Ганеша Ганапати

Игорь Орловский
                Из мрамора резцом ваяют Аполлона,
                Но разве вылепишь его из нечистот?
                А.М. Жемчужников



В русском народе есть пословица: “Из говна конфетку не слепишь”. А вот индусы считают иначе.

Открываю большую толстую книгу, изданную Российской академией наук. Да, про то, как лепить конфетки из говна, сама академия наук писала! Называется эта книга “Древо индуизма”, М., 1999. Страницы 283-312 занимает статья индолога И.П. Глушковой "Общеиндийский бог Ганеша". Сейчас я поведаю, что там написано, не выдумывая никакой отсебятины.

В “Матсъя-пуране” и “Падме-пуране” сообщается, что Парвати – супруга Шивы – “создала Ганешу из собственных нечистот, смешанных с ароматическими веществами”.

“Сканда-пурана” повествует, что “Парвати не хватило собственных нечистот, и она обратилась за помощью к своему другому сыну Сканде, который, выполняя материнскую просьбу, увидел слона, отрубил ему голову и приставил к телу из нечистот”.

Та же “Сканда-пурана” предлагает и другой вариант мифа, который выявляет демонические корни происхождения Ганеши: “Парвати смешала грязь с собственного тела и благовония и предложила в качестве напитка слоноголовой демонице Малини, обитавшей в устье Ганги, после чего та произвела на свет младенца мужского пола с пятью слоновьими головами. Парвати предъявила права на ребёнка, а Шива признал его своим сыном, отрубил четыре лишние головы и провозгласил его “устранителем препятствий””.

В эпизоде из “Вамана-пураны” грязная вода, стекающая с моющегося Шивы, попадает на фигурку из нечистот, которую слепила Парвати, и та оживает; а “Бхавишья-пурана” упоминает и о попавшей капле крови, объясняя преимущественно красный цвет, ассоциирующийся с Ганешей. Красный цвет объясняется и множественными победами Ганеши, в которых он проливает кровь асуров.

“Брахмавайварта-пурана” говорит, что Парвати, опечаленная отсутствием потомства, в течение года исполняла жёсткий обет и особым образом поклонялась Шиве (в некоторых вариантах – Вишну). Наконец “голос с небес повелел ей вернуться в покои, где она и обнаружила собственного сына, которого признал и Шива. Во время церемонии наречения аскет/бог Шани (Сатурн), предвидя результат, отказался лицезреть младенца, но затем повиновался принуждению Парвати и испепелил голову Ганеши своим взглядом. Все пришли в отчаянье, но бог Вишну исправил ситуацию, добыв голову Гаджендры, царя слонов”.

Не менее распространена и версия, согласно которой голову Ганеше отрубил Шива, разъярённый тем, что Ганеша не пропускал его к Парвати. Восстановленная впоследствии голова принадлежала либо слоноголовому демону Гаджасуре, либо ездовому животному Индры Айравате, либо сыну Айраваты, либо случайному слону.

А одна из легенд предлагает и такую версию: “Шива и Парвати решили уединиться, чтобы насладиться обществом друг друга, и по дороге наткнулись на слонов, занимающихся любовью. Заинтригованные небожители обратились в слонов и воспроизвели увиденное, в результате чего на свет появился Ганеша, обладающий слоновьей головой”.

Ганеша Ганапати – божество с упитанным человеческим телом, крепким и низкорослым, с круто выпирающим брюхом, говорящим о прожорливости его владельца, с головою слона с отломанным бивнем, с двумя, четырьмя, шестью или десятью руками. В качестве кушака он использует змею. А в качестве верхового животного – крысу. У этого бога много иконографических изображений. Одно из них – Уччхишта-Ганапати – с хоботом, засунутым непосредственно во влагалище богини, восседающей у него на левом бедре (уччхишта – остатки еды, считающиеся ритуально и гигиенически нечистыми). Ганеша известен далеко за пределами Индостана и использован такими религиями, как тантризм, буддизм и джайнизм. Ганапати – главный эпитет Ганеши – означает “предводитель ватаги”.

Ганеша – это верховный бог, отец всех богов, творец всего сущего. Этому учит “Ганеша-гита”. Автор этой книги особо себя не утруждал долгими сочинениями. Он просто-напросто взял “Бхагават-гиту”, слегка её сократил, вместо “Кришна” написал “Ганеша”, а вместо “Арджуна” – “Варенья”. Получилась “Ганеша-гита”.

“Шанкара-виджая” рассматривает Ганешу как Первопричину, творца всего сущего. А в “Ганеше-упанишаде” Ганеша отождествляется с повсеместно проникающим Брахманом.

Во как интересно! – сначала Ганеша был слеплен из нечистот, а потом сделался творцом всего сущего! Впрочем, в индусских религиозных сказках логики мало.

Ганапатиты (поклонники Ганапати, т.е. Ганеши) поклонялись не только изображению Ганеши, но также и лингаму (т.е. половому члену) этого бога.

Слоноголовый бог с короткими ручками и ножками и коренастым телом любит редиску и репу (корнеплоды, произрастающие под землёй и, наряду с чесноком и луком, отвергаемые ортодоксальными высшими, брахманскими, кругами) и такой же формы сладкие модаки.

В “Шива-пуране” говорится, что Шива и Парвати женили своего сына Ганешу на двух дочерях великого бога Праджапати – Сиддхи (“Успех”, “Достижение”) и Буддхи (“Ум”). Но в ряде легенд сообщается, что Ганеша дал обет безбрачия.

Зафиксированы чудеса, которые творит слоноголовый бог.

В одном храме скульптурное изображение Ганеши обильно начало выделять пот – целые потоки вонючего пота.

В другом храме еженощно начали собираться крысы, выстраиваться в круг и танцевать в честь своего повелителя – Ганеши. Никто из описателей чуда не присутствовал при этих крысиных танцах из опасения потерять зрение (вдруг Ганеша на него прогневается?). А основанием для подобных сообщений являются следы крысиного помёта, расположенные по окружности. Толщина слоя помёта увеличивается после каждой ночи, и помещение подлежит регулярной чистке. Научного объяснения этот феномен пока не получил.

Такие вот бесноватые чудеса.

Интересна история, связанная с именем некоего Морайи Госави (приблизительно 1610 – 1659). Его родители-брахманы не имели детей. Поэтому в течение 12, а потом ещё 48 лет совершали аскезу в честь Ганеши. После этого им явился Ганеша и изрёк, что он сам появится на свет в виде их ребёнка. Морайя Госави стал почитаться живым богом – земным воплощением Ганеши. После Морайи звание “живого бога” перешло к его сыну Чинтамани, которого прозвали Дев (“бог”), и этот титул сделался фамилией потомков Чинтамани. Особенность всех Девов – умственная отсталость, придурковатость. Они не способны поддерживать беседу, а вся их речь состоит из обрывочных фраз. Индусы оказывали Девам божеские почести, утверждали, что они творят чудеса.

И в заключение – одна из легенд ганапатитов. «Брахма создал Каму, бога любви, а тот заставил Брахму воспылать желанием к собственной дочери. Брахма овладел ею и в результате, обессилев, не смог продолжать созидания вселенной. Раскаявшись, он обратился за помощью к богам: Вишну создал Гангу, Шива – Нармаду, Сурья – Джамну и Деви – Сарасвати, но ни одна из этих рек не смогла освободить Брахму от греха инцеста. И тогда все боги вместе призвали самые священные воды, омовение в которых вернуло Брахме его прежнюю мощь. Брахма собрал воду в кувшин и отправился в Моргав поклониться Ганеше. При входе в святилище он споткнулся, и вода разлилась. Ганеша не разрешил ему собрать воду, и она осталась там, превратившись в реку Карху».

Вот кто такой Ганеша – верховный бог, обладающий обаянием, тайной, известностью, сексуальным ореолом, моральной неоднозначностью и политическим весом.
                2010


Предыдущий этюд по индуизму: http://www.proza.ru/2012/01/05/1275

Следующий: http://www.proza.ru/2012/01/14/1011