Живой глас небес

Изборцев Игорь
(О колокольном звоне и колокольне Свято-Троицкого собора)

Колокольный звон всегда имел особое значение для русского человека. Этот звон, как писал в начале XX века митрополит Трифон (Туркестанов), напоминает христианину о том, чтобы он, избегая вечной смерти, пробудился от греховного сна; чтобы вгляделся в себя, в свою душу, спросил себя внимательно о том, как провел не только прошедшую неделю, но и всю жизнь; чтобы, омыл слезами свою душу, омыл грехи покаянием...
Колокольный звон — это живой глас небес, это проповедь о Христе. Русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил звон колокола живому голосу. В дни великих праздников этот голос не позволяет нам забыть о блаженстве небесном, во время Страстной седмицы напоминает о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы благовестит нам о победе жизни над смертью…
По милости Божией обо всем этот и возвещали псковичам колокола Свято-Троицкого собора. А размещались они на красавице-колокольне, о которой и поговорим мы в настоящей главе.
«Колокольня, — пишет граф Михаил Владимирович Толстой, — построена в одно время с собором, но приведена в настоящий вид в конце XVIII или в начале XIX века. Она находится на восточной стороне Кремля, на одной линии с его стеною и как бы перерезывает стену, Вероятно и в древности она была здесь же; на ней по окнам нижнего яруса повешено 20 колоколов, из коих самые древние относятся к XVI веку, но нет между ними ни красного колокола, упоминаемого в Псковских летописях под 1518 г., ни присланного от Великого Князя Василия Ивановича, по покорении им Пскова, вместо Корсунского, взятого в Москву с вечевым колоколом. Они литы то в Москве, то в Валдае, то в самом Пскове. Колокола большой и полиелейный особенного литья: внутренние стороны первого все, а последнего только по краям, пробиты гвоздями, сглаженными вровень со стенками колоколов. Изображения есть на двух колоколах, на большом и одном из меньших. На первом, изображен великомученик Георгий, а на последнем 4 херувима. Кроме названий: колокол большой, полиелейный, вседневный, есть и друие названия колоколов. Два колокола близ вседневного называются ясаками, следующие за ними 6 — шестериком, 2 — постовыми, 4 меньших — подзвонками, 1 — повесткою. Из подписи на колоколах видно, что полиелейный колокол и еще три других литы при Царе Иване Васильевиче Грозном 7082 (1574 г.) и один колокол при Царе Борисе Годунове без означения года». (1)
«На соборной колокольне, — сообщает Александр Сергеевич Князев, (2) — 27 колоколов, из которых самые ранние литы в XVI веке…» (3)
Вот примеры из надписей на колоколах Троицкого собора, приведенные Иваном Ивановичем Василёвым (располагаем их в хронологическом порядке).
Первое летописное известие о колоколах в Пскове, как пишет Василев, относится к 1422 году, когда были повешены колокола на персях у Троицкого собора.
На колокольне его находятся колокола с надписями XVI века:
1) «Божиею милостию пособием и помощию Св. Троицы лета 7042 (1534) месяца Марта в 25 день на Благовещение Пресвятой Владычицы нашея Богородицы сделан бысть колокол сий при державе царства Благовернаго и Христолюбиваго и Великаго Князя Ивана Васильевича Царя и Государя всея Руси и при Архиепискупе Великаго Новагорода и Пскова Владыке Макарии: а делали мастеры Псковичи Тимофей Андреев сын Котельников Сромних да Прокофей Григорьев сын».
2) «Лета 7048 (1540) года, месяца мая во… 9 день слить колокол сей во обитель ко Успению Пресвятой Богородицы на Новгороцкой дорози над Кебию рекою повелением раб Божиих Григорие Микифоровича Волосатаго да игумена Ермна того же монастыря, делал мастер Тимох Андреев сын Псковитин Сраманихиуаци слава свершителю».
3) «Лета семь тысящ шездесят перваго (1553 г.) месяца Июня в 16 день на память Рожества Пресвятей Пречистей лит бысть колокольчик Великомученику Дмитрию при Царе и Господаре Великом Князе Иванне Васильевиче всея Руси и при архиепискупе»…
4) «Помине и при Наместнике Псковском Василье Петровиче и при дьяках Псковских Афанасие Василье Васильевиче Соловцева и при Афанасие Васильевиче Шершне и при игумене Нектарие и при казначее Аврааме, а мастер Михалка».
5) «В лето… Марта слит был колокол сий храму Пресвятыя и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа милостию и молитвами Пречистыя Благословенныя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Марии и славнаго Ея Благовещения и создателей св. храма и живоначальныя Троица и давших милостыню и вписавшихся во вседневной Сунодик и Святаго Благовернаго Князя Всеволода Мстиславича, нареченнаго во Св. Крещении Гавриила и Благоверные Великие Княгини Ольги, нареченные во Св. Крещении Елены, основавшие Храм Святые Живоначальные Троицы во граде Пскове и Благовернаго Великаго Князя Доманта, нареченнаго во Св. Крещении Тимофея при державе Великаго Князя Ивана Васильевича всея Русии Владимерскаго и Московскаго и Новгородцкаго и Казанскаго и Псковскаго и при Благоверных Царевичах Иванне и Федоре и при Архиепископе Пимене Великаго Новограда Пскова повелением раб Божиих служителей Живоначальные Троица Протопопа Козьмы Симеонова сына и Протодиакона Сидора и Соборних Священников Никона и Луки Ивана и Елевфея и Диакона Афанасия: а мастеры Михаиловы дети Матвей и Козьма слава свершителю Богу аминь».
6) «Повелением Государя Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Русии слить сей колокол Божиею милостию при Его Царской державе и при Его Благоверных Царевичех: при Царевич Князе Иване Ивановиче, да при Царевиче Князе Феодоре Ивановиче впрославуще граде Пскове к Воздвижению Честнаго Креста… дак. Церкве Петру и Павлу, что на гдреве дворе в лето 7080 (1572) седьмаго августа в день мастер Логин».
7) «Божиею милостию повелением Государя Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Руси слит сей колокол при Его царской державе, при Его Благоверных Царевичах, при Царевиче Князе Иване Ивановиче да при Царевиче Князе Феодоре Ивановиче впресловуще граде Пскове к церкви к Воздвижению Честнаго Креста да церкви Петру Павлу, что на гдрве дворе в лете 7080 (1572) седмого месяца Августа в первый день.
8) «Лета 7082 (1572) месяца Марта 25 день слит был колокольчие сей при Цари и Государи и Великом Князи Иване Васильевичи всея Руси, а делал мастер Псковитин Логин Семенов сын».
XVII века:
9) «Слить сии колокол в граде Пскове Божиею Милостию и пречистыя Его матери помощию к храму к рожеству Христову в домантову стену Лета 7139 (1631) Августа 16 день при державе царства Благовернаго и Христолюбиваго Царя и Государя и великаго Князя Михаила Феодоровича и всея Руси и Преосвященном Иосифе Псковском и Изборском».
10) …»Псковском и Изборском Геннадии до гдрвы Царя и Великаго Князя Бориса Феодоровича и всея Руси и боярина и воеводы и при Князе Андреи Ивановиче Голицыне да при Иване Осиповиче Полеве да при Дияке Сулигоце — бочеве да при Священнице Храма того Самуиле Тихонове, мастеры Яким Иванов да Афанасий Панкратьев».
11) …»Повелениим Псковитина Посацкаго человека Иоанна Сергеева сына Погакина и от их Св. Иоанна Златоуста Медведева монастыря сий колокол по шеста пуда и 4 фунта».
12) «Лета 7208 (1700) году месяца Сентемврия в … день при державе Благочестивейшаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Саможержца Благословением Преосвященнаго Иосифа Митрополита Псковскаго и Изборскаго перелит старой Соборной колокол и вылит сей колокол в Богоспасаемом граде Пскове к Соборной и Велицей церкви Пресвятыя и Живоначальныя Троицы с прибавочною медию подаянием Пскович посадских людей: а весу в нем 600 пуд, а лил сей колокол мастер Москвитин Флор Терентьев».
13) «Построен сей колокол тысяча седьмь сотаго году при Преосвященном Митрополите Иосифе Псковском и Изборском к Соборной Церкви Живоначальныя Троицы; а весу в нем 150 пуд лил Флор Терентиев Московский мастер».
XVIII века:
14) «1717 Сентября лил Валдайский купец колоколенных дел мастер Иван Смирнов».
Без обозначения времени:
15) «Повелением раб Божиих Игумена Андрея да казначея Афанасия и всей иже о Христе братьи нашей слиты бысть колоколы сии к ведению Святой Владычицы нашей Богородицы да петровския ворота вон стене»… …»Чудотворца; а лил сии колоколы мастеры Стешко Лавров сын да Юрьи Ульянов».
16) «Весу 4 пуда 12 гривенок сей колокол рой для в кладу в теврецевкоу уезде в гдлигровской монастырь, что в черкасех того же монастыря строитель питирим в своих родителех». (4)
Если, преодолев более сотни ступеней, взойти на колокольню Свято-Троицкого собора, то с верхней ее площадки можно увидеть необыкновенно красивую панораму Пскова — другую такую едва ли где для себя откроешь... Речная гладь двух рек, подслеповато глядящие сквозь толщу воды в небо придонные камни Псковы и самое небо, бережно обнимающее белые соборные стены; застывшие в вечном напряжение мосты и маленькие человеческие фигурки на них; зелень травы на склонах берегов и изумрудные покрывала парковых зон; купола храмов с плывущими над ними крестами, словно благословляющие город древние старцы; ползущие по линиям улиц автомобили и дома с разными лицами фасадов и шапками крыш… И все это многообразие — живое и неживое, совершенное и посредственное, устремленное в будущее и доживающее свое последнее — все это словно предстоит главному, вечному, дающему жизни энергию, наделяющие ее смыслом — Свято-Троицкому Собору, Дому Святой Живоначальной Троицы…
И лишь элитный жилой квартал, расположенный в непосредственной близости, прямо через реку, не вписывается в это предстояние. Он, как надменный нувориш, закинув ногу на ногу, вальяжно расселся на золотой скамье прямо напротив седых стен Кремля и гордо взирает окрест. Видит ли он главную святыню земли Псковской, гордится ли ей? Нет. Богатство и высокомерие способны восхищаться лишь собой. Жаль, что именно они восторжествовали в споре хранителей старого Пскова и строителей нового. Увы, это печальный, нет, трагический знак дня сегодняшнего, когда родная святыня, отеческая история, красота, да и сам здравый смысл попираются властью денег, алчностью и жаждой наживы людей, для которых ничто, кроме собственного благополучия, собственного чрева, не дорого, да и вовсе не нужно.
Однако, удивительно, как можно не восхищаться столь достохвальными деяниями наших предков? Ведь и доселе они радуют наш взгляд, утешают душу. Вот и колокольня Свято-Троицкого собора, которая, по словам Елены Николаевны Морозкиной, «встречает нас при входе на Кром из захаба, звучит мощно, выглядит массивной. Однако понять, что это такое, почувствовать всю её силу и увидеть в подлинный рост можно только с берега Псковы, куда уходит подножие колокольни. (Лучше всего глядеть на неё с моста или с противоположного берега Псковы, откуда открывается замечательная картина всего Крома)». Далее Елена Николаевна обращает наше внимание на различный характер кладки самого собора и колокольни. «По сравнению с собором, — пишет она, — колокольня выглядит архаической и рождает мысль, что она построена до собора, — то есть, что её основой является стоявшая здесь крепостная башня Крома. Однако ни в одной описи Крома XVII века башни в этом месте нет; (5) опись 1699 года не знает и колокольни над Псковой — следовательно, её еще не было. Разницу в характере кладки можно объяснить тем, что собор построен в московских формах, под руководством московского мастера. Плита стен собора гладко отёсана. Основу колокольни возводили псковские народные мастера в привычной для них технике — из грубоколотой плиты. Вверху, в первом ярусе звона, внутри между проёмами видны даже скруглённые столбики-простенки, столь характерные для Пскова! Верх колокольни сделан гладким — на петербургский манер. Таким образом, колокольню Троицкого собора мы должны датировать XVIII веком.
Верхний ярус колокольни, завершённый “петровским” шпилем, отличается от её мощного столпа — как-то с ним не вяжется и спервоначалу кажется странным. Но это — две разные эпохи: начало и конец XVIII века. И.И.Василёв пишет: “Верхняя часть колокольни, бывшая, по рассказам старожилов, деревянною, после пожаров 1770 и 1778 гг. надстроена из кирпича”». (6)
В начале двухтысячных годов на колокольне проводились основательные ремонтные работы, в ходе которых производились перештукатуривание поверхностей, их побелка, покраска кровли и т.д. Так же были капитально отремонтированы интерьеры и теперь здесь разместились некоторые епархиальные службы — Паломнический Центр «Вертоград», информационный Центр епархии, библиотека. Предполагается, что в колокольне в будущем откроется музей церковной истории Псковской земли.
Как бы там ни было, колокольня живет собственной жизнью, у нее, что называется, своя судьба, с которой связаны судьбы многих людей. Современные летописные своды, т.е. газеты, журналы, интернетсайты и пр., фиксируют эти события, рассказывают эти истории для назидания нас и наших потомков. Вот что, например, сообщается в одном из материалов официального сайта Псковской Епархии…
На колокольню Свято-Троицкого Кафедрального Собора подниматься — запыхаешься: тридцать метров в высоту, 105 ступенек, а наверху 12 колоколов. Говорят, когда Владимир Владимирович Путин посетил Псков, тогда охрана Президента предварительно осмотрела Кремль: в Кремле Президента должен был встречать наш Владыка Евсевий. Поднялись ребята на колокольню и тоже запыхались, хотя люди тренированные. А колокола праздничным звоном сопровождали прогулку Президента по Псковскому Кремлю, по святой земле…
На башне механические часы того же времени, немецкий механизм, и часовой колокол отбивает положенные моменты времени. На колокольне обосновались стрижи. Как говорит звонарь Михаил Иванович Николаев: «Стриж — птица виртуозная, так сказать, высшего пилотажа, на землю никогда не опускается и питается в полете, вьет гнездо на отвесных склонах». Колокольня как раз для такой стремительной неземной птицы.
При соборе пятеро звонарей. Старшего, Виктора Катунина, мы не застали, был на работе, но поговорили с «ответственным» за колокол Благовест Володей Николаевым. Володя обычно приходит заранее, берет ключи, поднимается на колокольню в своей неизменной рубахе в голубую клетку. Как он нам рассказал, уже четыре года здесь звонарем. Раньше очень болел, но когда начинает звонить, боль проходит.
Спрашиваем, как становятся звонарями?
Володя Николаев: «Ходил в Собор, причащался, и все время про себя читал Иисусову молитву. Потом позвали на колокольню. И вот уже четвертый год здесь, научился за месяц звонить. В будничный день звоню пятнадцать минут. И пока звоню, у меня выходит Серафимовское правило. Потом читаю тропарь «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», 50 псалом, Символ веры, 90 псалом «Живый в помощи Вышнего». Прочитываю 67 псалом и, напоследок, если есть время, 45 псалом «Бог нам прибежище и сила». Пока звоню, читаю про себя молитвы. А в Благовест просто молюсь: «Христос Воскресе!» Каждый удар должен быть благоговейный, и бить в колокола надо благоговейно.
Сначала делаю два удара в Благовест, каждый до того момента, когда предыдущий звон уйдет. А потом начинаю бить в правую сторону. Три минуты отбил, старший меня благословляет в две стороны бить, и подхватывает полиелейным (ножным) колоколом. Бьет посередине, между моими ударами. Потом подхватывают «постовой» и «переборные» (безымянные) колокола. Дальше «трезвонные» — получается Благовест. Полиелей — будничный колокол на Всенощную, и в праздниках он участвует. «Постовой» — в пост и в Благовест звонит. Безымянные колокола, переборные: четыре колокола, среди них и часовой. В них звонят в Благовест, в праздник звонят. В зазвонные колокола, их пять, звонишь, как хочешь. Зазвонные называют и трезвонными, потому что у них «мелкий» звон.
На Страстной неделе на чтении 12 Страстных Евангелий бьют в «постовой» колокол. Евангелие прочитали — один удар, второе прочитали — второй удар, и так двенадцать раз. Выбегает послушник из Собора, машет рукой, когда надо бить. Чтение Страстных Евангелий длится до трех часов. Вот стоишь на колокольне, холодно, молишься и отбиваешь после каждого чтения. Наша Колокольня почти все звоны собрала. Колокола Благовест и полиелей отлиты при преподобном Корнилии Псково-Печерском, о чем есть надпись на колоколе. Им почти пятьсот лет».
К нашему разговору присоединяется папа Володи Михаил Иванович: «Как стал звонарем? Храм постоянно посещал, меня и пригласили. Правда, пришлось потренироваться, подучиться на записи звонов Псково-Печерского монастыря. Сам я играю на русских народных инструментах, люблю гармонь, баян. Мы на колокольне можем заменить один другого, но вот главный колокол Благовест — у Володи. До революции были колокола и ниже, во втором ярусе. Всего было на колокольне 21 колокол. Колокольные звоны разные, звоним в Благовест и в переборные колокола, бывает, звоним иоакимовским, иоанофановским или арсениевским звоном. У нас хорошо известна традиция московских звонарей, они славятся своим умением звонить необыкновенно».
Пока разговаривали с отцом и сыном Николаевыми, подошел звонарь и певчий архиерейского хора Гавриил Андреев, встал к зазвонным колоколам: «Я тут с 1999 года. Как-то послушал пластинку звонов нашего Псково-Печерского монастыря, и все стало понятно. Собственно, принцип звона везде одинаков — все идет от большого колокола, он задает ритм всем колоколам, и все остальные колокола «строятся» под большой колокол. Насколько Володя равномерно ударяет в Благовест — от этого зависят удары остальных колоколов. Первый колокол Благовест — первая доля, второй колокол «постовой» — вторую долю бьет. Михаил Иванович звонит в четыре колокола, “четверяк” называется, между ударами большого колокола. А я на мелком звоне зазвонных колоколов должен попасть в ритм всех колоколов, и выбиваю свою мелодию. Каждый выбивает на зазвонных свою индивидуальную мелодию. Но все в общем ритме звонят: от большого колокола идут все колокола. Когда звонишь, переживаешь подъем. Чувство патриотизма здесь, на этой колокольне, очень живое. Хотя приходишь каждый раз и все происходит как обычно, но это не становится привычкой. Нельзя привыкнуть к колокольному звону. Каждый раз переживаешь большой душевный подъем, и это правда. Вам любой звонарь скажет, когда звонишь, ощущаешь особенную радость, пасхальную. И мысль все время одна: наше Православие — основа всего нашего русского жития. И, думается, пока мы звоним на Литургию, все на Руси будет хорошо».
Михаил Иванович рассказал, как после Пасхальной недели, когда на колокольню разрешается зайти любому человеку и позвонить, они приходят сюда и видят картину: веревки оборваны, у переборного колокола язык оторвали. А на одной из Пасхальных недель «дозвонились» до трещины в колоколе. Звонить в колокола надо уметь. Володя вспомнил, как недавно у него тоже оторвалась веревка. «Уж сколько мы их здесь поменяли за это время», — заметил Михаил Иванович. Тут же лежит лестница, поднимаешься и меняешь веревку. Да, не так-то все просто, если учесть высоту колокольни и языка колокола, до которого надо дотянуться, но все с Божией помощью получается. Отец и сын Николаевы прочитали нам молитву святителю Николаю. Она им очень нравится и помогает. Ее автор старец Николай Гурьянов: «Перед твоей иконой чудной, Святой угодник Николай, молюсь тебе я в жизни трудной, храни меня и защищай».
И еще: «Однажды, — рассказывает Володя, — звонил я в Благовест и все время молился про себя: «Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!» — и колокол мне ответил: «Воистину Воскресе!»
Вот такие истории. (7)
По ночам, когда мгла окутывает древности Кремля, когда утихают неугомонные стрижи и засыпают звонари, сюда, на верхний ярус колокольни, заглядывает незнающий сна ветер; он наполняет колокола своей упругой мощью, слегка их раскачивает и заставляет тихо нашептывать истории, подобные прочитанной нами выше, и другие, никем никогда еще не слыханные, но имевшие место и, быть может, когда-нибудь обрящущие возможность стать достоянием наших потомков…
Но это, так сказать, лишь приложение к обязанностям, главное же дело колоколов — быть живым гласом небес, вестником вселенной, таящим в себе дивную силу, глубоко проникающую в сердце человеческое, пробуждающую во всякой верующей, ищущей мира с Господом, душе, возвышенное молитвенное чувство и светлое, радостное настроение.
«Бом… Бом… Бом…» Это колокола Свято-Троицкого собора призывают нас на службу Божию, на молитву, возвещают о возрождении погибшей души к жизни, о вечном Воскресении…

Примечания:

(1)“Святыни и древности Пскова”.
Сочинение графа М. Толстой, 1861 г. Репринтное издание 1993 г. ТОО издательства АРС. Стр. 46.
(2) Александр Сергеевич Князев — псковский краевед и педагог — родился 26 февраля в 1814 году в семье дьякона. В 1839 году, после окончания Петербургской духовной академии приехал в Псков, где посвятил себя учебно-воспитательной работе, сочетая ее с занятиями местной историей. В 1862 году после 23-летней службы в Пскове, был переведен в недавно открытую Рижскую семинарию. Прослужив там два года, в 1864 году вернулся в Псков и жил здесь до своего отъезда в Одессу в конце 70-х годов. А.С. Князев стал автором широко известных книг: “Указатель достопамятностей города Пскова”, “Историко-статистические описания кафедрального Троицкого собора” и “Очерки истории Псковской Духовной семинарии”. Активно участвовал в составлении “Евлентьевского сборника”, посвященного 100-летию со дня рождения Е. Болховитинова. Также он был действительным членом губернского статистического комитета, затем Псковского археологического общества. С ноября 1885 года по сентябрь 1886 года занимал там должность секретаря. А.С. Князев умер 28 февраля 1897 года и похоронен на Дмитровском кладбище (могила не сохранилась).
(3) «Указатель достопамятностей Пскова, составленный инспектором Псковской Семинарии А. Князевым». Москва. В типографии Александра Семенова, на Мясницкой улице. 1858.
(4) Историко-статистический указатель города Пскова. Составил И.И. Василев Издание Псковскаго губернскаго статистическаго комитета. Псков. Типография Губернскаго Земства. 1889. Стр. 92-96.
(5) Существует мнение, что колокольня все-таки построена именно на месте древней башни. Известно и название этой башни — «на Радчине всходе».
(6) Морозкина Елена Николаевна «Щит и зодчий», Псков, 1994.
(7) Михаил и Владимир Николаевы, Гавриил Андреев «Колокольня и звонари». Официальный сайт Псковского Епархиального Управления.