И алгебра с гармонией в ладу

 "Самое важное в жизни человека-связь с природой.Лик Родины-это пейзаж,который
 окружает  с детства,формирует национальный характер и передает тайные мысли,
настроение и любовь к жизни.
     Всеми любимы пейзажи Саврасова,Левитана,Шишкина,Федора Васильева,Нестерова,
Колесникова  и Горбатова.Когда я посмотрел миниатюрные работы-пейзажи,
написанные Владимиром Глебовичем  Никоновым,-я с новой силой испытал чувство
любви к нашему столь милому сердцу  пейзажу  средней полосы России.Художник
 влюблен в русскую природу,в бескрайние дали с храмами на  косогорах,в  голубые 
весны,  в разливы рек,в золото осенних листьев.Отрадно видеть,что любовь к
искусству и  русской  земле,русской  деревне  и русскому лесу явилась
 свидетельством  таланта художника,математика по профессии, и именно любовь
 к Божьему миру отличает  его  работы от работ многих художников-
профессионалов,которые ставят себя в природе,а не  природу в себе."   
                     Илья ГЛАЗУНОВ

Листая старые  журналистские  блокноты  и  записные книжки,порой наталкиваешься  на свидетельства удивительных встреч,которые подарила судьба.По тем или иным  причинам в  круговерти  жизни  нашего  бурного века об этих встречах не смог рассказать читателю несколько  лет  назад:то места в газете не хватило,то другие дела и заботы одолели.А подспудно зреет и зреет  необходимость  такого рассказа.

С Владимиром Глебовичем Никоновым мне  посчастливилось познакомиться несколько лет назад в Москве,в редакции газеты "Красная Звезда".Замечательной скромности человек принес  тогда  на один из редакционных "четвергов" несколько своих  живописных  миниатюр.Достаточно было только взглянуть  на них,чтобы навсегда попасть в плен их притягивающей красоты... И потом,бывая на его выставках,беседуя об искусстве и жизни,мне неоднократно доводилось убеждаться в том,что талантливый человек талантлив во всем.

 Владимир Глебович Никонов родился  в  1949  году  в Москве.В юности он не помышлял стать художником,хотя уже тогда яркая печать необычайного дарования,что  называется,была заметна  невооруженныи  глазом.Однако,пересилила любовь к математике.Владимир Никонов стал одним из крупнейших криптографов(специалистов  по шифрам) мира.Долгие годы были отданы научной работе в криптографии  и  прикладной математике.Дотошный  читатель  поймет,что  шифровальное дело-прерогатива спецслужб,и-не  ошибется.Владимир Глебович-полковник  Федеральной  службы безопасности России,доктор физико-математических наук,профессор Института имени Ю.В.Андропова,академик Международной академии информатизации,ученый-математик с  мировым  именем.Сотни его учеников  продолжают традиции российской школы криптографии.

-Есть какая-то  магия в цифрах,завораживающая и увлекающая,-заметил он как-то в  беседе.-Тайны  шифров-это всегда вызов исследователю.Хотя заниматься приходится не только кодовыми   комбинациями,но   и,например,разгадкой тайн древних рукописей,исчезнувших языков,структурным анализом дошедших до нас памятников литературы давно минувших веков.

 -А правда,что шифры наших разведчиков  не  поддавались расшифровке фашистами?Да и сейчас,наверное,даже суперкомпьютеры не совладают с  современными  достижениями криптографии?-не унимался  я,расспрашивая"живую легенду" советской разведки.

 -Рассказывать обо  всем  этом  очень  долго,да и не стоит.Пока,-улыбался в  ответ  Владимир  Глебович.-Скажу лишь,что пресловутые  "Юстас-Алексу"  гестапо  так  и не смогло прочитать.У нас всегда была самая передовая школа криптографии в мире.

Вот так.Так что,не только в области балета...

     В то  время работы Владимира Никонова по существу представляли новое имя в современной пейзажной живописи. Художник как автор оригинальной живописной миниатюры,выполненной в технике масляной живописи по  грунтованному картону,был в большей мере известен коллекционерам и знатокам,нежели широкому кругу любителей искусства. Сама техника  живописной миниатюры,ныне почти забытая,придает особое  очарование  произведениям   художника.Его лирические пейзажи камерны,интимны не только благодаря своему размеру,но и по  эмоциональному  диапазону художественного образа.Они  предполагают  дружеское  соседство со зрителем не в отстраненном  пространстве  музейной экспозиции,а  в небольшом частном интерьере кабинета или  гостиной.Миниатюры  располагают  к  спокойному всматриванию,созерцанию и несколько элегическому сопереживанию поэтического образа,созданного художником. В своем творчестве Владимир Никонов удачно избегает живописной приблизительности маленького эскиза м нарочитой "красивости"  сувенирных пейзажей художественных салонов.В то же время,жанр миниатюры  позволяет  художнику соединить свежесть  и  непосредственность этюда с законченностью картины.Работая на пленэре,автор в своих пейзажах стремится не растерять достоверность увиденного,уловить и запечатлеть сложные,преходящие    явления    природы,обозначить кистью скрытую жизнь натуры.

-Моя техника  живописи маслом,-рассказывал Владимир Глебович,-позволяет на сравнительно малом  поле  уловить тонкие цветовые  соотношения,передать не только мельчайшие детали,но и особую влажность и светоносность  атмосферы.Творчество старых  мастеров Саврасова,Шишкина,Поленова,Левитана и особенно близкого по духу  Похитонова  и определило мои художественные взгляды и ценности.

 Владимир Никонов вновь и  вновь  пишет  Новодевичий монастырь,маленькие храмы  Подмосковья  и  древнерусских городов или пронизанные литературно-художественными  ассоциациями виды русских усадеб,пушкинские места,крымские уголки,домик Бестужева  в  далеком  Дербенте.Излюбленные мотивы его  пейзажей уже сами по себе причастны к вечным ценностям отечественной культуры.Счастливая для художника и зрителя сопричастность с художественным наследием,с красотой родной природы усиливается благодаря  спокойной реалистической манере  и лирическим интонациям в талантливых пейзажах Владимира Никонова.

 Пейзажи мастера   неоднократно   экспонировались  в Москве и за рубежом.Многие работы находятся в российских частных коллекциях,а  также  в и других странах.

 Художник не раз бывал у нас  в  Крыму,отдыхал,писал крымские пейзажи,встречался  с  друзьями.И светом своего обаяния,душевности в общении щедро оделял тех,с кем сводила его жизнь,наполненная служением Отечеству и искусству.

 


Рецензии