О книге Велесов Ключ. Сакральные ключи русских ска

Ольга Славянка
Отзыв о книге «Велесов Ключ. Сакральные ключи русских сказок», Арина Веста.

Я только что с интересом прочитала книгу Арины Весты «Велесов ключ, сакральные ключи русских сказок», М. Велигор, 2011г.

Книга представляет собой ценность. В ней собрано много гипотез, мифов и легенд о происхождении слов и сказочных образов. В каком-то смысле эта книга открывает в нашем восприятии слов «новое измерение», так что привычные образы начинают восприниматься иначе. Скажем, я раньше воспринимала «молочные реки и кисельные берега» как символ изобилия. А оказывается, что это атрибуты древнего похоронного обряда и по молочной реке вдоль кисельных берегов душа уплывала в царство мертвых. И это радикально меняет смысл сказки. И даже в простенькой сказке о репе, которую посадил дед, тоже зашит глубокий смысл: она говорит об утончении плодородного слоя во времена потопа. И еще что меня потрясло, так это открытие, почему колдуны так любили жаб – мне бы  не могло прийти в голову, что за этим стоит не фантазия, а химические свойства жабьего яда.

В книге собран огромный материал из истории многих времен и народов, к тому же в книге почти нет «воды», она плотно "упакована" фактами. Конечно, это гипотезы. Конечно, возможны ошибки при интерпретации. Я нашла  в книге три спорных момента. Название искусственного камня «фианит» происходит не от слова «свет», а  от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где этот камень был получен. Совпадение случайное, а, может быть, и не совсем случайное.

Что до бабы Яги, то в Интернете я вычитала, что это не славянская, а финская богиня. Слово «баба» - финского происхождения. В финском фольклоре была какая-то старуха «баба Ета», возможно, она и стала бабой Ягой. Также я читала, что именно поэтому, т.е. из-за своего иноплеменного происхождения, она обрела свои некрасивые черты и враждебный характер: она была «отрицательным персонажем» и до христианства, ибо ее избушка стояла на границе территории враждебного славянам племени. Возможно, ее людоедские привычки уходят в глубь веков, когда люди еще были людоедами и представители враждебного соседского племени на самом деле могли лакомиться славянскими детьми.

И третий спорный момент, который я обнаружила, так это «классовая интерпретация» ежегодного сражения Велеса с Перуном. Я понимаю это сражение иначе. Велес – олицетворение творческих сил, аналог Гермеса в греческой мифологии. А Перун – олицетворение сил справедливости, аналог Зевса в греческой мифологии. Но они имеют также аналоги и в восточной философии. В некотором отношении Велес – аналог женского начала «инь» в китайской и японской философии, а Перун – аналог мужского начала «ян(г)». Между этими началами существует связь типа единства и борьбы противоположностей. Они сражаются друг с другом, но и существовать друг без друга не могут.

И борьба Велеса и Перуна, на мой взгляд, отражает именно эту борьбу женского и мужского начал (янг и инь). Это очень глубокая аналогия.

Однако эти замечания не умаляют общей ценности книги. Там собрано много десятков ценных примеров, так что книга заставляет думать, а это очень редкое качество книг в наши дни. Как-то у нас выходит не слишком много умных книг. К тому же книга написана легким языком и не требует напряжения ума при прочтении.

Думаю, кто купит эту книжку, не пожалеет. Она есть в продаже в Интернете. 

http://shop.armada.ru/authors/37813/

Я лично прочитала ее запоем.