Ордена и медали эпохи Наполеона Первого. Отрывок и

Олег Плужников
В этой книге автор рассматривает историю наград, существовавших в эпоху Императора Наполеона. Присутствуют, практически все страны: союзники и противники.
Информация о книге:
http://foto.mail.ru/mail/cambronne/132
Книга содержит около 700 страниц и более 1600 иллюстраций, большинство из которых автор делал в парижских музеях Почётного Легиона и Карневале.
Данный отрывок взят из главы "Загадки орденов" и касается истории наград одной из одиозных фигур эпохи Наполеона - русского генерала Леонтия Беннигсена.
К сожалению, вставить другие отрывки нет возможности, поскольку все они сопровождаются большим количеством иллюстраций... А в этом сайте сделать это невозможно..


Российская история интересна ещё и тем, что в ней, порой, встречаются и пересекаются весьма неординарные личности. Казалось бы, всё о человеке уже известно. А тут вдруг очередной историк приводит совершенно неожиданный факт. И уже известный образ рассыпается в пыль.
3 октября 1826 года в своем родовом имении в Ганновере скончался генерал от инфантерии Леонтий Леонтьевич Беннигсен. Этот человек прославился на русской службе не столько своими полководческими талантами, а более всего, участием в убийстве императора Павла Первого. И был он не просто участником. Он был ещё и руководителем одной из двух групп заговорщиков, которая и ворвалась в спальню русского императора.
Беннигсен родился в 1745 году в Ганновере (по другим источникам — в Брауншвейге) и в 29 лет молодой граф поступил на службу к прусскому королю.
Вопрос о его национальности весьма важен для нас. Ведь если он родился в Ганновере, то был подданным английской короны. Вот что пишет один из самых лучших специалистов по восемнадцатому веку Натан Эйдельман:
«Вопрос о национальности, если бы он был задан, затруднил бы и офицера и его новых начальников: по предкам — немец; но подданство (которое он не сменил) — ганноверское, а так как в Лондоне правит ганноверская династия и королем Ганновера «по совместительству» является король Великобритании, то Беннигсен — англичанин; родной язык военного, на котором писаны почти все его сочинения — французский; наконец, служба, карьера — российские. По правде говоря, в ту эпоху не нашли бы здесь ничего особенного. Феодальные понятия о вассале, суверене, службе, еще соперничали с национальными».
В 1773 году молодой подполковник ганноверской армии перешел на службу в армию императрицы Екатерины Второй. И только двадцать лет спустя, он стал генерал-майором. Судя по этому сроку, на службе его не слишком жаловали.
Накануне Кавказского похода против Персии, официальным поводом для которого стала поддержка претендента на шахский престол, Беннигсен узнаёт, что действительной целью кампании является создание торговой базы в Астрабаде, на южном берегу Каспия. Таким образом, Екатерина желала вернуть России часть индийской торговли, которая была захвачена Англией.
За взятие Дербента начальник штаба получает высокие награды. И ещё авансом Беннигсен получил поместья в Литве и Белоруссии.
Итак, подданному Англии на русской службе поручается уменьшить английское торговое и военное присутствие в определённом регионе. Трудно сказать, как именно Беннигсен выполнил бы это поручение, если бы Екатерина внезапно не умерла. Войскам было приказано вернуться.
Новый император Павел Первый тут же отправляет Беннигсена в полную отставку. Тот уезжает в свои литовские имения, под строгий надзор местной полиции и властей.
Такой неожиданный поворот карьеры был неожиданным для Беннигсена. Скорее всего, он был уволен за знакомство с Валерианом Зубовым — командующим незавершенного Кавказского похода. А возможно и по недоверию к нему царя, как к английско-ганноверскому подданому.
Только в начале 1801 года Беннигсен вернулся из ссылки в Санкт-Петербург. И сражу же вступает в ряды заговорщиков.
Имена их широко известны, поскольку все они — так или иначе, ранее пострадали от действий императора Павла.
Почему он участвовал в заговоре? Либо генерал был настолько злопамятен, либо выполнял чьё-то поручение.
Кому, как не Беннигсену, подданному Англии, мог поручить убийство российского императора английский посол? Английский след в этом деле настолько заметен, что просто непонятно, зачем почти столетие русские цари пытались скрыть сам факт причины смерти императора Павла. К тому же, сразу после убийства о регулярных сборах заговорщиков в английском посольстве в столице говорили совершенно открыто.
После этих событий Беннигсен стал ждать от нового государя благодарности.
Из воспоминаний А. Ф. Воейкова:
«В кремлевском дворце в день коронования императора Александра и с невольным почтением остановился я перед этой величавой фигурой. Он был в общем генеральском мундире с Алексадровскою лентою и с Георгием на шее. Высокий, сухощавый, с длинным лицом и орлиным носом, с видной осанкой, прямым станом и холодной физиономией, он поразил меня своею наружностью, между круглыми, скулистыми и курносыми лицами русских генералов и сановников».
То есть, у Беннигсена наличествуют стандартные генеральские награды того времени: знаки орденов св. Александра Невского и св. Георгия третьей степени.
Увы, как и все прочие заговорщики, благодарности, а уж тем более наград, от нового императора генерал не получил, а был отправлен в почетную ссылку в провинцию.

Кампании 1807 года против Наполеона также принесли Беннигсену весьма противоречивую славу. Его выдвижение на пост командующего можно назвать как «Лучший среди оставшихся в живых». У царя Александра просто не было другого выбора. Кутузов в опале, иные просто не подходили. Александр сам был в шоке, увидав, что у него полным-полно генералов, но нет настоящих полководцев! Так что назначение Беннигсена, участвовавшего в убийстве Павла (о чем Александр доподлинно знал), было весьма кстати. В случае поражения, такого полководца можно было бы обвинить в чем угодно. Кстати, в 1806 году на этот пост обсуждалась ещё одна кандидатура, и тоже заговорщика, графа Палена.
Удивительно, что на такую ответственную должность рассматривались кандидаты, почти не имевшие боевого опыта!

Но и тут Беннигсену улыбнулась удача. Битву у Прейсиш-Эйлау он не выиграл, но и не проиграл. Приписав победу себе, теперь он скромно величал себя «Победитель непобедимого». Зато под Фридландом Наполеону таки удалось сломить сопротивление русских войск и вскоре в Тильзите был заключен долгожданный мир.
И снова Беннигсен в отставке. Его извлекают оттуда лишь в 1812 году. Состоя при штабе Кутузова, Беннигсен больше мешает, чем помогает фельдмаршалу. К тому же, он регулярно доносит на своего начальника царю. Некоторые историки почему-то считают генерала ставленником царя при штабе. На самом деле Беннигсен доносит Александру на свой страх и риск. У него просто нет иного выхода, чтобы оправдать себя перед царем.

Участие в кампании 1813-1814 годов стало последним в его военной карьере. После этого он уезжает в родной Ганновер, где и умирает в 1826 году.
На предлагаемом самом известном портрете из Эрмитажа Беннигсен изображен с лентами и наградами самых высших степеней. Три ленты через плечо не так заметны, но высшие знаки этих лент любовно выделены генералом. Мы видим знаки орденов: св. Андрея Первозванного, св. Александра Невского, св. Георгия.
Кстати, наиболее почитаемую российскую награду орден св. Георгия первой степени Леонтий Леонтьевич Беннигсен — граф и генерал-от-кавалерии получил с несколько странной формулировкой: «За успешные действия против французов в войну 1814 года».
На шее у генерала висят знаки высших степеней австрийского ордена Марии-Терезии, шведского ордена Серафимов и датский орден Слона.
На его груди звёзды орденов: российских св. Андрея Первозванного, св. Георгия и св. Владимира, ганноверского ордена Гвельфов и знак шведского ордена Меча.
Обратите внимание, звезды св. Андрея Первозванного и ордена Гвельфов висят рядом. Этим генерал как бы показывает, что новоприобретённая английская награда равна высшему российскому ордену. Но в принципе, Беннигсен всё носит правильно. Тем более, что портрет был выполнен уже тогда, когда генерал уже почивал на лаврах в Ганновере. Орденом Гвельфов в то время мог награждать только король Англии. И если подобной награды не было более ни у кого из русских полководцев, то возникает вопрос: за какие такие заслуги Беннигсен получил столь высокую награду?
Что касается датского ордена Слона, то по уставу его нельзя было носить с иными наградами. Но автор не припомнит такого случая, чтобы это правило исполнялось.
Автору книги очень хотелось бы найти жареные факты о «работе» генерала Беннигсена на английскую разведку. Прямых доказательств у него нет. Но разве деяния этого человека не подтверждают этот факт?
Участие генерала в заговоре против Павла Первого на всю оставшуюся жизнь «повязало» его с царём Александром. Отсюда и регулярные ссылки в имение без видимой причины. Желание Беннигсена реабилитироваться в государевых глазах хотя бы и путём доносов, тоже не принесло ему никаких дивидендов. А кратковременные успехи, наоборот, только раздражали царя.
Наилучшим выходом для Беннигсена был бы отъезд за границу сразу после покушения на Павла Первого. То ли он этого не понимал, то ли у него были свои причины остаться в России. Но какие? Скорее всего, он был нужен именно в России...
То, что Беннигсен, откровенно слабый и посредственный полководец, несмотря на почти постоянную опалу, имел такое количество высших российских наград, вызывает удивление. Ведь в самой России несомненно были русские, более достойные, генералы... 
И Беннигсен не единственный тому пример...
Реформы Петра Первого открыли дорогу на российскую службу многим иностранным наёмникам и проходимцам. К сожалению, их количество так и не перешло в качество. Слишком уж много недостойных иностранцев служили России в разные годы, нанося лишь вред её армии, экономике и политике.

Том I.
Содержание:
Предисловие.    
Франция:
  Королевские награды.  
  Награды Революции и Консулата.  
  Награды Империи.  
  Награды Реставраций.
Государства Италии:
  Королевство Сардинии.
  Тоскана.
  Герцогство Пармское.
  Королевство Обеих Сицилий.
Великое Герцогство Варшавское.
Нидерланды.
Государства Рейнской  конфедерации,
Саксония и Ганновер:
  Баден.  
  Бавария.
  Франкфурт.
  Гессен-Дармштадт. Гессен-Кассель.
  Королевство Саксония.  
  Королевство Вестфалии.  
  Ганновер.  
  Вюртемберг.  
  Саксонские герцогства, Вюрцбург, Ангальт.
  Орден св.Иоахима

Том II.
Содержание:
Австрия.  
Испания.  
Португалия.  
Пруссия.
Рыцарские ордены
  Орден Золотого Руна
  Орден св. Иоанна Иерусалимского
  Немецкий орден.
  Орден св. Гроба.
Награды Императора.
Римский король.
История наград генерала Камбронна.
Загадки и истории некоторых портретов.
Награды за Ватерлоо.
Награды в литературе, в кино и в современной реконструкции.
Интернет-покупки и Интернет-предложения.
Послесловие. Источники.
Примечания.