признак истины - это простота и ясность

Владимир Ульченков
«Самый верный признак истины - это простота и ясность.
Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна» (Л.Н. Толстой)

         Вынесенные в заголовок слова принадлежат великому писателю Льву Николаевичу Толстому. Человек, вошедший в историю мировой литературы, тонко чувствовал и точно выражал глубокие истины. Гений, о котором последователи составили собственные произведения. Это о нём российский литературовед, доктор филологических наук Маймин Евгений Александрович написал книгу "Лев Толстой". Заслуженный деятель искусств Латвии, кинорежиссер Бубрик Самуил Давидович поставил документальный, а доктор искусствоведения, действительный член АПН СССР, кинорежиссер, драматург и теоретик кино, народный артист СССР Герасимов Сергей Аполлинариевич поставил художественный фильм с одноименными названиями.  В честь великого мастера слова, Гюнтекин Решад Нури турецкий писатель поставил монографию "Лев Толстой". Князь Трубецкой Павел Петрович, российский скульптор в честь этой личности сотворил живописные по лепке статуэтки "Лев Толстой на лошади", а Щербаков Борис Валентинович, российский живописец, народный художник СССР создал исторический портрет "Лев Толстой в Ясной Поляне".
          Своим высказыванием Лев Николаевич имел в виду, что истина всегда доступна для понимания простолюдина. Она не туманная, не покрытая густой пеленой и мраком. Она не облечена в многоходовые и раздутые формы, какие в народе прозваны словоблудием.
Точность высказывания Толстого очевидна. Она, как аксиома, не нуждается в доказательствах, поскольку, во-первых, если люди говорят одно, подразумевая другое, то это похоже на раздвоение личности или, выражаясь медицинским языком, на шизофрению (от греч. schizo - разделяю, расщепляю и phren - ум, мысль). Сегодня приходится слышать «ДА» в значении «НЕТ». В моде также другой словесный оборот: «конечно, ты прав, НО…». Во-вторых, истина и ложь изначально преследуют разные цели, причём прямо противоположные. По своему назначению. Истина желает открыть. «Кто от истины, тот идёт к свету… ищет чтобы дела его обнаружились» (Иоан.3:21). Ей нечего скрывать. Ложь хочет спрятаться, чтобы был принят её некий продукт, а сама она осталась невидимой и неузнанной. Другими словами, люди не пытаются что-то рассказать так, чтобы их не поняли, если не имеют каких-то специальных планов! В-третьих, Сам Господь назван истиной и нет в Нём лжи. Создатель многосложной Вселенной мог бы доносить Свою волю недоступно для человека, но не предпочёл сделать это. Об Иисусе сказано христианским поэтом, что Он «в простоте Великий, а в величье прост»!
         Посуди сами, если высказывание Льва Николаевича не верно, то есть, на самом деле всё наоборот: ложь проста, а истина сложна, то не стало бы таких понятий, как аксиома, которую не надо доказывать, поскольку она очевидна! Если ложь проста, а истина сложна, то в таком случае никому нельзя верить! Не зачем передавать вообще какую-либо информацию, поскольку серьёзно её никто не воспримет. Теряет смысл сама суть общения. Один молодой человек уж пробовал кричать: «волки, волки» когда ничто ему не угрожало, и сам за это поплатился. Если это не так, то есть «истина сложна», то мы никогда не сможем объясниться ни с кем их себе подобных, речь попросту потеряет смысл! Мы можем много высокопарно говорить, но толку будет мало, как подметил герой одного из фильмов: «куча текста, а информации ноль»! Потеряется смысл речевого общения, возможно, начнёт доминировать процесс осязания или обоняния?
        Цель лжи подобна тому, как сходит туман и при этом кто-то спрашивает: «видно хорошо»? Подобный метод применяют в армии, используя дымовую завесу, чтобы, обманув врага, подкрасться ближе к расположению противника.
        Например, посмотрите на представителя Православной Церкви. Говоришь ему место Писания, а он в ответ что-то произносит по поводу того, что надо святоотеческие труды читать. Желаете запутанную истину? Пожалуйте туда. Всё сложно и ничего не понятно для простого мирянина. В армии разрешили проблему многословия, приняв «на вооружение» короткие и понятные команды. «Равняйсь» звучит чётче и определённее, чем, скажем, «встаньте, пожалуйста, в одну линию, повернувши голову в начало строя», а «смирно» доступнее, чем «замрите и не шевелитесь, опустив руки по швам». И ответы служивых короткие и ясные, не допускающие двусмысленности: «никак нет», «так точно». Сам Господь учил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф.5:37).
       Пример запутанной речи ярко иллюстрируется в песенном фольклоре. Мы помним, как хозяин усадьбы интересуется, как идут дела в его имении? На что он получает ответ, мол, «всё хорошо… вот только сарай сгорел». В процессе разговора выясняется, что не только сарай сгорел, но с ним и конюшня… Автор слов высмеивает недосказанность как форму сокрытия истины. Оказывается, что не всё так хорошо, как в начале представлено было, потому что и лошадь сгорела и конюшня и усадьба, и вообще, хозяин стал с этого момента «лицом без определённого места жительства».
       Бывало так, что Вы не верили сначала какому-то утверждению, но затем Вам доказывали и Вас переубеждали. Кстати, можно доказать даже, что дважды два равняется пять! Путём длинных вычислительных процессов, через интегрирование. Понимая подобную истину, Цицерон Марк Тулий очень точно подметил: «Очевидность умаляется доказательствами».
       Нам помнится наблюдение Чуковского над рассказом И. Ильфа, Е. Петрова «Дневная гостиница» из книги “Фельетоны и рассказы”. Парень, который не желает подметать улицу, всех призывает к этому. Истинные мотивы сокрыты за высокопарными лозунгами. За многими словами отход от истины. В книге «Живой как жизнь» Чуковский разоблачает этот «жульнический, бесчестный жаргон», полагая, что «вся его лексика, весь его синтаксический строй представляли собою, так сказать, дымовую завесу, отлично приспособленную для сокрытия истины. Как и все, что связано с бюрократическим образом жизни, он был призван служить беззаконию» (стр.54-55). Очковтирательство стоит порою за длинными и красиво построенными предложениями.
       Григорий Савич Сковорода кратко и точно сказал: «У истины простая речь». Надо сказать, что высказывание Льва Николаевича Толстого поддерживали и другие величайшие умы человечества. Фёдор Николаевич Глинка произнёс: «Истина не имеет нужды скрываться», а Дмитрий Иванович Писарев дополнил: «Великие истины понятны и доступны каждому». Виктор Гюго считал, что «не выйдешь к истине окольными путями». А Максим Горький выразил это в следующих словах: «Неоспоримая истина никаких украшений не требует, она – проста». Христианский поэт А.П. Савченко как-то выразился о том, что «подчас учёные мужи твердят запутанно и сложно». Также он обнаружил, что часто встречается «витиеватая вычурность словесных эквилибристов».
      Мудрое выражение Льва Николаевича точное и понятное. Потому, что «самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна». Это практическое изречение, потому что оно находит применение в жизни. Людям надо стараться использовать ясные выражения. Для этого надо учиться. Многие думают, что к простоте надо снисходить, но, напротив, до простоты надо восходить. Надо больше читать классической и художественной литературы. Люди учатся годами для того, чтобы понятно излагать свои мысли. Как-то один из проповедников поведал, что для длинной речи ему надо меньше готовиться, чем для короткого слова. Афоризм – лучший способ выразить истину: запоминающаяся форма, интересная, доступная. Для этого надо учиться, прилагать старания. Для пространных речей стараний надо меньше! Призываю всех говорить «просто о сложном», ибо краткость это есть признак истинного таланта.