Диптих Петрухи и Гюльчатай

Мария Антоновна Смирнова
ОН

Соблюдай по адату приличия,
Ешь хурму или книгу читай.
Повернись ко мне узеньким личиком,
Расскажи о себе, Гюльчатай.

Словно в танце, движенья отточены,
Жест руки -- как срывание роз.
Невозможная сказка восточная!
Я, похоже, влюбился всерьёз.

Облака проплывают баранами
Над далёкой сожжённой страной.
За песками седыми барханными
Примерещился образ мне твой.

Я для девок играл на гармонике
Там, где речки блестит полоса.
Уносили саврасые коники
Нас в родные густые леса.

И любил, и шутил неоглядно я,
Но в берёзовом милом краю
Ты мне снилась, краса ненаглядная,
Я предчувствовал поступь твою.

Были-сплыли весёлые ноченьки,
Про любовь я забыл на войне,
Но светили лучистые оченьки,
Словно звёздочки, в душу ко мне.

ОНА

Я в моём саду
Лишь одна из роз.
Быть нам, милый, врозь
В яблочном саду.

Яблока вкуси,
Мёда и вина...
В чём моя вина?
Господи, спаси!

Лишь одна из жён...
Где мой кто-нибудь?
Но жарой сожжён
Мой обратный путь.

Мудрость древних книг
Мне дарил Восток,
Но совсем поник
Тоненький росток.

Он к земле приник -
Беспощаден зной!
Где он, мой родник
С ледяной водой?

Где мой отчий дом
В тишине чинар,
Где забытый том
Мне отец читал?

Некуда бежать.
Сделай что-нибудь!
И удар ножа -
Словно милость - в грудь.

Может, был бы жив
В дальнем далеке...
Мы с тобой лежим
На седом песке,
 
И впитали кровь
Вечные пески.
Кончилась любовь
Трепетом руки,

Ветерком прошла
Мимо нас с тобой
И весной взошла
Блёклою травой.

29.12.11-1.01.12.


Петруха и Гюльчатай - персонажи кинофильма "Белое солнце пустыни" (СССР, 1970, режиссёр В.Мотыль). Он - красноармеец, она - младшая жена предводителя басмачей Абдуллы. Оба погибают от его руки.
В качестве иллюстрации использован кадр из этого фильма.