Тайна заброшенного замка. Часть 1. Серия 1

По повести Александра Волкова "Тайна заброшенного замка"

ПРИМЕЧАНИЕ 1: По А. Волкову: арзаки – невысокие, темноволосые, темноглазые; менвиты – высокие, физически развитые, светловолосые, светлоглазые. Полукровки обычно похожи на арзаков, но крупнее.

ПРИМЕЧАНИЕ 2: По А. Волкову: среди природных цветов Рамерии преобладают серый и серебристый, солнце – белая звезда (Сириус).

ИЗ ЗТМ.

ИНТ. РАМЕРИЯ – ДВОРЕЦ ПРАВИТЕЛЯ – ЗАЛ – ДЕНЬ

ТИТР: Двадцать один год назад...

Просторное, ярко освещенное помещение с арочными окнами по обеим сторонам; стиль близок к готическому, но без мрачности. Вдоль стен сидят несколько сотен МЕНВИТОВ в парадной одежде с вышитыми орденами. Слышны негромкие переговоры.

В дальнем конце зала распахивается двустворчатая дверь. Наступает гробовая тишина.

По проходу между креслами идет менвит в волочащейся по полу мантии; волосы сильно сдавлены узким венцом. Это – правитель Рамерии ГВАН-ЛО (65). По мере того, как он идет, встают сидящие у стен.

Гван-Ло доходит до своего кресла, поворачивается и поднимает руки. Лучи света играют в зеленых камнях в венце.

ГВАН-ЛО
Именем Солнца, Луны и Звезд приветствую вас, высокородные братья. Горр-ау!

МЕНВИТЫ
Горр-ау!

Гван-Ло садится, вслед за ним – все присутствующие.

ГВАН-ЛО
Я собрал вас, чтобы рассказать о результатах последних исследований. Худшие опасения подтвердились. Еще несколько столетий – и климат нашей планеты изменится настолько, что она станет непригодной для жизни.

В зале слышатся потрясенные и горестные возгласы.

ГВАН-ЛО
(продолжая)
Будет сделано все возможное, чтобы предотвратить экологическую катастрофу. Однако нельзя утверждать, что это нам удастся, и потому необходимо задуматься о возможности переселения.

Ближе к двери, прищурив глаза и чуть вытянув ноги, сидит менвит КАУ-РУК (30-35). Благодаря темным волосам он очень заметен среди белобрысых и рыжеватых соплеменников.

КАУ-РУК
(вполголоса)
Перетащить на другую планету четыреста миллионов – всего-то...

ГВАН-ЛО
Астрономы указали на четыре потенциально пригодных планеты. Позвольте же представить того, кто сделал путешествие к ним возможным.

Гван-Ло показывает рукой направо.

Со своего места встает рыжебородый менвит, генерал БААН-НУ (45-50), и склоняет голову.

ГВАН-ЛО
Звездолет «Диавона», разработанный генералом, безупречен и успешно прошел все испытания. И именно ему я предоставляю честь возглавить первую экспедицию.

Раздаются сдержанные аплодисменты.

ГВАН-ЛО
Вашими заместителями, генерал, я назначаю полковника Мон-Со...

С места неподалеку от Кау-Рука встает МОН-СО – типичный менвит (30-35). Его приветствуют крайне вяло.


ГВАН-ЛО
(продолжая)
...а также одного из самых талантливых представителей нашей нации – полковника Кау-Рука.

Кау-Рук встает, склоняет голову. Продолжительный шквал аплодисментов [видно, что он известен многим и популярен].

Баан-Ну с недовольным видом отворачивается в сторону.

Аплодисменты стихают, Кау-Рук бросает неприязненный взгляд в сторону Мон-Со, садится и слегка покачивает головой.

КАУ-РУК
(раздраженно, вполголоса)
Боги! За что вы так не любите меня, что мне опять придется служить с этим педантом?

НАТ. МАКОВОЕ ПОЛЕ – РЕКА – МОСТ – ДОРОГА ВЖК – ДЕНЬ

ТИТР: Два года назад...

Дождь. Шатаясь, затравленно оглядываясь, УРФИН (40-42) с филином ГУАМОКО на плече переходит мост.

ГУАМОКО
Держись! Наше время еще придет.

УРФИН
Гуам, не обманывай себя. Я немолод, и ждать нового чуда у меня нет времени. Найди себе хозяина помоложе, может, он будет удачливее меня.

Гуамоко прихватывает Урфина клювом за ухо и разворачивает крыло, чтобы прикрыть его голову от дождя.

НАТ. ГОЛУБАЯ СТРАНА – ДЕРЕВНЯ – ПОЛЯ – ВЕЧЕР

Под проливным дождем Урфин стучит в калитку крайнего дома, сползает на землю, грудью чиркнув по створке.

ИНТ. ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМ – СПАЛЬНЯ – УТРО

Урфин лежит на широкой кровати. ЭЛЬВИНА (50) снимает с его головы мокрую тряпку. За ее спиной стоит МЕНТАХО (55).

ЭЛЬВИНА
Жар немного спал.

МЕНТАХО
Как твое имя, парень?

Лицо Урфина искривляет горькая усмешка.

УРФИН
Урфин Джюс, дважды столяр и дважды король страны Гуррикапа, которого сапогами попирают из Вселенной.

МЕНТАХО
А, так это твоих солдат гоняли наши драконы?

Эльвина свирепо оборачивается к Ментахо, тот отступает и закрывает дверь.

Эльвина прикладывает руку ко лбу Урфина.

ЭЛЬВИНА
Мы не прогоним тебя. Но куда ты пойдешь, когда выздоровеешь?

УРФИН
Я вернусь к себе. Может, людям легче будет забыть то зло, которое я причинил им, если я не стану мозолить им глаза.

Урфин благодарно целует руку Эльвины.

НАТ. ГОЛУБАЯ СТРАНА – ДЕРЕВНЯ – ПОЛЯ – УТРО

Стоя у калитки, Ментахо и Эльвина по очереди обнимают Урфина. С ближайшего дерева слетает и садится Урфину на плечо Гуамоко.

Урфин идет по дороге, по направлению к горам, часто оглядываясь. Ментахо и Эльвина машут ему вслед, и Урфин время от времени взмахивает ладонью над плечом.

НАТ. ПРЕДГОРЬЕ – ПЕПЕЛИЩЕ – ДЕНЬ

Урфин с Гуамоко на плече поднимается к обгоревшей изгороди.

УРФИН (ЗК)
Я столько зла причинил этим людям, а они забыли все плохое, что я им сделал. Без них я бы умер на дороге. Как так могло получиться?..

Урфин открывает калитку и замирает. Перед ним колышется масса сорняков в человеческий рост.

УРФИН
Они!..

Сидящий на плече у Урфина Гуамоко радостно хлопает крыльями.

ГУАМОКО
Я же говорил, что наше время придет! Тебе не надо ждать чудо, оно уже случилось! Готовь побольше порошка!

Урфин дергает ближайший к нему стебель и отдергивает руку: из царапины на его ладони сочится кровь.

УРФИН
Кровь…

Гуамоко срывается с плеча Урфина, парит перед ним, заглядывая в глаза.

ГУАМОКО
Что скажешь, хозяин?

УРФИН
Опять кровь, слезы, страдания? Опять ждать, чтоб в меня из-за угла летели камни? Когда я сидел на троне, я был самым несчастным человеком в мире. Я не власти хочу, а счастья.

НАТ. ПРЕДГОРЬЕ – ПЕПЕЛИЩЕ – ВЕЧЕР

Пустырь очищен, растения свалены в огромную груду. Урфин разжигает огонь, он быстро охватывает кучу, растения извиваются и рассыпаются пеплом.

НАТ. ПРЕДГОРЬЕ – ПЕПЕЛИЩЕ – УТРО

Урфин копает яму возле кострища. Рядом лежит саженец.

Урфин зачерпывает горсть золы, бросает ее в яму, опускает туда саженец, утаптывает землю.

НАТ. ПРЕДГОРЬЕ – ПЕПЕЛИЩЕ – ДЕНЬ

Урфин спит рядом с саженцем.

Картина меняется. Саженец стремительно тянется вверх и на глазах становится крепкой яблоней; вокруг появляются еще фруктовые деревья.

ПРИМЕЧАНИЕ: С этого момента локация «Пепелище» называется «Дом Урфина».

НАТ. ФЕРМА СМИТОВ – ВЕЧЕР

Ферма в степи, какая могла бы быть в Америке в 20-е годы ХХ века. По правую руку виден дом, по левую – загон для скота и сарай, на заднем плане – поля, освещенные заходящим солнцем.

ИНТ. ДОМ СМИТОВ – ВЕЧЕР

Деревенский дом. За столом у окна сидят двое детей – ЭННИ (12) и ТИМ (13-14). На шее у Энни – маленький серебряный свисток на длинной цепочке.

Между детьми разложены учебники и тетради. В одной руке у Энни – конверт, в другой – фотография и исписанные листки.

ЭННИ
Фредди прислал письмо. Помнишь его?

ТИМ
Еще бы!

Тим рассматривает фотографию.

ТИМ
(продолжая)
Только здесь он на себя не похож, так изменился. Опять что-то изобрел?

ЭННИ
На этот раз – взрывчатку... Пишет, что она очень помогла при прокладке туннеля в горах.

Энни поднимает голову от письма и смотрит на Тима.

ЭННИ
(продолжая)
А еще он спрашивал, как дела в Волшебной Стране.

ТИМ
(со вздохом)
Я бы сам хотел знать, как у них дела.

Энни встает, отодвигает занавеску и смотрит в окно.

ИНТ. ФИОЛЕТОВАЯ СТРАНА – МАСТЕРСКАЯ – ВЕЧЕР

Заходящее солнце освещает ворох металлических стружек, начищенные инструменты на верстаке, старинного вида микроскоп.

У верстака стоят ЛЕСТАР (60-65) и железный человек НИК (40), высокий и худой.

Лестар разворачивает лежащий на верстаке длинный сверток; внутри тускло и неразборчиво поблескивает что-то металлическое.

ЛЕСТАР
По вашему приказу, господин правитель.

НИК
Прекрасная работа, Лестар. Ты лучший мастер в нашей стране.

Ник закрывает предмет тканью.

НИК
Передай его курьерам.

НАТ. ЗЕЛЕНАЯ СТРАНА – ФРУКТОВАЯ РОЩА – ДОРОГА ВЖК – УТРО

Раннее утро. По дороге, вымощенной желтым кирпичом (далее ВЖК), со свертком Лестара за спиной, бежит РЕЛЛЕМ – деревянный человек.

Дорога проходит через рощу, где на деревьях сидят СБОРЩИКИ ФРУКТОВ. Они оживленно переговариваются между собой, смеются; завидев Реллема, машут ему.

НАТ. МАКОВОЕ ПОЛЕ – РЕКА – МОСТ – ДОРОГА ВЖК – УТРО

Реллем перебегает маковое поле и взбегает на мост, громко стуча досками. На мосту качаются подвесные фонари.

НАТ. ГОЛУБАЯ СТРАНА – ДЕРЕВНЯ – ПОЛЯ – ДЕНЬ

Реллем минует указатель с тремя надписями. За ним дорога ВЖК кончается и переходит в «земляную». С одной стороны дороги тянутся дома, с другой – вспаханные поля, за ними начинается лес.

По дороге, поднимая пыль, один за другим, тащатся возы с сеном, и Реллем сбрасывает скорость, чтобы обойти их.

Реллем идет быстрым шагом между изгородей, за которыми виднеются беленые домики с голубыми крышами. Вдалеке видны заснеженные вершины.

У крыльца одного из домов разговаривают ЖЕНЩИНА (60) и ДЕВОЧКА (10-13).

Женщина поворачивается, замечает Реллема и подходит к изгороди.

ЖЕНЩИНА
Какие новости принес, Реллем?

РЕЛЛЕМ
Хорошие! Только хорошие!

НАТ. ПРЕДГОРЬЕ – ДОМ УРФИНА – ДЕНЬ

Предгорье. Виден небольшой деревянный дом, на заднем плане – хозяйственные службы, расположенные террасами огород и сад.

Реллем оглядывается; вокруг – ни души.

РЕЛЛЕМ
Хозяин! Хозяин, где ты?

Из-за дома выходит Урфин, отряхивая выпачканные в земле руки.

УРФИН
Рад видеть тебя.

РЕЛЛЕМ
Я тоже. Я принес тебе подарок от правителя Фиолетовой Страны.

Реллем снимает со спины груз и передает Урфину.

УРФИН
Передай мою благодарность мастерам и правителю.

НАТ. ПРЕДГОРЬЕ – ДОМ УРФИНА – ВЕЧЕР

Перед домом возится Урфин, устанавливая большой, старинного вида телескоп.

За Урфином наблюдает Гуамоко, сидя на перевернутой тачке.

Урфин отходит от телескопа и оглядывает дело рук своих.

УРФИН
Ну что, Гуам?

Гуамоко возмущенно щелкает клювом.

ГУАМОКО
Гуамоко! Пятнадцать лет назад договорились!

Урфин тяжело вздыхает и кланяется, прижимая ладонь к сердцу.

УРФИН
Почтеннейший Гуамоколатокинт! Нижайше предлагаю вам испробовать подарок Мигунов.

Гуамоко отмахивается крылом.

ГУАМОКО
Предлагает он... Лучше бы свою чудо-дыню предложил.

Гуамоко тяжело перелетает к телескопу, заглядывает в окуляр и быстро отходит, прикрыв глаза крылом.

УРФИН
(насмешливо)
Да неужто не понравилось?

ГУАМОКО
Невероятно! Я себя почувствовал просто-таки молодым орлом!

Урфин также смотрит в окуляр.

СПЕЦЭФФЕКТ: Небо, видное через окуляр телескопа. Среди звезд особо выделяется одна, переливающаяся всеми цветами радуги.

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – СПОРТЗАЛ – УТРО

На скамейках у стен сидят менвит ЛОН-ГОР (35-40) и Мон-Со, подтянутые и аккуратные. Мон-Со перекатывает ногой мяч.

Входит Баан-Ну в мятой и в пятнах одежде, со стоящей дыбом бородой. Проходя мимо стойки со штангой, задевает за нее локтем, ткань зацепляется. Баан-Ну резко дергает рукой, рукав рвется до запястья. Двумя пальцами Баан-Ну пытается пристроить на место оторванный лоскут.

Входит Кау-Рук с открытой книгой в руке, взгляд устремлен на страницу.

КАУ-РУК
Доброе утро всем... Командир, я бы на вашем месте переобулся. Даже ваши генеральские нашивки не оправдывают правый сапог на левой ноге.

Баан-Ну смотрит на свои ноги. Лон-Гор и Кау-Рук смеются, у Мон-Со дергается уголок рта.

Кау-Рук садится, закинув ногу на ногу, и продолжает чтение.

Баан-Ну бросает злобный взгляд в сторону Кау-Рука и поворачивается к Лон-Гору.

БААН-НУ
Сколько еще осталось до пробуждения экипажа?

ЛОН-ГОР
Последние полгода вы задаете мне этот вопрос по десять раз на дню. До прибытия осталось два месяца. Через месяц я займусь нашими коллегами, за неделю до приземления подойдет очередь рабочих и прислуги. Для человека, столько лет...

БААН-НУ
Тем не менее, я буду настаивать на немедленном пробуждении Ильсора. Как начальник экспедиции...

КАУ-РУК
(не отрываясь от книги)
Это в твоих же интересах, Лон-Гор. Еще пару дней – и ты сам станешь генеральским камердинером. Хотя в упор не понимаю, чем главный техник в этом плане лучше главного медика.

Лон-Гор смотрит на Кау-Рука укоризненно, Баан-Ну – ненавидящими глазами и тяжело сопит. Кау-Рук не поднимает голову.

Лон-Гор скрещивает руки на груди.

ЛОН-ГОР
После завтрака я займусь вашей просьбой, генерал. Надеюсь, господин весельчак поможет мне.

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – АНАБИОЗНЫЙ ОТСЕК – ВЕЧЕР

Лон-Гор и Кау-Рук идут по длинному проходу. В анабиозном отсеке холодно [изо рта вылетает пар]. Шаги порождают слабое эхо.

По обе стороны – стены из матового стекла, с вкраплениями металла. За стеклом угадываются очертания человеческих тел. На металлических панелях на одном уровне с каждой ячейкой видны переключатели, лампочки, табло с цифрами.

Лон-Гор смотрит на наручные часы, поводит плечами и до упора поворачивает переключатели одной из ячеек. Лампочки гаснут, ячейка открывается. Лон-Гор и Кау-Рук перекладывают лежащего в ней человека – арзака ИЛЬСОРА (27-30)– на носилки.

КАУ-РУК
Куда нести? В зал?

ЛОН-ГОР
Ко мне в каюту.

Кау-Рук выглядит удивленным.

КАУ-РУК
Откуда такая забота?

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – КАЮТА ВРАЧА – ВЕЧЕР

Лон-Гор и Кау-Рук перекладывают Ильсора на койку. Впервые видно его лицо – бледная до голубизны кожа, копна черных вьющихся волос.

Кау-Рук делает шаг к двери.

Дверь открывается, входит Баан-Ну, задевая Кау-Рука плечом, указывает на Ильсора и вздергивает бровь.

Лон-Гор отводит взгляд.

ЛОН-ГОР
Пробуждение требует времени. Для восстановления всех функций организма понадобится еще не меньше шести часов. Приходите завтра.

БААН-НУ
Хорошему слуге столько времени не требуется.

Баан-Ну подходит к Ильсору, резко встряхивает его за плечо.

ЛОН-ГОР
(раздраженно)
Пробуждение требует времени. Мы не мышь размораживаем, а человека. И советую вам воздержаться от тряски, запросто можете сломать ему руку.

Между Баан-Ну и Лон-Гором происходит «блиц-дуэль взглядов».

Баан-Ну первым опускает глаза, делает шаг назад и вместе с Кау-Руком уходит.

Лон-Гор садится за стол, подтягивает к себе стопку чистой бумаги и что-то пишет, периодически поглядывая в сторону Ильсора.

Ильсор лежит без движения. Видно, что ростом он меньше менвитов – койка длинна для него. Снова отчетливо видно лицо (акцент на том, что генотип арзаков разительно отличается от генотипа менвитов).

ИНТ. РАМЕРИЯ – ЛЕКЦИОННЫЙ ЗАЛ – УТРО – ВОСПОМИНАНИЕ ИЛЬСОРА

Зал забит до отказа, люди сидят даже в проходах. Докладчик – молодой Баан-Ну (М. БААН-НУ) (35-40).

В заднем ряду сидят двое арзаков (17-19): молодые Ильсор и арзак Ланат (М. ИЛЬСОР, М. ЛАНАТ). М. Ланат с ухмылкой рисует карикатуру на Баан-Ну. М. Ильсор смотрит то на наручные часы, то на книгу, которую держит на коленях под столом.

М. Баан-Ну закрывает папку с докладом. Люди встают с мест, М. Ильсор и М. Ланат выходят в числе первых. Когда они проходят мимо, М. Баан-Ну делает им знак задержаться.

М. БААН-НУ
Слышал ваше выступление. У вас большое будущее, молодые люди. После окончания учебы буду рад видеть вас в моей лаборатории.

Лица у М. Ильсора и М. Ланата мрачнеют.

М. ИЛЬСОР
Благодарю за лестный отзыв.

М. БААН-НУ
Кстати, вы не остаетесь на праздник?

М. ИЛЬСОР
В Бирене тоже будет праздник, и мы уже приглашены. Прошу прощения, майор, но мы опаздываем на рейс.

М. ЛАНАТ
Всего вам наилучшего.

М. Ильсор и М. Ланат отходят от М. Баан-Ну и становятся в очередь, чтобы выйти из аудитории.

НАТ. РАМЕРИЯ – НЕБО – УТРО – ВОСПОМИНАНИЕ ИЛЬСОРА

Из облаков проступают очертания приближающегося вертолета. В какой-то момент он поворачивается боком к зрителям. Во всю длину борта – надпись [на рамерийском].

ИНТ. ПАССАЖИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА – УТРО – ВОСПОМИНАНИЕ ИЛЬСОРА

На полу, среди разнообразных грузов, сидят М. Ильсор и М. Ланат. М. Ланат, напевая вполголоса, рисует в блокноте. М. Ильсор, сжав ладонями виски, смотрит в книгу, лежащую на коленях, затем поднимает голову, переворачивает книгу обложкой вверх.

М. ЛАНАТ
Ну что, пойдешь работать в прославленную лабораторию Баан-Ну?

М. ИЛЬСОР
Скорее повешусь. В семьсот восемьдесят четвертом году престол государства менвитов занимает Гван-Ло...

Видна обложка книги с названием на рамерийском.

ТИТР: «Новейшая история Рамерии».

М. ЛАНАТ
Ты решил заучить всю книгу наизусть или замучить меня?

М. Ильсор вновь смотрит в книгу, а после – на потолок вертолета.

М. ИЛЬСОР
В первый же месяц правления он отдает приказ о прекращении военных действий на территории арзаков...

М. ЛАНАТ
Кого из нас зачислили в университет без экзаменов?

М. ИЛЬСОР
Того, кого через неделю с треском выгонят.

М. Ильсор закрывает глаза.

М. ИЛЬСОР
(продолжая)
Нет ничего удивительного в том, что пятьдесят лет спустя после подписания мира арзаки и менвиты объединились под рукой единого правителя, поскольку в Альмансе...

М. ЛАНАТ
(возмущенно)
Ильсор!

М. Ильсор вновь смотрит в книгу. М. Ланат отворачивается к окну.

НАТ. РАМЕРИЯ – ГОРЫ – ДЕНЬ – ВОСПОМИНАНИЕ ИЛЬСОРА

Внизу проплывают серебристо-серые скалы, опоясанные клочьями облаков, подсвеченных серебристым солнечным светом.

Вертолет снижается. Под облаками солнечный свет мягче, менее яркий. Постепенно становится ясно, что внизу – не только скалы, но и дома, формой и цветом напоминающие обломки скал.

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – КАЮТА ВРАЧА – НОЧЬ

Ильсор вздрагивает, его рука свешивается с койки. На лице проступает гримаса боли.

Лон-Гор смотрит на часы и делает пометку в своих записях.

НАТ. РАМЕРИЯ – УЛИЦА – ВЕЧЕР – ВОСПОМИНАНИЕ ИЛЬСОРА

М. Ланат и М. Ильсор, в парадной одежде, идут по пустынной улице. Справа от них тянется ряд цветущих деревьев, слева – вереница плакатов. На плакатах одна и та же фотография Гван-Ло, подписи к ней разные.

ТИТР: Свобода, равенство, братство – счастье двух великих народов! Великий Кормчий – ум, честь и совесть нашей эпохи! Слава Великому правителю, лучшему другу молодежи!

М. Ильсор возводит глаза к небу и с силой хлопает себя ладонью по ноге.

М. ИЛЬСОР
Мало того, что каждый учебник начинается с панегирика Величайшему, так еще и здесь!..

М. Ланат широко ухмыляется и большим пальцем показывает на фотографию у себя за спиной.

М. ЛАНАТ
Боги, хоть бы удалось высидеть этот их «пир» с такой же каменной мордой!..

НАТ. РАМЕРИЯ – ПАРК – ВЕЧЕР – ВОСПОМИНАНИЕ ИЛЬСОРА

Парк ярко освещен голубыми шарами, полускрытыми в листве. Источников освещения много, и каждый объект отбрасывает по нескольку теней. Слышен шум фонтана.

В аллеях расставлены столы, за ними в «шахматном» порядке (арзак – менвит) сидят приглашенные, почти все в возрасте. Слева от М. Ильсора и напротив М. Ланата сидит молодой Лон-Гор (М. ЛОН-ГОР) (25-30).

Раздается торжественная музыка (гимн). Приглашенные встают, поднимают бокалы. М. Ланат все еще переговаривается со своим СОСЕДОМ-менвитом.

МЕНВИТЫ
Смотри мне в глаза!

Музыка обрывается. АРЗАКИ (4-5) поблизости от М. Ильсора застывают в той позе, в какой их застает приказ, их лица принимают бессмысленное выражение, плечи опускаются.

М. Ильсор еле заметным движением правой руки пытается привлечь внимание М. Ланата, однако тот безотрывно смотрит на Соседа.

На лице М. Ильсора – страх и недоумение. Глядя в одну точку, он медленно отводит левую руку с бокалом вниз и влево, ставит бокал мимо стола.

Ильсор поворачивает голову [на звук], смотрит на осколки, затем – вверх; из-за плеча М. Лон-Гора он видит, как двое МЕНВИТОВ проводят мимо СЕДОГО АРЗАКА; он идет, вырываясь.

М. Лон-Гор с силой берет Ильсора за плечо.

М. ЛОН-ГОР
(сквозь зубы)
Смотри мне в глаза!

М. Ильсор пробует стряхнуть руку, однако М. Лон-Гор усиливает хватку, слегка встряхивает его и глазами показывает в ту сторону, куда увели Седого Арзака.

М. Ильсор расслабляет плечи. На его лице, как и у прочих Арзаков поблизости, появлятся полное безразличие к окружающему.

К М. Лон-Гору подходит МЕНВИТ, кивает в сторону Ильсора.

МЕНВИТ
Увести его?

М. ЛОН-ГОР
Оставить. Гипнотизировать надо уметь!

М. Лон-Гора машет рукой. За спинами М. Лон-Гора и Менвита проводят еще одного АРЗАКА.

МЕНВИТЫ
(неестественно громко)
Повинуйся мне, чужестранец!

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – КАЮТА ВРАЧА – НОЧЬ

Ильсор коротко стонет, сильная судорога переворачивает его со спины на бок.

Лон-Гор бросает ручку, хватает со стола два полупрозрачных шарика с жидкостью, стремительно подходит к койке.

Лон-Гор переворачивает Ильсора снова на спину, одной рукой удерживает, другой прижимает шарики сбоку к шее Ильсора, сплющивает их. Похлопывает Ильсора по плечу.

ЛОН-ГОР
Тихо. Тихо. Успокойся.

Постепенно Ильсор успокаивается, начинает дышать ровнее.

Несколько секунд Лон-Гор еще придерживает его за плечи, после отпускает, комкает пустые оболочки и швыряет их через всю каюту в утилизатор. Сидя на краю койки, задумчиво смотрит на Ильсора.

Ильсор лежит с закушенной губой, в углу рта виднеется кровь. Из-под плотно сомкнутых век скатываются слезы.

НАТ. РАМЕРИЯ – УЛИЦА – УТРО – ВОСПОМИНАНИЕ ИЛЬСОРА

Та же улица, по которой перед банкетом проходили М. Ильсор и М. Ланат. Сейчас они, в полуразорванной одежде, идут по улице вместе с другими ПЛЕННИКАМИ-арзаками (20-30 человек), под присмотром вооруженных КОНВОИРОВ-менвитов (10). На головах у арзаков – повязки из зеленой ткани.

Ветер треплет фотографии Верховного правителя. Подписи под фотографиями другие.

ТИТР: Слава Великому правителю, выведшему избранный народ из тени! Да здравствует торжество справедливости! Менвиты – избранная раса Вселенной!

НАТ. РАМЕРИЯ – ПЛОЩАДЬ – УТРО – ВОСПОМИНАНИЕ ИЛЬСОРА

Строй Пленников проводят через большую площадь.

Виден пустой пьедестал, рядом – разбитая каменная статуя. У подножия пьедестала также навалена груда книг. Рядом с книгами стоят ДЕТИ-АРЗАКИ (ок. 30 человек по 6-7 лет) под присмотром МЕНВИТОВ (5-10).

К стене, у входа в здание слева от пьедестала, прислонена стремянка. Стоящий на ней МЕНВИТ «с мясом» сдирает табличку и швыряет ее под ноги строю.

Под ногами строя треснувшая табличка распадается на отдельные куски.

ТИТР: Школа №... арзакского...

НАТ. РАМЕРИЯ – СТЕПЬ – ДЕНЬ – ВОСПОМИНАНИЕ ИЛЬСОРА

Солнечный день. Пленники копают ямы на границе степи и солончаков. За их спинами видна трава и вдалеке очертания города. М. Ильсор и М. Ланат находятся на левом краю цепи.

Один за другим, подъезжают два грузовика, откидывают кузов, вываливают на землю груз.

Водители-менвиты (ВОДИТЕЛЬ 1, ВОДИТЕЛЬ 2) выпрыгивают из кабин, подходят к Конвоирам.

М. Ильсор скашивает глаза в сторону привезенного груза и закусывает губу до крови. Неподалеку от него на земле лежит груда мертвых тел. Один из покойников откатывается в сторону, хорошо видно его лицо: это Седой Арзак.

Слева – М. Ланат с безучастным лицом сбрасывает с лопаты очередную порцию серой земли.

ВОДИТЕЛЬ 1 (ВПЗ)
Если уж они на такую проверку не среагировали...

Среди солончаков скользит маленькая черная змейка. При виде работающих людей она останавливается и угрожающе шипит.

ВОДИТЕЛЬ 2 (ВПЗ)
Что ж, непокорных мы уничтожили. А талантливые будут служить нам верой и правдой.

Солнечный свет становится ослепительно ярким и приобретает голубоватый оттенок. В свету «растворяются» солончаки, змейка и блеклое небо.

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – КАЮТА ВРАЧА – УТРО

Ослепительное солнце из воспоминаний Ильсора сжимается до размеров матового шара под потолком.

Лон-Гор с бодрым видом наклоняется к Ильсору, тот испуганно вздрагивает, однако тут же его лицо приобретает спокойное выражение.

ЛОН-ГОР
Все в порядке. Одевайтесь и можете идти.

Дверь за Лон-Гором закрывается. Выждав пару секунд, Ильсор рывком встает, переставляет ногу, чтобы сохранить равновесие. Натягивает лежащий у койки комбинезон.

Ильсор замечает лежащую под ним головную повязку, стискивает ее обеими руками так, словно хочет порвать. На его лице – ярость, горечь и боль. Прикусывает губу, вздрагивает, проводит пальцем по запекшейся кровяной корке.

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – АНАБИОЗНЫЙ ОТСЕК – УТРО

Ильсор, с повязкой в руке, идет между ячеек, высматривая кого-то. Останавливается возле одной, прижимается к ней лбом и обеими ладонями, что-то шепчет.

Ильсор отстраняется, рывком затягивает на затылке узел повязки. Лицо его становится абсолютно непроницаемым.

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – КАЮТА БААН-НУ – УТРО

Баан-Ну, сидя на разобранной постели, крупными стежками зашивает разорванный рукав.

Открывается дверь, в нее боком проскальзывает Ильсор, останавливается в трех шагах от Баан-Ну, кланяется.

ИЛЬСОР
Рад прислуживать вам, мой генерал.

Баан-Ну встает.

БААН-НУ
Я знаю.

Баан-Ну по-кошачьи улыбается, хлопает Ильсора по плечу.

БААН-НУ
(продолжая)
Я знаю. Ты предан мне до конца.

Ильсор снова кланяется.

НАТ. ПРЕДГОРЬЕ – ДОМ УРФИНА – НОЧЬ

Урфин сидит у телескопа. Рядом с ним Гуамоко, засунувший голову под крыло.

СПЕЦЭФФЕКТ: Небо, видное через окуляр телескопа. Звезда, привлекшая внимание Урфина, увеличилась, в ее окраске преобладает красный.

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – АНАБИОЗНЫЙ ОТСЕК – УТРО

Все ячейки в анабиозном отсеке открыты и пусты.

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – ЗАЛ СОБРАНИЙ – УТРО

Зал собраний понемногу заполняется менвитами: КОМАНДУЮЩИЙ СОСТАВ (12), ПИЛОТЫ (40), ИНЖЕНЕРЫ-СТРЕЛКИ (40), НАДСМОТРЩИКИ (20), на вид – около полутора сотен. Они рассаживаются полукругом перед экранами во всю стену, Командующий Состав – по центру, оставляя пустыми три кресла.

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – КАЮТА БААН-НУ – УТРО

Баан-Ну небрежно кивает Ильсору на незастланную постель, стол, заваленный мусором.

БААН-НУ
Прибери.

Баан-Ну выходит.

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – ЗАЛ СОБРАНИЙ – УТРО

Входят Баан-Ну, Мон-Со, Кау-Рук, занимают места по центру. Экраны включены, на них сменяют друг друга аэрофотоснимки Земли.

БААН-НУ
Именитые братья...

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – КАЮТА БААН-НУ – УТРО

Ильсор наклоняется, подбирает с пола несколько потрепанных книг, прислушивается. Подходит к столу, нажимает незаметную кнопку над ним, складывает книги на стол и отходит к кровати.

БААН-НУ (ЗК)
По приказу величайшего Гван-Ло, на время экспедиции гипноз будет сведен к минимуму. Поэтому постарайтесь, чтобы о нынешнем секретном совещании не узнал ни один раб...

Ильсор встряхивает одеяло и негромко смеется.

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – ЗАЛ СОБРАНИЙ – УТРО

Баан-Ну разглагольствует, помогая себе жестами.

БААН-НУ
(продолжая)
Предсказания астрономов подтвердились: Беллиора – цветущий сад. Сила тяжести и состав воздуха отличаются от рамерийских минимально. Следовательно, наша задача – опуститься в любом месте и подготовить почву для десанта.

Кау-Рук с сомнением покачивает головой.

КАУ-РУК
Так-таки в любом?

БААН-НУ
Что вы хотите этим сказать?

Кау-Рук подходит к центральному экрану, быстро проматывает несколько снимков и отступает в сторону.

На экране – броненосец в море. Из орудийных портов торчат пушки.

Следующий снимок – форт. По плацу маршируют солдаты.

КАУ-РУК
И так – по всей планете. Как видите, развитие беллиорцев почти сопоставимо с нашим.

БААН-НУ
Согласен, эту цивилизацию не поставишь на колени одним ударом. Но тем хуже для них. Большую часть мы перебьем, а оставшихся обратим в рабство. Пусть служат так же преданно, как арзаки.

Возгласы одобрения.

БААН-НУ
(продолжая)
А пока необходимо навести маскировку и найти укромный уголок, чтобы дождаться прибытия основного корпуса.

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – КАЮТА БААН-НУ – УТРО

Ильсор выключает систему подслушивания, тяжело садится на край стула, обеими ладонями проводит по лицу и роняет руки на колени.

НАТ. ПРЕДГОРЬЕ – ДОМ УРФИНА – НОЧЬ

Урфин сидит у телескопа в гордом одиночестве.

СПЕЦЭФФЕКТ: Небо, видное через окуляр телескопа. Звезда Урфина вспыхивает ослепительно-красным и исчезает.

УРФИН
Всего лишь метеор...

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – ЗАЛ СОБРАНИЙ – ДЕНЬ

В зале остались трое: Баан-Ну, Мон-Со, Кау-Рук. Они передвинулись ближе к экранам.

КАУ-РУК
Девятнадцатый виток...

МОН-СО
По-моему, что-то есть.

Баан-Ну подается вперед.

БААН-НУ
Где именно?

Мон-Со отматывает несколько снимков.

На экране – фотография большого зеленого пространства, окруженного горами и пустыней.

Мон-Со увеличивает изображение.

МОН-СО
Деревни... поля... ни единой пушки!

Мон-Со показывает увеличенные фрагменты фотографии, подтверждающие его слова. Мелькает участок со снимком Изумрудного города.

МОН-СО
(продолжая)
Мой генерал, на западе есть пустынная область, где...

БААН-НУ
Верни!

Баан-Ну отталкивает Мон-Со от панели управления, трясущимися руками выбирает нужный фрагмент и жадно смотрит на экран.

На экране, с высоты полета звездолета, играет всеми оттенками зеленого Изумрудный город.

БААН-НУ
Это... изумруды?

КАУ-РУК
Сделать химический анализ на таком расстоянии мы не можем. Но если так – считайте, что вы попали в менвитский рай, мой генерал.

НАТ. ПРЕДГОРЬЕ – ДОМ УРФИНА – УТРО

Урфин оттирает от пыли сливы гигантских размеров и раскладывает их на столе посреди двора. На противоположном конце стола сидит Гуамоко, приоткрыв один глаз.

Урфин поднимает очередную сливу и любуется ею против солнца.

Гуамоко медленно тянется к ближайшей сливе, постепенно раскрывая клюв.

Слышится быстрый перестук шагов.

РЕЛЛЕМ
Хозяин!

Урфин оборачивается к воротам. Гуамоко, застигнутый на горячем, хватает клювом пустоту, теряет равновесие и падает на сливы, распластав крылья.

Урфин многозначительно вздыхает и подходит к Реллему.

РЕЛЛЕМ
С яблоками все, мастер Джюс. И до открытия праздника я перевезу еще четыре-пять партий. А вот вам следует поторопиться.

УРФИН
Я выхожу перед рассветом. Оставшиеся фрукты упакую и сложу в доме, чтобы некоторые...

За спиной Урфина Гуамоко жадно вонзает клюв в ближайшую сливу.

УРФИН
(продолжая)
...прожорливые птицы не расклевали все раньше времени.

Из-за спины Урфина доносится булькающий кашель Гуамоко.

ИНТ. ЗВЕЗДОЛЕТ – РУБКА – НОЧЬ

Кау-Рук и Мон-Со сидят в пилотских креслах, за их спинами стоит Баан-Ну.

Кау-Рук сильно щурит глаза, вглядываясь в полутемный экран локатора.

МОН-СО
Не пропусти замок.

Со стороны Кау-Рука следует короткий кивок.

БААН-НУ
Надо приземлиться до наступления утра. Вряд ли беллиорцы настолько отличаются от нас, что ведут ночной образ жизни.

НАТ. ГОЛУБАЯ СТРАНА – ДЕРЕВНЯ – ПОЛЯ – НОЧЬ

Ночная деревня. В домах светятся окна. Слышится нарастающий гул.

Из своего дома выходят Женщина и Девочка, вслед за ними – ПРЕМ, староста, с МАЛЬЧИКОМ на руках, идут к колодцу.

ПРЕМ
(мальчику)
Надо бы поторопить их, как думаешь?

Прем весело встряхивает мальчика на руках. К колодцу подходят Ментахо и Эльвина, приветливо кивают семье.

ДЕВОЧКА
Да сейчас все...

Девочка оглядывается к окраине деревни, ее глаза широко раскрываются, и она с придушенным вскриком хватается за руку Према.

На горные вершины опускается огромный пылающий шар. Гул переходит в рокот, дребезжат стекла.

Мальчик утыкается лицом в плечо Према, Эльвина и Женщина стоит, потрясенно прижимая руки к груди.

Шар «распадается» на перевернутые снопы пламени. Раздается звук, похожий на взрыв, усиленный горным эхом.

Заметно качаются деревья. Во многих домах гаснет свет.

Распахиваются двери, выбегают ДЕРЕВЕНСКИЕ ЖИТЕЛИ всех возрастов, сбиваются в кучу возле колодца. Слышен детский плач, женские причитания.

ИНТ. ПЕЩЕРА – БАССЕЙН – НОЧЬ

Высокая пещера, способная вместить несколько сот человек. Под сводами клубятся золотистые облака, сквозь которые пробивается свет, похожий на свет послеполуденного солнца.

Посреди пещеры – пустой бассейн с краном, выложенный разноцветной плиткой, рядом – стоящие амфитеатром скамейки.

На бортике бассейна сидят сторожа (СТОРОЖ 1, СТОРОЖ 2).

Доносится низкий гул, с потолка пещеры сыплются мелкие камушки. Сторожа вскакивают, бегут к выходу.

Сторожа 1 швыряет ничком на пол, Сторож 2 возвращается, чтобы помочь ему, и сам падает на четвереньки из-за подземных толчков.

По полу пещеры бежит узкая трещина – Сторож 1 откатывается от нее, – достигает того места, где еще недавно сидели Сторожа.

НАТ. ГОЛУБАЯ СТРАНА – ДЕРЕВНЯ – ПОЛЯ – НОЧЬ

Снопы пламени постепенно сходят на нет, и над горами воцаряется темнота.

Поглаживая Мальчика по голове, Прем передает его на руки Женщине и подходит к толпе. При его приближении разговоры смолкают.

ПРЕМ
Все мы живы, так что нет нужды лить слезы. Боюсь только, что праздник Угощения в этом году откладывается. Отправляйтесь по домам. Все...

Толпа приходит в движение.

ПРЕМ
(продолжая)
...кроме пяти добровольцев. Молодых и быстрых. Нужно дать знать в Изумрудный город.

ИНТ. ПЕЩЕРА – БАССЕЙН – НОЧЬ

В пещере все стихло. Сторож 2 помогает сесть Сторожу 1. Тот отмахивается.

СТОРОЖ 1
Что с источником?

Сторож 2, пошатываясь, добирается до бассейна, и откручивает кран. На дно бассейна падает несколько капель.

СТОРОЖ 2
Вода снова ушла!

Сторож 2 встряхивает кран, несколько раз ударяет по нему кулаком.
СТОРОЖ 1
Перестань! Ты здесь ни при чем!

НАТ. РАНАВИР – ПРЕДГОРЬЕ – ЗВЕЗДОЛЕТ – НОЧЬ

Баан-Ну спускается с трапа «Диавоны», делает несколько шагов в сторону и смотрит вокруг.

НАТ. РАНАВИР – НОЧЬ

Панорама Ранавира, видимая слева направо, как видел бы ее зритель, стоящий спиной к горам. По левую руку – лес, далее – луг. По правую руку, на дальнем конце луга – огромный замок, обращенный входом к зрителю, также окруженный деревьями.

НАТ. РАНАВИР – ПРЕДГОРЬЕ – ЗВЕЗДОЛЕТ – НОЧЬ

Экипаж «Диавоны» уже стоит рядом с кораблем, вытянувшись по струнке перед Баан-Ну, отдельно – менвиты (150), отдельно арзаки (200). Двое МЕНВИТОВ держат панно с изображением Гван-Ло.

Баан-Ну торжественно вскидывает руки.

БААН-НУ
Именем Верховного правителя Рамерии, достойнейшего Гван-Ло, объявляю Беллиору навсегда присоединенной к его владениям! Горр-ау!

МЕНВИТЫ
Горр-ау!

В толпе арзаков – САМАТ (25), ОЛЬСАР (25), Ильсор и взрослый ЛАНАТ (25-27) – украдкой смотрят на небо.

НАТ. НЕБО – СОЗВЕЗДИЕ ОРИОНА – НОЧЬ

Видны созвездия Ориона и Большого Пса. Среди звезд самая яркая – Сириус, – будто приковывает к себе взгляды.

НАТ. РАНАВИР – ПРЕДГОРЬЕ – ЗВЕЗДОЛЕТ – НОЧЬ

Баан-Ну опускает руки. Толпа приходит в движение.

«Против течения толпы» Кау-Рук и Мон-Со пробиваются к Баан-Ну. За ними следует Командный Состав.

МОН-СО
Какие будут приказания, мой генерал?

БААН-НУ
Мон-Со, вы займетесь обеспечением безопасности лагеря.

Мон-Со щелкает каблуками и вытягивается в струнку.

БААН-НУ
(продолжая)
Штурман, на рассвете проведете пешую разведку в районе старого замка. С вами я отправлю Ильсора, в остальном команду подберете самостоятельно.

Кау-Рук пожимает плечами и кивает.

Подходит Ильсор.

БААН-НУ
Завтра отправишься в замок вместе с разведчиками.

ИЛЬСОР
Слушаюсь, мой генерал.

БААН-НУ
Все готово к отдыху?

ИЛЬСОР
Все готово...

Ильсор собирается поклониться. В этот момент довольный Баан-Ну сильно хлопает его по плечу – Ильсор теряет равновесие и падает.

Баан-Ну криво улыбается.

БААН-НУ
Что, не чуешь ног от счастья, очутившись на такой превосходной планете?

Среди Командующего Состава слышится смех. Кау-Рук морщится.

Ильсор медленно встает, безучастно смотрит в глаза Баан-Ну.

ИЛЬСОР
Да, мой генерал. Мне не может не нравиться то, что нравится вам.

Кау-Рук отводит глаза.

НАТ. РАНАВИР – КРОМКА ЛЕСА – ПЕРВЫЙ ЛАГЕРЬ – НОЧЬ

Вдоль кромки леса стоят два десятка больших палаток, поодаль, под открытым небом, – арзакский лагерь. За лагерем видны горы и, на их фоне, – силуэт «Диавоны».

Откидывается клапан одной из палаток, оттуда выходит Ильсор.

Ильсор обегает глазами арзакскую часть лагеря, видит группу, ужинающую при свете фонаря. Устало бредет к ней, опустив голову, часто переступая через руки и ноги спящих арзаков.

Ильсор проходит мимо Самата и Ольсара; приподнявшись на локте, те смотрят ему вслед, однако Ильсор проходит мимо.

Ильсор подходит к сидящим, и те подвигаются, давая ему место. Это – Ланат и Официант 1, арзак; полукровки ЛАНОР (20) и СОЛАР (20), похожий на менвита.

ЛАНАТ
Есть будешь?

Ильсор качает головой, садится и закрывает глаза. Затем ложится, покрепче завернувшись в собственную куртку.

ЛАНАТ
Похоже, церемонию знакомства придется отложить до завтра.

НАТ. ЛЕС – СТЕНА ПАВИЛЬОНА – УТРО

Еще не рассвело, между деревьями клубится туман. Урфин с Гуамоко на локте идет вдоль стены, поросшей лишайниками и вьющимися растениями; ее верхний край приходится вровень с верхушками деревьев. Урфин останавливается.

УРФИН
Гуамоко, дальше полетишь один.

Гуамоко презрительно щелкает клювом.

УРФИН
Птица подозрений не вызовет, а вот человек...

Гуамоко отворачивается.

УРФИН
Гуам, как насчет кролика? Кролик в обмен на разведку.

Гуамоко приоткрывает один глаз.

ГУАМОКО
Два кролика. Для Гуамоко!

УРФИН
Идет!

Урфин поднимает локоть повыше, и Гуамоко улетает.

НАТ. РАНАВИР – КРОМКА ЛЕСА – ПЕРВЫЙ ЛАГЕРЬ – УТРО

Гуамоко пристраивается на ветке и оглядывает лагерь.

Лагерь спит почти в полном составе, кроме ОХРАННИКОВ-менвитов, стоящих по периметру, и Кау-Рука.

Кау-Рук стоит среди палаток. К нему подходит Ильсор, склоняет голову.

ИЛЬСОР
Здравствуйте, мой полковник.

Кау-Рук отстраненно кивает, смотрит наручные часы и постукивает ногой о землю.

Из палаток, ежась, выбираются Разведчики и подходит к Кау-Руку.

Кау-Рук склоняет голову в качестве приветствия, поворачивается и идет к краю лагеря; Ильсор и Разведчики следуют за ним.

Гуамоко перелетает на несколько деревьев левее.

НАТ. РАНАВИР – ЛУГ – УТРО

Разведчики, Кау-Рук и Ильсор проходят мимо ОХРАННИКА 1 и идут через луг к замку.

НАТ. РАНАВИР – У ВХОДА В ЗАМОК – УТРО

На карнизе над дверью сидит пара ЛАСТОЧЕК. Рядом плюхается Гуамоко, и те в испуге отшатываются, однако филин складывает крылья и кивает в сторону подходящих Разведчиков. С этой высоты люди кажутся не больше самих птиц.

Разведчики упираются руками в каменные двери замка, по пять-шесть на каждую створку. Двери подаются трудно, с визгом и скрипом, вычерчивая борозды на пыльном полу.

В щель между створками вылетают, слепо толкаясь, филины, совы, летучие мыши. Трое Разведчиков приседают, другие смеются над ними.

ИНТ. РАНАВИР – ЗАМОК – ВОЗЛЕ ВХОДА – УТРО

Кау-Рук включает карманный фонарик и первым входит в замок, Разведчики за ним, тоже с фонарями. Лучи фонарей не рассеивают темноту под потолком. При каждом шаге из-под ног взвиваются облачка пыли, шаги и голоса порождают эхо.

ИНТ. РАНАВИР – ЗАМОК – КРЫТАЯ ГАЛЕРЕЯ – УТРО

Разведчики идут по темной галерее с окнами, прикрытыми ставнями, и гобеленами на стенах. Кау-Рук, щурясь, посматривает на них, Ильсор также бросает быстрые взгляды на стены.

РАЗВЕДЧИК 1 задевает плечом ближайший гобелен. Тот осыпается небольшой кучкой праха, вслед за ним – все гобелены на этой стене.

ИНТ. РАНАВИР – ЗАМОК – СТОЛОВАЯ – УТРО

Разведчики на пороге столовой. Перед каменным креслом стоит накрытый на одного стол, от пола до столешницы метров пять-семь. Окна закрыты ставнями.

Кау-Рук подходит к столу, протягивает руку, кончиками пальцев касается ножки стола и отскакивает – стол рушится, утварь в падении рассыпается пылью и хлопьями ржавчины.

Когда оседает пыль, Кау-Рук тихо выдыхает и идет вглубь столовой. В свете фонаря видна еще одна каменная дверь.

Кау-Рук машет Разведчикам «идите сюда».

Разведчики под стенкой обходят груду хлама на месте стола, приближаются к двери и приоткрывают ее тем же способом, что и дверь в замок. В лицо Разведчикам бьет яркий свет.

ИНТ. РАНАВИР – ЗАМОК – ЗАЛ – УТРО

Разведчики выключают фонари и по очереди проходят в щель. Под их ногами рассыпаются в прах обломки черепицы.

Здесь светло – окна выходят на восток (видно утреннее солнце), и большая часть крыши над залом обрушена. У окна стоит такое же каменное кресло, как и в столовой, развернутое боком.

РАЗВЕДЧИК 1
Похоже на дворец Величайшего...

Кау-Рук проходит вдоль стен, разглядывая мозаику на них над своей головой. Мозаика – изображения различных животных. С каждым увиденным фрагментом Кау-Рук хмурится все больше.

Возле окна наполовину выкрошенный фрагмент мозаики: орел вонзает когти в змею. Кау-Рук отступает, чтобы разглядеть этот фрагмент получше, оступается и с маху садится на землю.

КАУ-РУК
Ор-ра!
(оборачивается)
Эт-то еще что такое?

Между Кау-Руком и креслом лежит скелет человека исполинского роста, с вытянутой вперед рукой. Рядом с этой рукой – огромный фолиант, послуживший причиной падения.

Кау-Рук перекатывается на колени, поближе к фолианту, и наклоняется над ним. Чеканка на обложке повторяет фрагмент со стены, заинтересовавший Кау-Рука.

Кау-Рук садится на пятки, постукивает пальцами по полу, затем мрачно и растерянно оглядывается на Разведчиков.

Разведчики оглядывают стены с интересом, но не проявляют ни малейшего беспокойства; половина даже не обернулась к Кау-Руку. Ильсор рассеяно осматривает стены, но без намека на узнавание чего-либо.

ИНТ. РАНАВИР – ЗАМОК – ВОЗЛЕ ВХОДА – УТРО

Кау-Рук, Разведчики и Ильсор стоят посреди «холла».

КАУ-РУК
Больше не вижу смысла ходить толпой. Замок давно заброшен, и опасности в нем нет. Разбейтесь на группы по двое-трое и осмотрите его!

Разведчики уходят, однако Ильсор не двигается с места.

КАУ-РУК
Ильсор, вы тоже можете идти.

ИНТ. РАНАВИР – ЗАМОК – ЗАЛ – УТРО

Ильсор проскальзывает в щель между створками, подбегает к книге и, стоя на коленях, быстро листает ее.

На страницах, до того пустых, проступают слова.

ТИТР: ...ищите зеленый камень. Змея, взглянувшая на изумруд, сначала плачет, потом слепнет.

ИНТ. РАНАВИР – ЗАМОК – СТОЛОВАЯ – УТРО

Кау-Рук на цыпочках подходит к щели в двери, заглядывает в нее и понимающе усмехается.

ИНТ. РАНАВИР – ЗАМОК – ЗАЛ – УТРО

Ильсор читает книгу, стоя на коленях; в щели между створками виден клочок одежды Кау-Рука.

Текст на странице, до того яркий, стремительно бледнеет и исчезает.

ИНТ. РАНАВИР – ЗАМОК – СТОЛОВАЯ – УТРО

Кау-Рук бесшумно отходит от двери и бежит к выходу из столовой.

ИНТ. РАНАВИР – ЗАМОК – ЗАЛ – УТРО

Ильсор в недоумении поднимает голову, оглядывается, а после разочарованно захлопывает книгу.

НАТ. РАНАВИР – У ВХОДА В ЗАМОК – ДЕНЬ

Со своего карниза оставшийся в одиночестве Гуамоко видит, как Разведчики выходят из замка. Двое из них несут книгу, найденную в зале.

Гуамоко спрыгивает с карниза и улетает в сторону леса.

НАТ. РАНАВИР – КРОМКА ЛЕСА – ПЕРВЫЙ ЛАГЕРЬ – ДЕНЬ

К генеральской палатке подходят Ильсор и Кау-Рук. Сделав Ильсору знак остаться, Кау-Рук заходит внутрь.

ИНТ. РАНАВИР – ГЕНЕРАЛЬСКАЯ ПАЛАТКА – ДЕНЬ

Баан-Ну сидит за раскладным столом, накрытым к завтраку, и смачно жует. В двух-трех шагах от стола прохаживается туда-сюда Кау-Рук.

КАУ-РУК
Нам не нужно искать другое укрытие. Местность окружена густым лесом, замок и его окрестности необитаемы. Хотя обстановка рассыпается в пыль, замок сохранился неплохо, и после ремонта мы сможем жить там. Однако...

Кау-Рук отворачивается ко входу, покачивается с пяток на носки.

БААН-НУ
Разумеется, вы не можете обойтись без «некоторых обстоятельств»!

Баан-Ну поджимает губы и разводит руками.

БААН-НУ
(продолжая)
Слушаю!

КАУ-РУК
То, что владелец замка был раз в пять выше нас, не страшно. Любопытно другое. Постройка буквально копирует старые арзакские замки, вплоть до изображений на стенах.

БААН-НУ
Каких же? Смерть их последнего вождя? Борьбы орла со змеей?

Кау-Рук кивает.

НАТ. РАНАВИР – КРОМКА ЛЕСА – ПЕРВЫЙ ЛАГЕРЬ – ДЕНЬ

Ильсор сидит на земле рядом с палаткой, рассеяно обрывает травинки рядом с собой.

БААН-НУ (ЗК)
Вы думаете, что арзаки, увидев все это, поднимут восстание? Штурман, если бы вы дали себе труд хотя бы изредка пользоваться гипнозом, вас гораздо меньше беспокоили бы сказки, придуманные слабым народом себе в утешение.

Ильсор резко разрывает травинки, которые держал до того.

ИНТ. РАНАВИР – ГЕНЕРАЛЬСКАЯ ПАЛАТКА – ДЕНЬ

Кау-Рук гневно поворачивается, открывает рот, чтобы что-то сказать.

Баан-Ну миролюбиво поднимает руки.

БААН-НУ
Впрочем, ради вашего душевного спокойствия могу пообещать: стены покрасят, прочий мусор сожгут.

КАУ-РУК
Я могу быть свободным, мой генерал?

БААН-НУ
(с набитым ртом)
Выслушайте прежде совет опытного человека. Если вы хотите стать успешным завоевателем, никогда не вдавайтесь глубоко в особенности вражеской культуры. Минутное очарование способно погубить любого, а вас – тем более.

Баан-Ну вытирает губы и жестом отсылает Кау-Рука.

НАТ. РАНАВИР – КРОМКА ЛЕСА – ПЕРВЫЙ ЛАГЕРЬ – ДЕНЬ

Кау-Рук в бешенстве вылетает из палатки, даже не взглянув в сторону Ильсора.

КАУ-РУК
Слепой самовлюбленный болван!

ИНТ. РАМЕРИЯ – ДВОРЕЦ ПРАВИТЕЛЯ – КАБИНЕТ – ДЕНЬ – ВОСПОМИНАНИЕ КАУ-РУКА

Гван-Ло, вслед за ним Кау-Рук, входят в кабинет. Двери за ними закрываются.

Гван-Ло указывает Кау-Руку на кресло у стола, сам сбрасывает мантию, небрежно бросает поверх нее венец, с облегчением трет виски. Садится напротив Кау-Рука.

ГВАН-ЛО
Тебя удивили мои назначения?

КАУ-РУК
Только одно.

Гван-Ло небрежно взмахивает рукой.

ГВАН-ЛО
Баан-Ну – это бальзам на раны недовольной аристократии. Учитывая твои таланты и исполнительность Мон-Со...

Кау-Рук морщится.

ГВАН-ЛО
(продолжая)
Не морщись... учитывая это, начальник экспедиции может позволить себе быть просто декорацией. Еще вопросы?

КАУ-РУК
Почему именно эта декорация?

Гван-Ло пододвигает к Кау-Руку стопку папок. Кау-Рук открывает верхнюю – содержимое похоже на личное дело.

ГВАН-ЛО
Настоящие создатели «Диавоны» – личные рабы Баан-Ну. В данном случае он всего лишь приложение к семерым высококлассным специалистам.

Гван-Ло кивает на папку в руках Кау-Рука.

ГВАН-ЛО
Ильсор Баан-Ну – главный инженер будущей экспедиции.

Кау-Рук недоуменно хмурится.

КАУ-РУК
Арзак?..

ГВАН-ЛО
В первый раз вижу, чтобы это тебя смущало.

Гван-Ло после обеими руками опирается на стол, наклоняется к Кау-Руку.

ГВАН-ЛО
(продолжая)
И еще одно. Баан-Ну достаточно умен, чтобы не вмешиваться в те дела, в которых он не смыслит. Пока вам придется подчиняться ему. Но если возникнет хотя бы малейшая угроза срыва экспедиции... хотя бы намек на нее... командование переходит к тебе. Запомни это.

НАТ. ЗЕЛЕНАЯ СТРАНА – ФРУКТОВАЯ РОЩА – ДОРОГА ВЖК – ВЕЧЕР

Фруктовая роща, закат. По дороге в сторону города бежит Реллем.

НАТ. ЗЕЛЕНАЯ СТРАНА – ПОЛЕ – ДОРОГА ВЖК – ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД – ВЕЧЕР

Реллем подбегает к краю рощи, останавливается. Перед ним открывается поле, а за полем – узкая полоска воды и башни Изумрудного города.

ПРИМЕЧАНИЕ: Дальнейшее видно как будто с высоты бреющего полета.

Поле, которое посередине делит дорога ВЖК.

НАТ. ЗЕЛЕНАЯ СТРАНА – БЕРЕГ КАНАЛА – ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД – ВЕЧЕР

Широкий канал, вода в свете закатного солнца кажется стеклянной.

НАТ. ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД – ВЕРХ КРЕПОСТНОЙ СТЕНЫ – ВЕЧЕР

Толстая крепостная стена с воротами, потемневшая от времени.

НАТ. ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД – УЛИЦА – ВЕЧЕР

Брусчатая улочка, круто уходящая вверх.

НАТ. ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД – ПАРК – ВЕЧЕР

Еще одна, менее внушительная, крепостная стена, на которой можно разглядеть человека с длинной бородой – ДИНА ГИОРА.

КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЯ.

За второй крепостной стеной – небольшой парк с фонтанами, сквозь струи которых виднеются стены Изумрудного дворца. Окна, кроме одного на втором этаже, закрыты, в них отражается солнце.

Распахнутое окно будто притягивает к себе взгляд. На широкий подоконник падает тень птицы.

ИНТ. ИЗУМРУДНЫЙ ДВОРЕЦ – ТРОННЫЙ ЗАЛ – ВЕЧЕР

На подоконник садится ворона КАГГИ-КАРР, крутит головой.

КАГГИ-КАРР
Страшила! Старый друг! Важные новости!

В дальнем конце зала распахивается дверь, оттуда выходят СТРАШИЛА (40) – соломенный человек, невысокий и полный – и Ник.

КАГГИ-КАРР
Страшила, есть вопрос для твоих мудрых мозгов. Реллем вернулся с очередной порцией фруктов от Урфина и странными вестями. Прошлой ночью возле замка Гуррикапа опустился огромный желтый шар, а утром Урфин обнаружил в том месте странных людей.

СТРАШИЛА
Что за люди?

КАГГИ-КАРР
Не могу сказать, друг. Его приятель филин мало что понял, а Урфин не решился приблизиться к ним и просил тебя проследить при помощи волшебного ящика.

НИК
У Джюса храброе сердце. Бояться без причины он не станет.

СТРАШИЛА
Не станет. Кагги, позови Фараманта и Дина Гиора. Посмотрим, что за люди объявились в нашей стране. Думаю, сейчас подарок Стеллы сослужит нам самую большую службу.

Ворона спрыгивает с подоконника и улетает.

Страшила подходит к окну и смотрит вниз.

НАТ. ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД – ПАРК – ВЕЧЕР

Дворцовый парк виден сверху, как видели бы его стоящие у окна.

В стороне от фонтанов, перед входом во дворец, люди накрывают столы.

Мимо пробегает стайка мальчишек. МАЛЬЧИК (8-10) разматывает нитку воздушного змея.

Взгляд Страшилы будто скользит вдоль нитки, к змею в безоблачном небе.

ИНТ. ИЗУМРУДНЫЙ ДВОРЕЦ – ТРОННЫЙ ЗАЛ – ВЕЧЕР

В зал входят Дин Гиор и ФАРАМАНТ (оба ок. 50).

Страшила отворачивается от окна, подходит к столику, на котором стоит предмет, похожий на телевизор без кнопок, наклоняется к нему и шепчет.

СТРАШИЛА
...покажи нам, что происходит у замка Гуррикапа.

На экране появляются изображения людей. Все присутствующие обступают телевизор.

Влетает Кагги-Карр, усаживается на голову Страшилы и тоже смотрит на экран.

ПРИМЕЧАНИЕ 3: В качестве менвитского языка, кроме прописанных реплик, используется финский или шведский.

НАТ. РАНАВИР – У ВХОДА В ЗАМОК – ВЕЧЕР

Пятеро АРЗАКОВ из распылителей красят стену возле входа в замок. Рядом, засунув руки в карманы, стоит МЕНВИТ и наблюдает за работой, время от времени отдавая распоряжения.

ФАРАМАНТ (ЗК)
(вполголоса)
Ни слова не понять...

НИК (ЗК)
По голосу понятно, что злится.

НАТ. РАНАВИР – КРОМКА ЛЕСА – ПЕРВЫЙ ЛАГЕРЬ – ВЕЧЕР

Возле кромки леса АРЗАКИ под присмотром троих МЕНВИТОВ устанавливают столбы в ямы, затем заливают гнезда цементом.

Двое АРЗАКОВ тянут от столба к столбу колючую проволоку.

ДИН ГИОР (ЗК)
Они как будто боятся нападения...

КАГГИ-КАРР (ЗК)
Действительно, странные люди... Сами себя сажают за решетку.

ФАРАМАНТ
Не с неба же они свалились?

СТРАШИЛА (ЗК)
Смотрите! Кажется, оттуда они выходят!

Смутно виден звездолет, прикрытый маскировочной пленкой. У трапа стоят ОХРАННИК ЗВЕЗДОЛЕТА 1, ОХРАННИК ЗВЕЗДОЛЕТА 2.

Рядом прыгает воробей, постепенно приближаясь к «Диавоне».

Воробей касается клювом маскировочной сетки.

ОХРАННИК ЗВЕЗДОЛЕТА 1 срывает с пояса пистолет и нажимает кнопку. Из пистолета бесшумно вырывается яркий луч.

На месте, где был воробей, видна черная проплешина в траве.

ИНТ. ИЗУМРУДНЫЙ ДВОРЕЦ – ТРОННЫЙ ЗАЛ – ВЕЧЕР

Все присутствующие смотрят на темный экран.

СТРАШИЛА
Кто поднимет руку на беззащитное существо, у того за душой одна гнилая солома. Друзья, сейчас нам грозит беда страшнее всех предыдущих. И свалилась она именно что с ясного неба.

НАТ. РАНАВИР – УТРО

На лугу видна темная масса построенных рядами Арзаков (200).

НАТ. РАНАВИР – ЛУГ – УТРО

Между рядами Арзаков ходят Надзиратели (20), отдавая неразборчивые приказы.

Вдоль ряда идет НАДЗИРАТЕЛЬ 1, останавливается перед каждым в ряду и каждому отдает приказ. В середине ряда стоят Ланор, Солар, Ильсор и Ланат.

НАДЗИРАТЕЛЬ 1
(Ланору)
Запрещаю тебе покидать территорию лагеря. Запрещаю тебе сражаться со своими господами.

После приказа лицо Ланора приобретает бессмысленное и неприятное выражение, он покорно опускает голову.

Надзиратель 1 переходит к Солару.

НАДЗИРАТЕЛЬ 1
(Солару)
Запрещаю тебе покидать территорию лагеря. Запрещаю тебе сражаться со своими господами.

Солар опускает голову. Надзиратель 1 с деловито-уставшим видом переходит к Ильсору.

НАДЗИРАТЕЛЬ 1
(Ильсору)
Запрещаю тебе покидать территорию лагеря. Запрещаю тебе сражаться со своими господами.

Ильсор почтительно склоняет голову. Надзиратель 1 переходит к Ланату.

Ильсор скашивает глаза в сторону Солара. Тот стоит, по-прежнему опустив голову, однако на его лице нет и намека на бессмысленную покорность: он с ненавистью буравит глазами спину Надзирателя 1.

НАТ. РАНАВИР – У ВХОДА В ЗАМОК – УТРО

Кау-Рук и Лон-Гор стоят у входа в замок, время от времени посматривая [в сторону луга, на котором гипнотизируют арзаков].

ЛОН-ГОР
Это все-таки лучше того, что с ними творили на Рамерии.

ИНТ. РАМЕРИЯ – ДВОРЕЦ ПРАВИТЕЛЯ – КАБИНЕТ – ДЕНЬ – ВОСПОМИНАНИЕ КАУ-РУКА

Кау-Рук и Гван-Ло сидят за столом друг напротив друга.

ГВАН-ЛО
Меня смущает, что больше половины участников – арзаки.

КАУ-РУК
Господин правитель, не вы ли только что упрекнули меня в шовинизме?

ГВАН-ЛО
Ты не хуже моего знаешь, что вся их покорность держится только на гипнозе, а эффективность работы при этом падает раз в десять. Завоевать Альмансу таким способом – это была моя худшая идея.

КАУ-РУК
Тем не менее, вы ее завоевали. В отличие от ваших славных предков.

Гван-Ло несколько раз рассеяно кивает.

КАУ-РУК
Думаю, выход есть. Если свести гипноз к минимуму.

ГВАН-ЛО
То есть?

КАУ-РУК
Ограничиться запретом покидать лагерь и сражаться против нас и предоставить им свободу действий в остальном.

Гван-Ло некоторое время постукивает пальцами по столу, после кивает.

ГВАН-ЛО
Я отдам приказ. Под твою ответственность.

НАТ. РАНАВИР – У ВХОДА В ЗАМОК – УТРО

Кау-Рук стоит с таким видом, будто мысли его – очень далеко, затем вздрагивает и переводит взгляд на Лон-Гора.

ЛОН-ГОР
Это все-таки лучше.

КАУ-РУК
Ты прав, Лон. В промежутках они кажутся абсолютно нормальными. Я настолько отвык от этого...

Кау-Рук неловко смеется.

КАУ-РУК
(продолжая)
Вчера чуть не настучал на нашего главного техника, решил, что он из... тех. Неподдающихся.

Лон-Гор невесело усмехается.

ЛОН-ГОР
Кау, он родился еще до «объединения». Тридцать два года прошло, не считая полета. Скрываться столько и не рехнуться невозможно, я как врач тебе говорю.

КАУ-РУК
Да я сам понял.

ЛОН-ГОР
Интересно, сколько продержался мальчишка, который в тот вечер сидел рядом со мной?

НАТ. РАНАВИР – КРОМКА ЛЕСА – ПЕРВЫЙ ЛАГЕРЬ – НОЧЬ

В рабской части лагеря бурлит жизнь: горят костры, вокруг которых сидят арзаки. По сравнению с первой ночевкой, экипированы они лучше: можно разглядеть спальники и одеяла.

У одного из костров ужинают Ильсор, Ланат, Солар и Ланор.

ИЛЬСОР
Значит, ты тоже не поддаешься гипнозу?

На лице Солара появляются заинтересованность.

СОЛАР
А ты что, тоже полукровка?

Ильсор и Ланат смеются.

ЛАНАТ
Да мы живого менвита в первый раз увидели лет в пятнадцать!

Солар разочарованно отводит глаза.

ИЛЬСОР
Нет, я не полукровка. Хочешь добрый совет? В следующий раз постарайся не сверкать так глазами, иначе не только я это замечу.

Солар выглядит оскорбленным.

Прежде, чем Солар успевает ответить, к костру подходят арзаки ТЕРАТ (40), ФАТТАР (20), Ольсар, Самат. Сидящие у костра прерывают ужин, настороженно смотрят на них.

ТЕРАТ
Мы не успели познакомиться на корабле. Я Терат.
(указывает на Фаттара)
Фаттар.

ФАТТАР
(с усмешкой)
Мастер половника и кастрюли.

ТЕРАТ
Лучше скажи, подноса и пивной кружки. А это Самат и Ольсар. Они говорят, что помнят вас.

ОЛЬСАР
Вы приходили в катакомбы под столицей.

Ланат кивает.

САМАТ
(Ильсору)
Ты из тех, кто ничего не забывал?

ИЛЬСОР
Можно и так сказать. Что вы хотели?

ТЕРАТ
Ты помнишь, как все было раньше. Ты вчера был в замке. Правда, что фрески там похожи на...

ИЛЬСОР
Правда. Но как это объяснить, я не знаю.

Вновь прибывшие рассаживаются вокруг костра.

ФАТТАР
Конечно, мы никуда не сбежим от гипноза, но... на новой планете могут появиться другие возможности.

САМАТ
Нам запретили только уходить из лагеря и бить им морды. Никто не подслушивает, что мы говорим, это уже хорошо.

СОЛАР
Большое утешение, если мы ничего, кроме разговоров, не можем.

ОЛЬСАР
На самом деле, можем. Те, кто не поддаются... они могут предупредить местных и с их помощью справиться с менвитами. Тогда...

ЛАНОР
Разве они нас поймут? Или захотят нам помогать?

ФАТТАР
Это дело времени.

ТЕРАТ
Поэтому нам нужен вожак. Такой, который понимает, что происходит, когда другим промывают мозги. Которому мы могли бы доверять.
(Ильсору)
На самом деле мы пришли просить тебя об этом.

Лицо Солара выражает оскорбленное достоинство, Ильсора – удивление, Ланата – гордость.

Ланат слегка подталкивает Ильсора и, когда тот поворачивает голову, глазами показывает «да».

ИЛЬСОР
Хорошо.

ФАТТАР
Ну и какой будет первый приказ?

Терат, Ланат и Ильсор едва сдерживают смех.

ИЛЬСОР
Смотрите. Слушайте. Побольше думайте самостоятельно. И не теряйте надежды.

НАТ. РАНАВИР – ВЕЧЕР

Панорама Ранавира изменилась. У леса, по левую руку, остались только палатки, за ними – блочные домики биостанции и вышка. На дальнем левом и ближнем правом краях луга – ангары. По правую руку – мастерские/склады, за ними виден вход в замок.

ПРИМЕЧАНИЕ: с этого момента локация «КРОМКА ЛЕСА – ПЕРВЫЙ ЛАГЕРЬ» называется «ЛАГЕРЬ РАБОВ – КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА».

ИНТ. РАНАВИР – ГЕНЕРАЛЬСКАЯ ПАЛАТКА – ВЕЧЕР

Баан-Ну сидит на походной кровати, на складных стульях слева от него располагаются Кау-Рук и Лон-Гор, справа – Мон-Со.

БААН-НУ
Предлагаю поговорить о наших достижениях за последние дни. Ремонт замка окончен, сегодня мы спим в палатках в последний раз. Мон-Со, что у вас?

МОН-СО
Половина радаров смонтирована. Установка сигнализации и камер слежения по всему периметру базы завершена. Теперь по уровню безопасности она сравнится разве что с Ранавиром.

Кау-Рук и Лон-Гор сдержанно смеются.

Баан-Ну скупо усмехается.
 
КАУ-РУК
Если полковнику Мон-Со угодно сравнить базу с первой тюрьмой планеты...

БААН-НУ
Почему бы нет? Мон-Со, поздравляю, вы, кажется, дали лагерю название. Что-нибудь еще? Как обстоят дела с вертолетами?

МОН-СО
Первая десятка будет готова завтра к вечеру, мой генерал.

БААН-НУ
Прекрасно. Штурман, трех вертолетов вам хватит, так что можете приступать к составлению карты и прочему. Кстати, о приятном.

Баан-Ну кладет руки на папку у себя на коленях.

БААН-НУ
(продолжая)
Здесь расшифровка лиограммы с Рамерии. Достойнейший Гван-Ло...

Все четверо встают, Кау-Рук, Лон-Гор и Мон-Со склоняют головы.

БААН-НУ
(продолжая)
...лично поздравляет нас четверых с окончанием долгого перелета и дает приказ о присвоении нам ордена Двойного Солнца. Кроме того. Вашей семье, Лон-Гор, было передано крупное денежное вознаграждение.

ЛОН-ГОР
Служу Рамерии.

БААН-НУ
А вам, господа полковники, подарок менее ценный, но более полезный – разрешение на личный вертолет. Официальная церемония состоится дней через пять, но можете радоваться уже сейчас.

МОН-СО
Служу Рамерии.

Кау-Рук стоит с видом глубокой задумчивости.

БААН-НУ
Штурман, я понимаю, после «Диавоны» масштаб мелковат...

Кау-Рук вздрагивает, примиряюще улыбается.

КАУ-РУК
Служу Рамерии и лично ее правителю, достойнейшему Гван-Ло.

ИНТ. ИЗУМРУДНЫЙ ДВОРЕЦ – ТРОННЫЙ ЗАЛ – ВЕЧЕР

В тронном зале вокруг телевизора собрались все те же – Страшила, Ник, Дин Гиор, Фарамант, Кагги-Карр.

СТРАШИЛА
Мы наблюдали за пришельцами весь день и так ничего и не поняли. Дело еще осложняется тем, что мы не знаем, о чем они говорят. Какие будут предложения?

НИК
Из твоих слов следует, что нужно произвести глубокую разведку, нужно выучить их язык. Но как это сделать – я не знаю.

ФАРАМАНТ
Может быть, снова попросить о помощи мышей?

Страшила качает головой.

НИК
Как бы Рамина не хотела, она не может помогать людям, пока ее не попросит владелец серебряного свистка.

КАГГИ-КАРР
Я найду добровольцев среди своего народа и сама отправлюсь с ними. Пока птицы не приближаются к летучему кораблю, пришельцы их не трогают. А мы будем осторожны.

ДИН ГИОР
На мой взгляд, это лучшее предложение. Что скажешь, правитель?

СТРАШИЛА
Риск велик, но опаснее бездействие. Пусть летят птицы.

НАТ. ГОЛУБАЯ СТРАНА – КРОМКА ЛЕСА – ПОЛЯ – ВЕЧЕР

Сумерки. Из вертолета, стоящего на краю леса, выпрыгивает Кау-Рук, идет к виднеющейся вдалеке деревне.

НАТ. ГОЛУБАЯ СТРАНА – ДЕРЕВНЯ – ПОЛЯ – ВЕЧЕР

Притаившись за кустами, Кау-Рук внимательно наблюдает за происходящим во дворе дома на краю поля.

Во дворе развешивает белье Эльвина.

Из дома выходит Ментахо, подходит к Эльвине, целует ее в щеку.

МЕНТАХО
Как насчет цыпленка на ужин, старушка?

Эльвина достает из таза мокрую простыню, пытается отжать ее.

ЭЛЬВИНА
Сам ты старый плут! Я уж думала, до полуночи просидишь...

Из своего укрытия Кау-Рук видит, как Ментахо и Эльвина вместе выкручивают и вешают простыню. После Ментахо берет таз и ведет Эльвину в дом.

НАТ. РАНАВИР – ЛУГ – НОЧЬ

Возле вертолета стоят Кау-Рук и Мон-Со.

МОН-СО
Ну, как тебе подарок от правительства?

КАУ-РУК
Машина великолепная, я таких раньше не встречал. Свою стоимость оправдывает сполна. Можешь выбирать любую и ставить на нее свои знаки, не прогадаешь.

Кау-Рук пожимает руку Мон-Со, хлопает вертолет по борту и с задумчивым видом идет в сторону замка.

КАУ-РУК (ЗК)
Позволю себе не согласиться с вами, мой генерал... Успешен тот завоеватель, который знает культуру противника, как свою.

ИНТ. РАНАВИР – ЗАМОК – КРЫТАЯ ГАЛЕРЕЯ – НОЧЬ

Кау-Рук (его видно со спины) идет точно по центру галереи, расправив плечи и высоко держа голову. Ставни с окон убраны, в окна льется лунный свет.

КАУ-РУК (ЗК)
(продолжая)
Он знает, в какое место ткнуть, на какой слабости сыграть. Но без языка к культуре не подберешься.

ИНТ. РАНАВИР – ЗАМОК – КОМНАТА КАУ-РУКА – НОЧЬ

У постели стопками сложены книги, над спинкой кровати блестит дверца сейфа.

Кау-Рук сидит на кровати, опираясь на одну руку, другой рукой листает книгу, найденную в замке. На страницах видны только блеклые рисунки без текста.

КАУ-РУК (ЗК)
(продолжая)
Когда Гван-Ло настаивал на том, чтобы лишить арзаков их языка, он прекрасно понимал, какой силы их лишает. Беда менвитов в том, что они этой силой не научились пользоваться.

Двумя руками Кау-Рук захлопывает книгу.

КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЙ 1, 2, 3.

В ЗТМ.

Вторая серия: http://www.proza.ru/2012/03/15/7
Третья серия: http://www.proza.ru/2012/07/31/85
Четвертая серия: http://www.proza.ru/2013/01/26/2045


Рецензии
Достаточно профессионально, Ася. Есть несколько находок. Мне, например, понравилось, как вы историческую ретроспективу обыграли. Это сцена с учебником. Там не только о событиях рассказано, но еще и характеры показаны. Это пять, конечно.
Теперь о минусах. Они есть.
1) По крайней мере в первой четверти ну никак не показано добро. Ни Страшила, ни Дровосек. Они появляются только под занавес. Мы о них ничего не знаем, не симпатизируем, никак к ним не относимся. А нужно бы сценку-другую с их участием.
2) Мало действия. Есть много разговоров арзаков с менвитами и т.д. Но экшеном это не оборачивается. Для драматургии простительно, для сценария, по-моему, не очень.
3) Нет мелодрамы. То есть всей этой приятной чепухи: мальчики, девочки, поцелуйчики, шепот при луне. Одни какие-то возвышенные инопланетные страсти. И даже главные герои - седы и стары, а инопланетяне, как назло, сплошь мужики))

Лев Рыжков   11.06.2012 19:07     Заявить о нарушении
Лев, спасибо вам за характеристику. Буду думать, как из «достаточно профессионально» сделать «профессионально». Было бы странно, если бы я сходу написала без минусов.
Я не знаю, читали ли вы шестую книгу и все предыдущие, если нет – тем лучше, значит, это было абсолютно независимое мнение. Если все же читали, то простите мне столь подробный ответ.

1) Тут немного играет роль специфика книги. В пяти предыдущих расклад сил был двусторонний: жители Волшебной Страны – их противники. В шестой книге расстановка сил усложняется: есть менвиты-завоеватели, есть арзаки-не-пойми-кто и есть жители ВС, которых объединять с арзаками никак нельзя. И две основных сюжетных линии: борьба землян с захватчиками и борьба арзаков за независимость.
Поскольку планирую продолжение, где действие будет происходить сугубо на Рамерии, больше делаю акцент на арзаков, чем на жителей ВС, которых в последней части уже не будет. (Это я так тренируюсь перед поступлением на сценарный, совмещаю приятное с полезным.)
По поводу Страшилы и Дровосека вы, безусловно, правы. Необходимо что-то, что отличало бы именно их и заставило бы зрителя сопереживать им, даже если они стоят на третьем плане (а так оно и есть). Главными действующими лицами со стороны жителей ВС будут не они, а Урфин со своим филином и Ментахо, которого в начале «ТЗЗ. Часть 1-2» вместе с супругой будут похищать.
Писала, держа перед глазами классическую схему, где на завязку отводится первые 10-15 страниц. В это время мне надо было впихнуть историю порабощения, историю экспедиции и представить всех более-менее значимых персонажей. О! Пока заканчивала фразу, сообразила, как в эти 15 страниц безболезненно впихнуть и Страшилу с приятелем, и Ментахо.
2) Конечно, непростительно. Буду думать, как разбавить говорильню действием.
Экшена в первой части действительно мало – народ только с неба свалился, обустраивается, а местные к ним присматриваются. Бытовуха сплошная. (Я посчитала, например: если по жизни – только на сборку всех вертолетов понадобится четыре с лишним месяца, и это в лучшем случае.)
Не знаю, в каком смысле вы употребили слово «экшен» – просто действие или бурные драки/погони. Если второй вариант – то во второй части есть драка рабов с надсмотрщиками в шахте, есть установка радаров, полет в Большой мир, в третьей части – битва за Изумрудный город, история с миной, которую будут закладывать в корабле, с похищением и побегом Энни…
3) Эм-м… да. Вот тут даже не знаю, что ответить. Однозначно то, что с женскими персонажами и любовью у Волкова вообще беда.
Вообще-то в ранней редакции, на которую я временами опираюсь, женщины в экспедиции были. Но от идеи их реинкарнации я быстро отказалась. Сразу возникает закономерный вопрос: зачем могут понадобиться рабыни, помимо уборки-стирки-готовки. А это уже не детское кино.
Книгу, хоть она довольно-таки жесткая, дети могут читать уже в четыре с половиной - пять лет. Я ориентировалась на возраст около десяти лет, кое-что немного усложняла и заостряла, чтобы взрослые могли смотреть не без интереса… но все-таки на детей – больше. А детям, наверное, приключения будут интереснее поцелуйчиков, да и понятнее.
"Инопланетяне, как назло, сплошь мужики" - зато какие мужики...
(мрачно) Одно утешает. Мелкое социсследование среди разновозрастных фанатов показывает, что любовная линия им, в большинстве, по барабану, Урфина Джюса, штурмана Кау-Рука и Ильсора любят за самую суть. Жалеют только, что Дровосек так и не женился.
Исправить, что ли, последнее упущение?..

А вам – еще раз большое спасибо, что прочитали. В общем, пошла думать и исправлять.

Александра Калиновская   12.06.2012 00:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.