Притчи попугая

Ольга Колотова
– Я попугай! Я перелетаю с дерева на дерево и слышу самые разнообразные разговоры. Звери не стесняются меня. Они думают, что я дурак, и при мне можно говорить все, что угодно, я все равно ничего не пойму! Но у меня хорошая память. Остерегайтесь болтать не при тех, кто поймет, а при тех, кто запомнит! Я могу пересказать любой разговор слово в слово! Итак, слушайте притчи попугая!


Крокодил неподвижно лежал на берегу реки и предавался размышлениям.
– Ты похож на бревно! – сказала обезьяна.
– А ты – на облако, – ответил крокодил.
– Почему ты так говоришь? – удивилась обезьяна.
– Видишь ли, «крокодил похож на бревно» – это банальность. А обезьяну с облаком еще никто не сравнивал.


– Крокодил! – попросила обезьяна. – Сравни меня со звездой!
– Я сравнил, – чуть приоткрыл один глаз крокодил. – Но сходства не обнаружил.


– Крокодил, ты придурок! – крикнула с дерева обезьяна.
Крокодил не ответил.
– Крокодил, ты урод!
Крокодил опять смолчал.
– А еще, крокодил, ты врун!
– А ты красавица и умница, – отозвался наконец крокодил.
– Ты и правда так думаешь?! – опешила обезьяна.
– А ты и правда думаешь, что я придурок, урод и врун?
– Нет-нет! Я уже передумала.
– Я тоже.



– Почему ты так медленно двигаешься? – спросила антилопа черепаху.
– У меня нет желания быстрее оказаться в конце пути, – хмыкнула черепаха.


– Посмотри, черепаха, – сказала антилопа, – я уже сбегала на водопой, на пастбище, а ты за это время не продвинулась и на один метр!
– А кто сказал, что жизненный путь измеряется метрами?..


Антилопа пришла к реке. Она долго гляделась в воду, и из глаз ее капали слезы.
– Эй, антилопа, – окликнула ее с дерева обезьяна, – почему ты такая грустная?
– Я такая несчастная! – вздохнула антилопа. – Я никому не нужна… Меня никто не любит…
– Неправда! – возразила ей обезьяна. – тебя очень любит крокодил! Он сам не говорил, что любит антилоп!
– Крокодил?! – в ужасе воскликнула антилопа и стремглав бросилась прочь.
– Вот и пусть уверяют после этого, что все хотят, чтобы их любили! – фыркнула обезьяна.


– Крокодил, – сообщила обезьяна, – сегодня лев весь день кричал, что он тебя не боится!
– Значит, все-таки боится, – лениво шевельнул хвостом крокодил.
– Почему? – удивилась обезьяна.
– Тому, кто не боится, в голову не придет мысль о страхе.


– Крокодил, – спросила обезьяна, – тебе удобно лежать на камнях? Они ведь жесткие!
– Я привык, – отозвался крокодил.
– Ну и что?
– Привычное не доставляет нам неудобств.


– Ты меня не слушаешь! – воскликнула антилопа, заметив, что черепаха дремлет. – А я-то изливаю тебе свою душу!..
– Не слушаю, ¬– согласилась черепаха. – Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на разговоры, которые не приносят мне ни пользы, ни удовольствия.
– Ты черствая! – возмутилась антилопа.
– Я в панцире, – поправила черепаха. – И моя душа тоже в панцире. С такими, как ты, иначе нельзя.


Старый лев был сыт и доволен, и обезьяна решилась с ним заговорить.
– Правда, что тебя однажды подстрелили охотники?
– Правда?
– А правда, что тебя чуть не растоптал слон?
– Правда.
– А то, что тебя однажды поймали и хотели сдать в зоопарк, тоже правда?
– Правда.
– Почему же ты никогда об этом не рассказываешь и не жалуешься на тяжелую жизнь?
– Жалуются на жизнь обычно те, кто настоящего горя не видел.


– Ты хромой и дряхлый, – сказал молодой лев старому. – От тебя никакого толку. Ты только зря жрешь мясо, которое мы добываем охотой. От тебя давно пора избавиться! Почему у меня нет права убить тебя?!
– Чтобы спустя несколько лет другой молодой лев не получил право убить тебя.



– Я еще так молода, но уже знаю кучу разных вещей! – сказала антилопа черепахе. – Я знаю названия всех деревьев и трав на латыни, я знаю столицы всех африканских государств! Чего я только не знаю! Всего и не перечислишь! А ты, черепаха, что знаешь ты?
– Видишь ли, милая, я уже вышла из того возраста, когда эрудиция заменяет ум.



– Крокодил, – попросила обезьяна, – скажи мне комплимент!
– А тебе не стыдно выпрашивать комплименты?
– А тебе жалко доброго слова, хоть это тебе ничего и не стоит! Не стыдно?


– Наш крокодил – философ, – сказала черепаха. – И вообще он истинно талантлив!
– А можно быть талантливым неистинно?! – рассмеялась обезьяна.
– Можно, – ответила черепаха. – Это деятели, похожие на тебя. Вроде бы и соображают быстро, и говорят красиво, и знают много, а в действительности – ничего своего.


– Черепаха, сколько тебе лет? – поинтересовалась антилопа.
– Не скажу! – буркнула черепаха.
– Почему?! – обиделась антилопа. – Если бы ты спросила меня о моем возрасте, я бы не стала скрывать…
– У каждого свои представления о том, что должно быть тайной.


– Сколько тебе лет, черепаха? – спросила обезьяна.
– Это секрет, – ответила черепаха.
– Тоже мне, секрет! – фыркнула обезьяна. – Я, например, свой возраст не скрываю!
– Доживешь до моих лет, тоже будешь скрывать.


– Я очень быстро бегаю! – похвасталась антилопа черепахе. – Меня даже гепард не догнал! Я могу убежать от кого угодно!
– А я знаю, от кого ты убежать не сможешь!
– И от кого же?! – возмутилась антилопа.
– От самой себя.


– Почему ты ничему не учишь молодого льва?! – проворчала черепаха, обращаясь к старому льву. – Он никого не уважает, всем грубит, считает себя самым храбрым и самым сильным… Ты же стар и мудр! Почему ты его ничему не учишь?!
– Передать знания можно только тому, кто понимает, что ему вручают знания, – покачал головой старый лев. – Мало услышать мудрые слова, надо понять, что в них заключена мудрость.



– Почему ты убил леопарда? – спросил старый лев молодого. – Ведь ты же не будешь его есть!
– Он недостаточно быстро уступил мне дорогу.
– Несколько дней назад ты недостаточно быстро уступил дорогу слону. Тем не менее, он тебя не затоптал, а свернул в сторону.
– Значит, он меня побаивается.
– Нет, мой мальчик. Ты ему просто не нужен.


– Слышала новость?! – сказала антилопа черепахе. – Молодой лев погиб!
– Неужели слон или носорог все-таки не вынесли его заносчивости?! На них это непохоже…
– Нет, его растерзала стая гиен.


– Хорошо антилопе, – пожаловалась обезьяна крокодилу, – ходит себе, траву щиплет… Трава везде растет, прямо под ногами… А бананы не везде! Их искать надо!
– Не завидуй, – сказал крокодил. – Все дается даром только тем, кто сам ничего добыть не может.


– Крокодил, – сказала обезьяна, – ты постоянно один. Тебе не скучно?
– Нет. Я размышляю.
– И не грустно?
– Нет. Я наслаждаюсь покоем.
– И ты не тоскуешь?
– Послушай, раз уж сложилось такое положение, то лучше пользоваться его преимуществами, чем думать о его невыгодах.


Антилопа долго говорила о том, какую вкусную и сочную траву она нашла на берегу и как ей эта травка понравилась.
Обезьяна и черепаха слушали-слушали, и в конце концов обезьяна не выдержала:
– Замолчи! Дрянь – эта самая твоя травка! Вот бананы – это да!..
– Грубая ты, обезьяна, – вздохнула антилопа и пошла прочь.
– На что она обиделась?! – удивилась обезьяна. – Она битый час распространялась о каких-то сорняках, а я о своих бананах ничего сказать не могу?!
– Видишь ли, – сказала черепаха, – разница между вами в том, что она хвалит свои вкусы, а ты ругаешь чужие.


– Надо мной все смеются! – пожаловалась обезьяна крокодилу.
– Но ведь ты сама над всеми смеешься! – возразил крокодил. – Мир может вернуть тебе только то, что ты ему отдала.


– Обезьяна спросила меня, считаю ли я ее красивой и умной, – сказала антилопа черепахе.
– А ты что ответила?
– Что она и правда красивая и умная. А тебя она об этом не спрашивала.
– Нет.
– Удивительно!
– Ничего удивительного тут нет! Подобные вопросы задают лишь тем, кто скажет то, что от него и хотели услышать.


– Ты очень красивая! – сказала антилопа обезьяне.
Обезьяна захлопала в ладоши от счастья.
– Ты очень умная! – продолжала антилопа.
Обезьяна гордо вздернула нос.
– Зря ты все это ей говоришь! – подала голос из травы черепаха. – Чего доброго, она еще в это поверит!
– Я стараюсь быть вежливой! – сказала антилопа.
– По-моему, ты просто потеряла грань между вежливостью и ложью, – буркнула черепаха.


– Я незаменима! – сказала обезьяна черепахе. – Я лучше всех умею прыгать и скакать по деревьям, я лучше всех умею веселить других зверей!
– Не обольщайся. Другие обезьяны умеют все это не хуже тебя.
– Но ведь где-то же я все равно незаменима!
– Только в сердцах друзей и близких. И это все.