили и  хоронят до сих пор современное авторское российское  кино все кому не лень – авт.) - то это просто замечательно…   


«Шапито-шоу», повторяюсь, - очень крепко сделанная, и талантливо исполненная  фантасмагория на тему жизненного манифеста и рефлексий  современных тридцатилетних людей - детей поколения «Ассы». Детей очень странных, как, впрочем,  - странно и всё то, что случилось с нашей страной после выхода «Ассы» на экраны...



Мальчик, - герой одной из новелл (а всего их четыре – авт.)  уже не ночной сторож-альтруист с дон-кихотовским менталитетом, а продюсер-эксплуататор и краснобай Серёжа (Сергей Попов). Девочка Вера (Вера Строкова), при всей её интернет-зависимости, - чётко знает и понимает, что происходит в мире и чего она от этого мира хочет. Да и лилипуты-тетралы из «Ассы» у Сергея Лобана трансформировались  дружескую тусовку глухих пекарей – завсегдатаев дискотек для глухонемых.  Есть в фильме и  Цой, - вернее его эрзац- легенда Рома Легенда (Сергей Кузьменко).
 
Но одна из самых весёлых сумасшедшинок фильма - отряд девиантных во всех отношениях «пионэров – переростков» им.  Саманты Смит (хорошо,  хоть не Саманты Фокс – авт.). Одна только их кричалка чего стоит...
 
Цитирую:


«Раз-два – Стэнли Кубрик,
Три-четыре – Дэвид Линч,
Солондз, Гас ван Сент, Полански –
Пусть услышат этот клич.
Раз-два – Элвис Пресли,
Три-четыре – Виктор Цой,
Леннон, Курт Кобейн, Высоцкий,
Майкл Джексон – песню пой!»;



В общем в кино Лобана   тот ещё «списочек действующих лиц»….     Отдельное спасибо за сценарий Марине  Потаповой – критики уже оценили – «Белый слон» за лучший сценарий  получен.


Классно  сделан сайт фильма - http://sh-sh.ru/  - рекомендую.


Лично мне очень понравился актёрский состав. Насколько я знаю, - профи актёров среди них действительно  немного – Киберстранника играет практикующий врач-гастроэнтеролог,  в  ролях  глухих друзей-пекарей  действительно слабослышащие  актёры. Это очень важно,  думаю, -  погружение в атмосферу фильма таким «кастинг-приёмом» достигается  по-максимуму. 


Одно немного озадачило, хотя понимаю, что не имею права на претензии (а вдруг это задумка режиссёра - авт.),  –  Алексей Подольский в роли Киберстранника всего лишь слегка повзрослевшее продолжение толстячка-инфантила из его же  роли в фильме «Пыль»… Это я к тому, что "единожды сыгравши - кто ж тебе поверит в третий то раз"? (Пардон за невольный "библиоцинизм" - авт.).


Несомненная удача  (а со слов режиссёра это ещё и ангел-хранитель) фильма  –  актёр Пётр Николаевич Мамонов.
Помню, - в те времена, когда и «небо было голубее и вода мокрее», -  я довольно часто ездил на рок-концерты  в Ригу, - приятель в ЦК латышского комсомола  отвечал за их организацию.  Там  же  впервые услышал и увидел Петра Мамонова и «Звуки Му». Был культ-шок, несмотря на мой,  - к тому времени уже немалый, - опыт посещений концертов питерского рок-клуба и проживания в городе Тарту, где рок-фестивали проводились регулярно и собирали рокеров и их фанов со всего СССР.
Мамонов сейчас один из тех немногих рокеров, кто за эти годы  не «забронзовел», не умер, - обдолбавшись или заработав алкогольный цирроз,  и не скурвился, - продавшись или обгламурившись….  Пётр Николаевич  превратился в драматического актёра огромного творческого потенциала – иногда просто отторопь берёт от его ролей. Но в «Шапито-шоу» в роли отца он ещё и от души  похулиганил, за что ему отдельное спасибо…

Ну, а исполнителю роли его сына, - Степану Девонину, - отдельные "респект и уважуха"  ещё  и за то, что актёрски не спасовал на фоне такого «кино-папули»…

А раз речь пошла о сыновьях, уверен, - надо отметить и шикарную операторскую работу (навороченные камеры не в счёт - я в них ничего не понимаю - авт.) реального сына Петра Николаевича - Ивана Мамонова.

Но самое большое впечатление в этом кино на меня произвёл начинающий актёр Алексей Знаменский, который играет глухого пекаря Лёшу Знаменского.  Практически играет своё «альтер эго» и делает это грандиозно.  В предыдущем фильме Сергея Лобана «Пыль» он снялся в эпизоде и потрясающе, - буквально до мурашек по коже, - исполнил (вернее пластически прожил - авт.)  в титрах сурдоперевод песни Цоя «Перемен» http://www.youtube.com/watch?v=wcyQrCLDwp8   Сейчас Алексей  учится на режиссёрском факультете ВГИКа – заканчивает дипломную работу,  и работает в театрах «Синематографъ» и «Недослов». Думаю,  этого парня ждёт блистательное будущее – дай ему Бог режиссёрских проектов, актёрских ролей и хороших сценариев.
   

Радует, что режиссер Сергей Лобан не зацикливается на стандартных нравоучениях, и имеет смелость  обозначить на экране темы, которые в молодёжном андеграунде времён «Ассы» конечно же существовали, но которые так и не рискнул обозначить в те времена режиссёр Сергей Соловьёв.  Я имею в виду тему  секс-меньшинств и ТАКТИЧНОГО - ПО ДЕЛУ употребления на экране ненормативной лексики…. 


Очень понравился саундтрек – музыка и зонги Жака Полякова на слова сценаристки Марины Потаповой, композиции  «Karamazov  Twins».   Для меня они были открытием и откровением,  и очень по делу смотрелись и слушались.. Для того чтобы не быть голословным - вот ссылка саундтрек можно абсолютно легально скачать - это подарок музыкантов зрителям накануне премьеры - http://www.afisha.ru/article/shapito_ost/   И за это авторам спасибо...  Тем более это неплохая возможность решить для себя идти или нет смотреть кино - просто послушайте и решите. Песни эти не простые - их поёт каждый главный герой в момент практически апокалиптический для его киножизни. Авторы выталкивают героя на авансцену Шапито буквально и он так исповедуется перед зрителем. Это очень важные песни - ну мне  так кажется.


«Рождённый летать, - улетит в космос.  Рождённый ползти, - доползёт до края Земли. Возможности есть – реализовывай их  по-полной» (это цитата из фильма – авт.).


Думаю,  фильм разберут на цитаты, хотя судьба у него будет нелёгкая ...


А кому сейчас легко?...



Рекомендуемая литература
http://www.izvestia.ru/news/511483 - Сергей Лобан — о «Шапито-шоу», «голубой» столице Советского Союза и готическом сериале с участием Михалкова



P.S. Фото "нарыл" в фейсбуке. Чьё оно не знаю и выяснить не удалось - поэтому заранее прошу у автора прощения и обязуюсь при его (автора) появлении обозначить фамилию.

P.P. S.S. Ссылки в тексте даны реальные и по делу. Жаль, что возможности сайта ограничены и они не активированы в тексте...