Выход из себя

Борисычъ
Часто возникают ситуации, когда вы, занимаясь каким-либо делом, наталкиваетесь на препятствие. Пишите ли вы статью, сталкиваетесь ли с трудной ситуацией на работе или возникает непонимание во взаимоотношениях с ближними.

Вы не видите выхода. Ваш ум уткнулся в тупик. Для того чтобы увидеть выход, вам необходима иная точка зрения. Можно сказать и так - вам нужно  выйти  за границы  себя  самого. Выход  из   себя  позволяет увидеть ситуацию под другим углом зрения и найти выход.

Однажды Христос сказал: "Я - дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и  выйдет , и пажить найдет" (Ин. 10:9). Что означает - войдет и  выйдет ? Куда войдет и откуда  выйдет ?

Предлагаю подумать над этими словами в том смысле, что человек подобен некому дому, из которого он может  выйти  и в который может соответственно войти.

Что означает войти в  себя  или  выйти   из   себя ?

К примеру, вам известно, что душа спящего человека  выходит  из него и совершает полеты? Вы сами неоднократно совершали подобные выходы даже и в бодрствующем состоянии, только не придавали этому значения.

Например, когда вы очень внимательно слушаете собеседника, возникает способность заражаться его чувствами, мыслями или желаниями. Вы  выходите  к нему  из   себя  и активно сопереживаете ему. Или когда вы смотрите фильм или спектакль, или, наблюдая какое либо событие в жизни, вы способны настолько «вжиться» в него, что забудете о себе.

Иными словами, выход человека  из   себя  – достаточно естественный процесс. Я бы даже сказал, необходимый для нормальной жизнедеятельности, как процесс, обогащающий человека, дающий ему новые силы и впечатления, одним словом, обновление.

Хорошая молитва – это тоже выход человека  из   себя  к Богу. Если вы обратили внимание, то вы входите в молитву в одном состоянии, а  выходите  из нее уже в другом. Если, конечно, молитва не была для вас формальностью и обрядом. Это объясняется тем, что во время молитвы у вас произошла Встреча. И эта встреча изменила вас.

Так Христос молился в Гефсиманском саду до кровавого пота. Чем можно объяснить этот кровавый пот в ситуации внешнего спокойствия? Конечно же только тем, что Христос  вышел  из Своего обычного состояния и пережил в Духе Свое распятие.

Когда я впервые осознанно пережил этот опыт выхода  из   себя  (неосознанно это бывало и раньше, когда я, например, растворялся со всеми болельщиками на стадионе, болея за любимую команду), я испугался. Мне стало страшно, что,  выйдя   из   себя , я потеряюсь, растворюсь в бездне бесконечности и утону в ней.

Из-за чего возник этот страх?

Должно быть понятно, что состояние "быть в себе" означает быть в своем уме. Человек в этом состоянии отчетливо выделяет  себя  из окружающей его среды и относится к другому человеку, как к иному. То есть, он не смешивается с окружающими и осознает  себя  как индивид со своими границами - стенами и со своим потолком – и пониманием границ своих возможностей.

Когда человек пребывает в себе, он контролирует ситуацию и все, что связано с собой. И не только с собой. Он пытается контролировать все обстоятельства вокруг  себя , и это связано, прежде всего, с ощущением его собственной безопасности. Человек в себе - это хозяин или господин  себя .

Совсем другое дело, когда человек  выходит   из   себя . Он входит тем самым в неизвестную для него сферу, которую он не может контролировать. И это способно вызвать у него страх.

Если, к примеру, для вас  любовь  к другому человеку - это возможность вашего контроля над ним, то, поверьте, это не есть истинная  любовь . Истинная  любовь  опасна. Николай Бердяев отмечал это.  Любовь  опасна, поскольку человек уже не принадлежит себе полностью, а во многом зависим от объекта своей  любви .

Ведь  любовь  может потребовать всего, что может быть опасным для вас. К примеру, прыгнуть ради любимой девушки с крыши дома. Или взойти на Голгофу. Когда человек  выходит   из   себя , у него остается единственный проводник - вера. Уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого.

Человек в таком состоянии перестает контролировать ситуацию через вхождение в новые и неизвестные для  себя  сферы.

Так вот духовная жизнь - это и есть выход  из   себя  к Богу. Это вход в реку жизни, в воды которой невозможно войти дважды, потому что они все время новые. Если вы, к примеру, начинаете в Боге воспринимать обычную ситуацию, то она перестает быть для вас обычной. Вы попадаете в новый мир. То же самое, если вы через призму духа посмотрите на другого человека, давно знакомого вам, вы увидите нового человека. Измененного. Иного.

Библия учит, что  выходить   из   себя  следует к Христу. Навстречу Христу. То есть, навстречу Божье воле. Христос способен присутствовать в любой ситуации, как совершенная воля Божья. Сам Христос постоянно  выходил   из   Себя  к Отцу.

Контроль, который вы осуществляете над собой или ситуацией, фактически означает, что вы видите неизменную картину, которая сложилась в вашей голове. Но видите не то, что происходит в реальности. Потому что в реальности не вы контролируете течение событий, а Бог.

Вы, может быть, спросите, для чего это нужно и какой практический смысл в таких выходах  из   себя ?

Одним из случаев, подтолкнувших меня к осознанным выходам  из   себя  самого в обычных житейских условиях, послужила ситуация, произошедшая со мной на одном из христианских семинаров.

Я общался с одним человеком, приехавшим с Запада, и очень сильно комплексовал по поводу своей неотесанности, скажем так, неевропейскости. Я был неуклюж и громоздок. Говорил от смущения ненужные слова, мои движения были скованы и неловки. Но на каждую мою ошибку этот человек словно бы говорил – пошли дальше, не обращай внимания на свои оплошности.

Он вел меня дальше, в жизнь, где не было осуждения. Но я еще не был готов к этому. И он разговаривал со мной так, словно бы ничего не произошло.

Затем, когда моя неловкость повторилась в пятый или шестой раз, он, видимо, понял, что я – неисправим, и закончил общение, облегчив тем самым и мою незавидную участь.

Этот случай подтолкнул меня к тому, чтобы не сосредотачиваться на себе, а наоборот,  выходить   из   себя .

Дело в том, что человек сам для  себя  является огромной проблемой. Особенно на пути духовного совершенствования. Можно до бесконечности всматриваться в  себя  самого, находя при этом все более и более недостатков, грехов и несовершенств. Об этом хорошо знали многие святые подвижники, которые занимались искоренением своих пороков.

Но проблема в том, что эти пороки до конца искоренить невозможно, что для многих из святых выразилось в их неустанном плаче о своих грехах.

Однако Христос предлагает нам иной путь. Путь выхода  из   себя . Порочную натуру, образно выражаясь, необходимо прибить к кресту и почитать  себя  мертвым. А жить вовсе не самим собой, не своим самокопанием и исправлением своих недостатков, а полностью новой жизнью. " Выйдем  к Христу за стан" - так об этом написал Павел.

Интересно, что в состоянии выхода  из   себя  человек действительно становится свободным от самого  себя . От ограниченности своего ума, от немощей своей плоти.

И в то же время он в любую минуту может вернуться в  себя  и опять почувствовать  себя  отделенным. Ибо бывают ситуации, когда нужно, наоборот, войти в  себя  и установить границы между собой и другим человеком или явлением. Например, если вы чувствуете, что собеседник к вам настроен неблагожелательно, унижает вас и т. д. Вы должны  себя  защитить и оградить от негативного, разрушающего вас влияния. Но при этом вашу собственную реакцию на этого человека должны определять вы сами, а не он.

В каждом из этих состояний есть свой резон и своя необходимость, поэтому и сказано в Библии - " и войдет, и  выйдет , и пажить найдет."

 Выйти   из   себя  в Царство Божье – означает войти в мир, в котором нет осуждения и в котором господствует  любовь . Это то, что является нашим выбором по отношению к себе и к миру, окружающему нас.

Александр ГРАЙЦЕР
бракизавет.рф