Новогодний серпантин

Зиновий Бекман
                Моим неизвестным читателям,
                среди которых  мои друзья, бывшие
                коллеги и соратники.
               





                Новогодний  серпантин

    Год в жизни человечества - это мгновенье, в жизни каждого из нас - это  заметная веха.
Наверное, поэтому мы так трепетно встречаем каждый День своего рождения и с надеждой на счастье и исполнения самого заветного желания – НОВЫЙ ГОД..
Ежегодная встреча Нового Года – это всегда особый ритуал и действо. В годы моей студенческой  юности, когда на смену патефонам  пришли радиолы и магнитофоны, излюбленной формой были коллективные, в складчину “ всеношники” , у кого- либо из друзей. Телевидение и, особенно, передача “ГОЛУБОЙ ОГОНЕК”постепенно превратили встречу Нового Года в семейный праздник  К сожалению, несмотря на внедрение   цветного телевидения, любимая многими передача с годами становится все более и более СЕРОЙ и зачастую бесцветной  После выхода на экраны страны фильма молодого  режиссера  Эльдара Рязанова.
“Карнавальная ночь” с Людмилой Гурченко в главной роли, новогодние карнавалы стали проводиться  в заводских, фабричных и студенческих Домах культуры. Память переносит меня в далекий 1959 год. Комитет комсомола Симферопольского музыкального училища
организовал костюмированный новогодний бал. Многое на нем было впервые в истории училища: и сам бал и  студенческий Джаз- оркестр под руководством   студента Леонида Кобеца, талантливого джазового аранжировщика ( после окончания училища работал в эстрадном оркестре Молдавии под руководством Шико Аранова). Чтобы получить разрешение директора училища  на создание такого оркестра , мне, как секретарю комитета комсомола, пришлось заручиться поддержкой секретаря Горкома комсомола. Вот такое было время. Настроение и веселье уже начиналось у самого входа в зал, куда можно было попасть, только съехав по специально изготовленной для этой цели деревянной горке, имитирующей снежный сугроб, наклонная поверхность которой  была натерта воском. Другой возможности попасть в зал не было .На следующий  день горка перекочевала в зал Горисполкома, где проводился новогодний вечер комсомольского актива города. Туда же был приглашен и наш студенческий джаз- оркестр, ставший сенсацией вечера.
         1962 год я встречал с коллективом Симферопольской детской музыкальной школы № 1.Директор школы Александр Семенович Налбандов, зная мою склонность к организации юморин и капустников,  пригласил меня принять участие в новогоднем вечере, хотя работал я в другой школе. Сам Александр Семенович был большим выдумщиком, особенно юмористических  абракадабр, часто совершенно бессмысленных , но очень смешных. Позаимствовав сюжет с юмористической страницы
Литературной газеты, он решил поставить балет ”Спящий красавец”. Cамо название балета  уже интриговало,  настраивая на шутливый лад. Я не помню подробностей сюжета, но в нем каким-то невероятным образом сплеталась судьба главного героя, красавца-  разбойника, скрывающегося под видом “курортника- дикаря” на Южном берегу Крыма, с судьбами крымского хана Гирея и его жены Заремы(  по мотивам поэмы А.С. Пушкина  “Бахчисарайский фонтан” и одноименного балета Асафьева).
Для постановки балета Александр Семенович пригласил известного в городе балетмейстера А.М. Рионского. Александр Моисеевич охотно откликнулся на приглашение, но  увидев состав исполнителей,  развел руками и стал отказываться. И лишь, когда ему объяснили, что это будет “капустник”,  согласился и, даже, сам исполнил роль Хана Гирея. В заглавной роли весьма убедительно  выступил молодой педагог школы, скрипач Борис Чечик. Роль Заремы исполнила педагог- теоретик Нелли Гальперина. Ее природная женственность, грация, мягкие движения и великолепная коса( ниже пояса) способствовали созданию обворожительного образа  любимой жены хана Гирея. Должен признаться, что ее коса и легкость, с которой она вальсировала, не на один год вскружили и мне голову. ( Ах,  молодость, молодость!)
    Так как события развивались на фоне жизни южного курортного города, в котором скрывается наш герой, прозвучали куплеты  “курортников- дикарей” (на музыку к песне высотников из к/ф  “Высота”) Удивительно, но по прошествии  пятидесяти лет, я их не забыл:
               
                Мы не туристы и не дачники.
                Профком путевок нам не дал, не дал.
                Мы”-  дикари”, мы неудачники,
                Которым   Крым, к несчастью мал.
               
                Сдают нам будки и собачники.
                Мы рады каждой конуре, норе,
                В очередях стоим мы мрачные.
                Нам все удобства во дворе 

                С утра бежим мы в чебуречную,
                Где каждый с нами груб и  зол, и зол
                И там едим глазунью вечную,
                Держа в кармане фталазол.

                Любовь в Крыму не поощряется.
                Там фонарей кругом капкан, капкан.
                И пары в горы удаляются,
                Где страсть бушует, как вулкан.

Милиция преследует разбойника и, наконец, настигает его. Как апофеоз исполняется  “Танец маленьких милиционеров”( музыка П.И.Чайковского)

   На прогонной репетиции,перед самым приходом гостей, произошел весьма курьезный случай. Исполнитель главной роли Борис Чечик, забыв одеть плавки, натянул на себя вместо балетного трико  женские колготки, сквозь которые, как с экрана цветного телевизора, просматривались все его мужские "прелести". Зайдя в комнату, граничащую со сценой, где женщины готовили закуски к праздничному столу, он обращаясь к ним спросил: “А что если я так выйду на сцену?” Когда они его увидели - не  представляет труда догадаться какой случился припадок истеричного  смеха. Секретаря школы пришлось успокаивать  каплями валерьянки, а жене директора, у которой обострилась мигрень, вызывали ”скорую.”
Как всегда в самый последний момент,  наряжая ЕЛКУ,   вдруг, обнаружили, что пропала коробка с елочными игрушками. Не растерявшись, мы украсили ее гирляндами, серпантином, дождем, а вместо елочных игрушек повесили шкалики с водкой, куриные зажаренные пулочки,  кружочки сырокопченой колбасы и конфеты. "Бакалейно- гастрономический" наряд елки пришелся по вкусу всем гостям, особенно, когда начали разыгрывать елочные призы. Балет и Елка гармонично вписались в общий юмористический настрой вечера, подарив нам всем много улыбок, смеха  и незабываемого веселья
.
    Прошли годы, я перешел на работу в эту школу и более тридцати лет проработал   в разных ипостасях:
педагогом, завучем, председателем профкома и, наконец, директором. И все эти годы
я был организатором и автором большинства новогодних капустников, ставших доброй традицией школы. Тематика капустников отражала  жизнь школы,
 ее проблемы. Жанр был самый разнообразный:
оперная пародия, сценки, агитбригада, монологи и т.п.
  Несколько примеров: Завуч школы РАДЕЕВА Л.М. руководит школьным хором, целыми днями кружится по школе, вся в заботах( в школе более 700 учеников и около 100 педагогов), перебегает с одного урока на другой. В словаре русского языка С.И. ОЖЕГОВА слово РАДЕТЬ означает: совершать обряд с песнопением, беганьем и кружением. Комментарии, как говорят, излишни.
     Перестроечное время.  В школе сломаны почти все стулья. Новых не достать. Женщины ежедневно рвут  платья, колготки и чулки. Вместо стульев администрация школы покупает где- то небольшие табуретки. Рождаются  юмористические куплеты на  музыку к песне “Сижу на полустаночке..”:
                Порвала платье серое,      
                Чулочки безразмерные,
                Колготки тоже в клочья издрала
                Теперь скажу, девчоночки,
                Порвала я юбченочку
                Отсюда вот, до самой…Да! Да! Да!
                На стул всегда сажусь, как на ежа.
                Теперь на табуреточке,
                Как воробей на веточке,
                Но снова я не знаю, что со мной
                А слезы так и катятся
                И вам должна признаться я,
                Что мало табуретки мне одной.
                Что мало табуретки мне одной.

Директором школы был Дмитрий Петрович МАЛЫЙ и в то же время в школе работал
концертмейстером   Юрий Михайлович  СЛАВНЫЙ.
Я написал небольшую репризу и вложил ее в уста популярных тогда Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны, блестяще исполненных педагогами школы Юрием Савутиным и Марком Осетинским.

    -  Наш директор  СЛАВНЫЙ  МАЛЫЙ. Говорят – у него абсолютный слух.
    -  Это ты, Маврикиевна, о ком говоришь?
    -  О МАЛОМ, конечно, нашем директоре.
    -  А причем тогда СЛАВНЫЙ?
    -  СЛАВНЫЙ, конечно не причем,  Авдотья Никитична Но когда тебе человек нравится, можно сказать, что он СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ. Теперь понятно?
     - И теперь не понятн. Кто же все- таки тебе нравится? СЛАВНЫЙ или МАЛЫЙ?
     - Да МАЛЫЙ, конечно.
     - Чего же ты, Маврикиевна  к нему СЛАВНОГО прилепила, ежели тебе нравится   
         МАЛЫЙ
      -Мне, собственно, и СЛАВНЫЙ нравится и о нем можно сказать, что он СЛАВНЫЙ
        МАЛЫЙ.
      - ДА какой же он МАЛЫЙ, ежели в нем  роста  метр девяносто.
      -  Авдотья Никитична, Вы хотите меня сегодня в эту предновогоднею ночь довести до
         инфаркта. Я не имею ввиду рост СЛАВНОГО, а то, что он МАЛЫЙ СЛАВНЫЙ,
       -Бог с тобой Маврикиевна ,это ты меня доведешь до  этого самого, до инсульта
           Что ты их друг от дружки оторвать никак не можешь. Давай оставим  СЛАВНОГО   
           и МАЛОГО в покое
         - Вы хотите сказать обоих СЛАВНЫХ МАЛЫХ
         - Вот именно, Маврикиевна, и вспомним для чего мы вышли на эту сцену
         - Ой, вспомнила, Авдотья Никитична, чтобы сказать нашим друзьям и коллегам
         
ВМЕСТЕ::

          -  С НОВЫМ ГОДОМ!.