В Симферополе нет памятника его основательнице

Алексей Алексеевич Васильев
  На страницах  крымских СМИ появились откровения  симферопольского мэра  Геннадия Бабенко по поводу восстановления памятника императрице Екатерине II в Симферополе. С чего бы вдруг мэр, всячески избегающий этой темы, первым  заговорил о ней?
 Поводом для выступления стала назойливость крымских монархистов – членов Союза ревнителей Памяти Императора Николая II.  Сторонников правого дела,  как оказалось, интересует  не только  личность последнего русского монарха, но и судьба памятника его державной  пра-пра-прабабки.

Время разбрасывать камни?
 В  преддверии 225-летия Симферополя  на имя мэра «ревнители» направили официальный запрос. Ответ пришел не сразу. Это и понятно: к юбилею города надо было готовиться, а не на  письма отвечать! И мэр подготовился. Только за одну праздничную неделю с благословения Бабенко установлено пять закладных камней -  автору музыки гимна республики Алемдару Караманову, писателю Анатолию Домбровскому, летчику-испытателю  Амет-Хану Султану, поэту Владимиру Высоцкому и первому президенту футбольного клуба «Таврия» Алксандру  Заяеву.  За такую работоспособность Геннадий Александрович мог бы  запросто претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса!  Мог Геннадий Бабенко попасть в Книгу рекордов и в другом разделе:  самые забывчивые люди. Ведь  забыть о судьбе памятника  основательнице города,  которым  руководишь,  дано не  каждому градоночальнику.
 
Мэр сказал – мэр …забыл
 Что ж, напомним еще раз забывчивому мэру основные вехи непростой судьбы упомянутого выше монумента. Его торжественное  открытие произошло в симферопольском городском саду (ныне  -  центральный парк культуры и отдыха)  18 октября 1890г.  Императрица  простояла чуть более  тридцати лет, и к  1 мая 1921 года краснозвездные русофобы уничтожили монумент.
 Прошли десятилетия. Наконец, первой с  инициативой возрождения памятника императрице Екатерине II, воссоздания его, как утраченного, выступила партия «Союз» (непосредственно заместитель председателя КРО партии -  Владимир Клычников). А  2 июня 2007 в Симферополе состоялась церемония закладки камня в основание будущего монумента.  Мэр присутствовал на этом торжественном театрализованном  мероприятии и клятвенно заверил, что памятник   не сегодня–завтра  появится на пъедестале.
 Правда, бравурный тон речей Геннадия Александровича несколько  попритих, когда группа  ненавистников  истории нашего Отечества (а такая сволота всегда находится)  пригрозили мэру,  уничтожением  памятника.  Вместо того, чтобы возбудить уголовное дело против шантажистов, публично угрожавших совершить акт вандализма,  тема была спущена на толерантной козе. А вопрос скорого открытия памятника так и завис в чиновьичих кабинетах.

«С глубоким почтением и уважением…»
 В первый раз  с просьбой  растолковать причины задержки начала строительства монархисты обратились в мэрию в 2007 году. Ответ на обращение был благожелательным и оптимистическим: «…Изучение исторической справки материалов «Предпроектных предложений к размещению воссоздаваемого памятника императрице Екатерине II-й», выполненных Крымской КАРМ института «Укрпроектреставрация» свидетельствует о глубоком почтении и уважении к личности императрицы Екатерины II-й в период создания памятника со стороны духовенства, местных властей, дворян, офицеров, состоятельных людей, интеллигентов, гимназистов и крымскотатарской общественности.
 Решение, принятое исполнительным комитетом Симферопольского городского Совет №1438 от 25.05.07г. «О разрешении УКСу городского совета сооружение памятника Екатерине II в Центральном парке культуры и отдыха», соответствует требованиям действующего законодательства.
 Статус памятника Екатерины II-й определен как местного значения, поскольку г.Симферополь основан по указу императрицы Екатерины II-й от 25 мая 1785г., в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 апреля 1999г. №700 «О программе возрождения выдающихся памятников истории и культуры Украины», а также с Разделом 2 «Порядка сооружения (создания) памятников и монументов», утвержденным совместным Приказом Госкомитета Украины по строительству и архитектуре и Министерства культуры Украины от 30.11.04г. №231/806, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины от 15.12.04г. № 1588/10187. В настоящее время работа по воссозданию памятника продолжается…».

Русская народная традиция?
 Но пролетели  два года. За это время  памятники  Екатерине II открыли в Одессе и в Севастополе, а что же в столице Крыма?   С уже дежурным вопросом неугомонные  «ревнители»  снова обратились к мэру и в середине прошлого месяца получили официальный ответ, содержание и тональность которого несколько отличались от ответа 2007 года :
 «На Ваше обращение о воссоздании памятника императрице Екатерине II Исполнительный комитет Симферопольского городского сообщает: во исполнение решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета №1438 от 25.05.07г. «О разрешении УКСу городского совета сооружения памятника Екатерине II в Центральном парке культуры и отдыха» на территории Центрального парка культуры и отдыха был установлен памятный знак, закладной камень, на месте, где будет восстановлен памятник. Принимая во внимание сведения по истории создания памятника Екатерине II, исполнительный комитет Симферопольского городского совета следует сложившейся традиции сооружения памятников на средства благотворительных пожертвований».
 Задержимся на последнем предложении. Возможно, первый памятник Екатерине II  и был сооружен с привлечением народных пожертвований. По традиции. А потом пришли большевики и по своей «традиции» памятник уничтожили.
 Должны ли горожане вновь по традиции  собирать деньги на памятник? Ведь речь идет не о новом сооружении, а о возрождении старого, в том виде,  в котором его видели наши предки, и средства на который уже собирали.
 Логичнее городским властям (грубо говоря, правопреемникам городских властей, с чьего согласия памятник в 1921 году был уничтожен)  просто вернуть памятник горожанам, без очередных копеечных сборов-поборов. Как это сделать? Мой вариант в конце статьи.
 К слову, представители партии «Союз» и других политических организаций полуострова выступили с проектом, который предусматривал «выделение целевых ассигнований из бюджета Автономной Республики Крым на восстановление в г. Симферополе памятника  императрице Екатерине II». Это предложение принято  не было…


Рублевая популярность
 Но вернемся к письму: «Принцип сооружения памятников на средства благотворительных пожертвований с одной стороны подтверждает популярность личности, память которой увековечивается, с другой стороны вложения средств жертвователей являются своеобразной охранной грамотой по отношению к будущему объекту».
 Давайте разберемся. Нужно ли симферопольцам подтверждать (и кому подтверждать-то?) популярность личности, основавшей город? И что это за рублевая популярность --   как «Караоке на майдане»?
 А как же «глубокое почтение  и уважение к личности императрицы Екатерины II-й  со стороны духовенства, местных властей, дворян, офицеров, состоятельных людей, интеллигентов, гимназистов и крымско-татарской общественности»?  И у кого, к примеру,  при установке бюста русофоба Григоренко на площади Советской спрашивали  о степени популярности в Крыму   генерала-шизофреника?   
 Что же касается основателя города (любого города), то будь он монарх или разбойник,  он всегда будет популярен у горожан  основанного им поселения.
 Настораживает еще одно сочетание: «охранная грамота  по отношению к будущему объекту»?   Неужели для сохранения законно установленного памятника нужны какие-то охранные грамоты? Разве законы страны не предусматривают охрану памятников и наказание за их порчу?

Открытие памятника --  в  2509 году?
 Читаем дальше: «С целью накопления благотворительных пожертвований в 2007 году открыт расчетный счет для накопления благотворительных и спонсорских взносов. Производство работ по воссозданию памятника ориентировочно составляет более 1,5 миллионов гривен, соответственно, стоимость проектных работ - 150 тысяч гривен. В период с 2007 по июнь 2009 года на счет поступило 6 тысяч гривен, что недостаточно для размещения заказа на проектные работы». Коллеги из одной крымской газеты посчитали, что если сбор средств будет продолжаться в таком же темпе, то на возведение памятника уйдёт …пятьсот лет!
 И под занавес немного «позитива»: «Исполнительный комитет Симферопольского городского совета постоянно ведет работу осуществляя переговоры с потенциальными инвесторами и спонсорами, но в условиях глубокого экономического кризиса, к сожалению, тема благотворительности не получает должного развития. По мере накопления необходимого количества ассигнований работа по воссозданию памятника Екатерине II будет продолжена».

Было бы желание
 Но и в последнем пункте письма  Геннадий Александрович слегка лукавит.   При желании мэр мог бы  вести работу  «с потенциальными инвесторами и спонсорами» более настойчиво. И не мне, рядовому журналисту, учить бывалого хозяйственника как действовать  в подобных ситуациях. Даже сейчас, в условиях  «глубокого экономического кризиса» мэр мог бы собрать руководителей предприятий города и, воззвав к их  патриотизму,  убедить  принять активное и незамедлительное участие в восстановлении памятника.
 Примерно такими методами  было восстановлено Симферопольское братское кладбище  воинов, павших в годы Крымской войны. И Геннадий Александрович принимал в его восстановлении активнейшее участие. Честь и хвала ему за это! Почему бы не повторить подвиг хозяйственника и в деле восстановления памятника Екатерине Великой? Нет, мэр выбрал лучший способ защиты --  нападение: по сути назвал горожан жлобами и раструбил о том, что,  дескать симферопольцы  не хотят «возвращения памятника  Екатерины», потому, что вяло жертвуют на его создание.
 Один из авторов проекта, народный депутат Олег Родивилов, коротко но емко прокомментировал сегодняшнюю ситуацию вокруг памятника. Отвечая на наш вопрос, он заметил, что причина  долгостроя, в первую очередь не в отсутствии средств, а в «боязни городских и крымских властей нарушить неписанное соглашение с фракцией «Курултай-Рух».

 ***
Опубликовано в газете "Крымское время" в июле 2009 ("Сказ о жадных симферопольцах  и  заботливом мэре")