Поздняя осень

Вера Звонарёва
Поздняя осень

Надежда Николаевна проснулась оттого, что её явно кто-то будил.  Кто?  Столько лет она одна. По её лицу, часто-часто перебирая лапками, двигалась муха. Было впечатление, что они обе удивленно и настороженно смотрят друг на друга. Откуда? Из какой щели в ноябре появилось это насекомое в ее квартире? Разве так бывает?
- Бедная ты моя -  почему-то пожалела муху Надежда Николаевна.
- Не бойся, я тебя не обижу. Сейчас встану, и будем  завтракать -

Она привычными движениями, но не столь медленно, как обычно, собрала постель, умылась, оделась и стала готовить свой традиционный завтрак: овсяная каша, кофе с молоком, бутерброды с сыром.
На краешке  стола осторожно примостилась муха и, прожужжав что-то несколько раз, склонила желтенькую головку.
-  Жужу - ласково улыбнулась Надежда Николаевна и подвинула крошки, приглашая мушку завтракать.

Она стала внимательно разглядывать гостью: легкие прозрачные крылышки испуганно дрожали, тонюсенькие лапки топтались по крошкам, на серой грудке черные полоски, желтая головка всё время  тревожно поворачивалась в её сторону
- Милая моя, я тебе рада. Знаешь, мне вчера пришлось вызвать «скорую». Просто испугалась. Сердце сильно сжало, а внутри всё начало дрожать, как твои крылышки, по лицу холодный пот  и онемели ноги. К врачам я  хожу очень редко. Теряюсь как-то, ничего не умею толком объяснить,  да  и сил  на лечение не хватает. А вчера такой страх напал, что набрала 03. Если бы ты знала, Жужу, какой приехал врач, по-моему, один его вид может вылечить. Молодой,  очень интеллигентный, немногословный, внимательный. Успокаивающий взгляд  уверенного и знающего своё дело человека. Сделал укол, дал таблетки, но, главное, Жужу, он  спокойно и ласково  погладил мою руку, улыбнулся и сказал, что всё будет хорошо. Наверно, соскучилась я по простому человеческому вниманию. И засыпала с ощущением этого доброго поглаживания, с предчувствием чего-то хорошего, думаю - это встреча с тобой, Жужу.

Надежда Николаевна посмотрела на руки, когда-то необыкновенно красивые с  длинными тонкими пальцами и изящной формой ногтей. Она одной рукой провела по другой, как будто  давно их не видела, стала  внимательно разглядывать. От основания больших пальцев разбегались многочисленные черточки морщинок, они бежали через коричневые пятна к синим, вздутым жилкам. Видимо, она о чём-то вспомнила,  и из постоянно слезившихся глаз выкатилась капля, которая, заблудившись  в тропинках на лице, медленно доползла до рта.

Захотелось встать и подойти к пианино. Старый, такой родной концертный инструмент фирмы "Братья Дидерикс"  имел  прекрасное звучание, даже числился в каталоге. Руки вспомнили Листа и легко-легко побежали по пыльным клавишам.
Сделав несколько кругов, рядом примостилась муха. Надежда Николаевна играла с каким-то забытым вдохновением и волнением. Ей показалось, что муха потёрла лапки, как будто аплодировала.

- Жужу,  осень - моё любимое время года: тишина, листья самого разного цвета,  синее небо, прелый запах, пруд с утками, светлая грусть.  В детстве под окном рос куст барбариса с причудливо изогнутыми ветками в красно-желто-зеленых мелких листочках. А сегодня мне приснился сон:  яркий осенний день, чистая - чистая вода, а на солнечной дорожке -  самодельный маленький кораблик с парусами и мачтами. Подожди-ка, открою сонник. Так и есть –  к встрече.

- Жужу, ты так во-время появилась у меня, мне так хорошо говорить с тобой. Недавно перечитала мой любимый рассказ Чехова "Тоска". Как я позавидовала герою, что у него есть лошадь, а у меня ведь совсем-совсем никого, а вот теперь - ты, и я могу всё тебе рассказывать.

Дни шли за днями. Жужу полностью освоилась  в квартире. Надежда Николаевна чувствовала себя гораздо лучше. Она спокойно засыпала, а утром муха будила её. Каждый день стал наполненным и интересным.  Они вместе рассматривали старые альбомы. Она рассказывала  Жужу про детство, про старый дом, про всю свою жизнь: вот юноша с красивым лицом, тонкой шеей и выступающим кадыком. Большими, сильными руками он  режет арбуз. Вот они всей семьей на море, все в брызгах и солнце.
- Нет. Не могу представить его в моем возрасте, не получается, Жужу.
 

Близился день её рождения, тот единственный день в году, когда все племянники и племянницы со своими семьями приходили к ней в  гости   с красивыми коробками, подарками, букетами. Вот и теперь до волнующей встречи оставалось несколько дней. Она обсудила с Жужу меню: слабое подобие прошлых застолий. Надежда Николаевна оделась, взяла список покупок, достала деньги, запрятанные в шкафу (в стопке белья). Она давно не выходила из дома, и внутри что-то предательски подрагивало  - дойду ли? Но Жужу, проводила её до самых дверей, будто подбадривала.
- Я  вернусь, не скучай, - благодарно сказала ей  Надежда Николаевна.

Приехали гости. Шумно и весело обнимались, вручали подарки и цветы, рассаживались, говорили тосты, задавали тетушке вопросы и, не успевая услышать её ответы, переключались на новые темы.  Надежда Николаевна вышла за горячим в кухню. К столу подлетела муха. Гости замахали руками,  удивленно загалдели,   стали гоняться за нахалкой. Жужу не была готова к такому общению. Кто-то достал газету, изловчился и удачно хлопнул по желтенькой головке.
Раскрасневшаяся Надежда Николаевна вернулась из кухни с блюдом голубцов.
-  А сейчас – сюрприз. Нет, не голубцы.  Она улыбнулась. У меня уже несколько недель живет  Жужу. Я вас сейчас познакомлю.
- Тетушка, тут какую-то   наглую муху мы …
Её лицо заметно побледнело, рот приоткрылся, она покачнулось, но чьи-то руки успели подхватить и блюдо, и Надежду Николаевну.
- Нет. Не может быть… Как же? Опять одна?
- Тетушка,  мы купим тебе любого щенка, котенка, аквариум с рыбами, птичку, не плачь  из-за какой-то паршивой мухи.
- Мне трудно объяснить, но   Жужу  не была просто мухой, она, она … родная душа, она  всё понимала, не  требовала ухода и умела слушать.  А до следующей встречи с вами - очень долгий  год.
Сердце, как и в тот вечер, сильно-сильно сжалось от боли, и она медленно побрела в спальню. Завтра Жужу её не разбудит …