Транспорт

Александр Орешкин
         Когда я работал в школе, в дополнение к основному предмету, я преподавал девя-тиклассникам такой новомодный предмет – Профориентацию. Ничего особенного в нем нет, но характерно, тогда очень мало было методических разработок и, ни каких готовых лекций. Все приходилось выискивать в самых невообразимых местах самому  или вспоминать из своего жизненного опыта  все, что знаешь по этой теме.
 
     А слушателями у меня были – самые непоседливые и не послушные тинэйджеры, как бы их сейчас назвали. Причем,  мальчишки, не только из нашей школы, а 5 – 6 ребят, именно ребят, из других школ города. Семинар, назовем это по институтски, был факультативный, меж школьный. Поэтому в основном парни, в надежде получить права, или что бы выбраться за пределы своей родной школы, прибегали ко мне в кабинет труда и с удовольствием слушали мои лекции. И потом, до конца учебного года, ходили ко мне на дру-гие предпрофильные курсы, какие бы я не читал.
 
     У меня было множество прекрасных наработок по темам: Автомобильный, Железнодорожный, Авиационный и Водный транспорт. Но почти ничего не было о Трубопроводном и еще об одном, о котором нельзя было умолчать. Тем более, что строгих методичек на это счет не было, можно было творить, как вздумается.

     Начинал свой рассказ я обычно с вопроса: Как вы думаете, какой вид транспортного  средства самый древний на Земле? Это привлекало внимание даже самых отъявленных любителей поговорить на уроке, заставляло задуматься. Тем более, что я предлагал рассуждать в слух. Предложений сыпалось много: лошадь, было самое логическое предполо-жение, остальное – сплошная нелепица, типа самокат, телега и тому подобное. Но я предлагал еще большую нелепицу – палка, обычная палка. Да, да палка, ставшая потом тростью, костылем.

     В обще, роль палки, в истории развития человека, сравнима с революцией. Обезьяна до сих пор может пользоваться  палкой только как орудием труда. Она может использовать палку, например, как удлинитель руки, чтобы достать пищу. Но первобытный человек пошел дальше, он стал использовать ее как простейшее транспортное средство. Да, да, ведь что такое транспортное средство? До словно это слово, транспорт, переводится , как средство для перемещение (транс) с одного места на другое (порт). Так наш предок начал постепенно холить на двух ногах и трости, а постепенно отказался и от нее. Это сообщение для моих юных слушателей явилось настоящим открытием. Все учителя талдычили им прописные истины, а оно вон, оказывается, рядом можно открыть всем знакомое и неизведанное.

    От занятия к занятию, а встречались мы раз неделю, постепенно мы погружались в поток развития человечества, от простого – к сложному. Приручение животных, собака, лошадь, плавающее бревно, колесо, повозка… Вот тут я честно признался, что не знаю, какой вид транспорта появился вперед: водный, или предшественник автомобильного – гужевой. А дольше, больше, железные дороги, авиация – это уже порождение прогресса и, в какой то, степени войны. Да, военные действия  подвигли людей на многие открытия. И наоборот, почти все виды транспорта человек применяет в военных целях. Об этом можно немало вычитать в научной литературе, изобилует фактами и Интернет, поэтому я не буду останавливаться на подробностях освещения этой темы.

    Но был и сугубо мирный транспорт, который опять же, пригодился на войне - тру-бопроводный.  Говорят, первую «закрытую канаву» придумали римляне. Правда метал для этого они выбрали не самый подходящий – свинец. Вредным для здоровья нации он оказался, от этого и рухнула Великая империя… Но начало самому распространенному виду транспортного средства было положено. Сейчас по трубам доставляют самое большое количество грузов, даже не столько грузов, сколько различных услуг. Стоит сказать, что вся жизнь современного человека не мыслима без трубы, в хорошем смысле слова. Водопровод, теплоснабжение и канализация – прочно вошли в наш быт, даже на селе.
 
    И еще об нескольких специфических средствах, которые трудно назвать транспортными, ибо не видно, что же они транспортируют. Это электроэнергетика и теле- радио- коммуникации. На сегодняшний день они достойно соперничают  с трубами, особенно электроэнергетика. Проводами буквально опутан весь шар Земной, по ним передается  энергия падающей воды, пара и атома, преобразованная при помощи генераторов в элек-тричество. И без этого не может жить современный человек.
 
    Как не может он жит и без информации, которая передается при помощи газет, радио, телевидения телефонии и Интернета. Наверное и эти все средства можно и нужно назвать транспортными, потому что они транспортирую для нас информацию.

А. Орешкин, учитель, член союза журналистов РФ.