О водке и китайцах

Алексей Богословский
Выпить и закусить – две отрады человечества. Конечно, женщины ничуть не менее важны, но и им выпить хочется. Чтобы выпить, нужна бражка. Например, смесь ячменного солода и ячменной муки варится, густую смесь разбавляют водой, добавляют дрожжи, перебродит – получим пиво. Вино это по сути тоже бражка из виноградного сока. Бражку делают много из чего – слив, яблок, фиников, сахарного тростника, картофеля, тыквы, кактусов, манго, ананасов. Хотя в основном соревнование шло между пивом и вином. Вино крепче, виноград дешев, зато пиво не кислое, меньше раздражает желудок, его пьют с удовольствием даже в странах, где виноград растет в изобилии. Древние цивилизации Ближнего Востока с удовольствием потребляли и вино, и пиво. Скорее всего, пиво изобрели в северных странах, где традиционно выращивали ячмень, а ячмень выращивают даже в Тибете и раньше до прихода тюркских кочевников выращивали в Сибири и далее на запад вплоть до Британии. Вино изобрели в Средиземноморье.

Дальше мы имеем четкую традицию перегонки бражки в самогонку. До этого народ мучился и добавлял в пиво и вино мухоморы для крепости. Существует теория, что религиозные воззрения древних во многом вызваны глюками от настоек мухоморов. Во многом эта теория связана с изучением кумранских рукописей. Сушеные мухоморы легко перевозятся, а идеи, вызванные разными настойками и наркотиками тоже легко распространяются. Также существовала традиция сочетания бражки и конопли, которую в просторечье теперь именуют на американский манер марихуаной. Есть разные способы потребления марихуаны и гашиша. Один из способов это добавление наркотика в напитки. Хотя правоверные мусульмане ныне, кроме курения, используют безалкогольный метод – варят листья и стебли конопли в молоке. Главное, что существовало много методов усиления воздействия относительно слабых алкогольных напитков, а крепкие напитки, вроде сорокоградусной, стали эту традицию вытеснять. Кстати, в Чехии только в 14 веке запретили добавлять мухоморы в пиво, да и то уследить за нарушителями можно было только в городах. Тут бы мне выдвинуть теорию, что появление крепких напитков во многом способствовало развитию в Европе атеизма и секстанства, но это только оборотная сторона отказа от вредных для здоровья мухоморов.

В Средневековье и позднее мы имеем четкую закономерность. Какая бражка, такая водка. Бражка из ячменя создала виски, бражка из вина коньяк, граппа  и массу иных напитков, включая чачу. Мы все знаем сливовое вино, бражка из слив привела болгар к созданию национального напитка ракии-сливовицы. Кстати, пьется лучше ракии из виноградной бражки. Бражка из сахарного тростника породила традиции производства рома. Учитывая урожайность сахарного тростника и низкие цены в колониях, не удивимся традиции капитанов выдавать морякам ром. Ром на флоте вытеснил виски и виноградную водку. Китайцы на юге страны выращивали рис, а на севере самым дешевым зерном был вид проса – гаолян. Отсюда разнообразие китайских водок, прежде всего, рисовой и гаоляновки. Естественно, до принесения в Китай из Европы традиций пивоварения пили китайцы не только водки, но и бражки из риса и гаоляна. Даже чайник изобрели, чтобы эти напитки разогревать и разливать по чашкам. Индийцы гонят самогон из тропических фруктов. Получается гадость, зато стоит дешево. Вот эта логика очень заметна. Гоним из того, что под рукой. Арабы исподтишка делают вино из фиников и финиковую водку. Но производство качественных напитков требует определенной свободы, а тут им мешает мусульманство, поэтому у них тоже проблемы с качеством. Монголы приноровились гнать водку из прокисшего молока. Увы, кочевое хозяйство заставляет спешить, поэтому молочная водка не популярна. Для самогонного аппарата больше подходят традиции оседлой жизни.

Популярность водки вызвана русской традицией накваситься. Из кваса элементарно производится алкогольная бражка. Её крепость достигает 5*. Как пиво, только надо побольше класть в будущий квас ржаного солода. Фактически, алкогольный квас повторяет технологию производства пива, а почти безалкогольный больше основан на использовании ржаного хлеба. Квас можно сделать крепким как темное пиво, то есть варить надо не только ржаную муку и ржаной солод, а добавить мед. Это сейчас для темного пива используют сахар, а раньше мед стоил дешевле сахара не только на Руси, но и в Европе. Из ржаной бражки потом стали гнать водку. Настоящая водка это русский напиток настолько, насколько именно квас является русским напитком. Наглые поляки забывают, что они гнали больше бражку из пшеницы. У них климат теплее, а пшеница урожайнее ржи. С квасом у них плохо. Совпадение названий это ещё не совпадение содержания бражек. Настоящая водка, то есть самогон из ржи крепостью в 60* настолько понравился немцам, что они раструбили о напитке по всей Европе.

Сейчас настоящую водку в магазинах купить невозможно. Водка в магазинах делается из ректифицированного спирта, который производят из зерна и картошки. У нас давно ушли от традиций, а поляки с финнами обнаглели настолько, что протолкнули в Европе решение считать истинной водкой только водку, произведенную из пшеницы, картошки и ржи. Сами понимаете, ректифицированный спирт можно получать из разных продуктов, при хорошей очистке спирт из вина, свеклы, кукурузного сиропа или сахарного тростника ничуть не хуже подходят для «водки». Однако, истинную водку можно сделать только из ржи, точнее, из кваса. Борьба за «чистоту» водки это только борьба с конкурентами.

Водка и квас в России не сразу вышли на первые позиции. Сперва им пришлось выдержать долгую конкуренцию с медом. Производство меда и его предельная дешевизна вызваны особенностями средневековой торговли. На 10-20 килограмм меда пчелы тратят жалкие сто грамм воска. Воск это свечи, вощеные нитки, вощеные ткани, которые до обнаружения в Южной Америке каучука использовались для плащей и масса других, ценных вещей. На воск существовал большой спрос, а его перевозка при сочетании цена-вес были удобны для торговли. Не важно, что в остальных странах тоже производили мед и воск. Именно воск всегда были готовы купить. Естественно, когда появилось христианство, спрос на воск стал особенно устойчив. В России были большие пространства земли. Воск, судя по документам Новгорода Великого вывозился сотнями тонн. Во многом экспорт меда способствовал возникновению деревень.

Изначально деревня это кусок вырубленного или выжженного леса. Кто освободил землю от леса, тот и владел ею. При Иване Грозном большинство деревень были нежилыми. То есть, это место для пасеки. Там ставили домик, чтобы сохранить пчел зимой. Главное, там не пасли скот. Скот и косьба трав уничтожают цветы. Только потом место пасеки начинали заселять. Ставили избушку для ночевки, заводили огород, чтобы не таскать с собой все продукты. Кто-то селился и т.д. Пасеки переносили дальше в лес и вырубали под них новые куски леса. Именно спрос на воск диктовал производство меда, поэтому очень долго медовуха (бражка из меда) была дешевле или в одну цену с пивом и квасом. Отсюда традиция пить меды, то есть бражки из меда и самогон из меда. Эта традиция стала угасать со времен Ивана Грозного, когда в устье Двины появились англичане и голландцы. Они стали активно вывозить красную рыбу, лес, деготь, лен. Экспорт воска как продукта удобного для перевозки стал терять своё значение. А далее, в петровское время стало выгоднее даже вывозить зерно, чем тратить земли на пасеки. Плотность населения возросла. Производство медовухи сошло на нет.

Открытым остается вопрос об изобретателях перегонки бражек в самогонки. Естественно, здесь вопрос схож с вопросом об изобретение седел. Это изобретение приписывают арабам 11 века, однако, на китайских картинах 6-7 вв. мы уже видим прототипы будущих седел – задняя и передняя лука, жесткое сидение. На Ближнем Востоке и в Европе изобретение усовершенствовали, а не были создателями идеи седла. Затем приписали себе изобретение, как это сделал английский доктор Кондом, хотя презервативами пользовались ещё древние греки. Нечто похожее мы имеем с самогонкой – самые примитивные самогонные аппараты созданы китайцами. Это не случайно, поскольку эти аппараты созданы с помощью весьма передовых гончарных традиций. Именно Китай славился керамикой и умением создавать качественные гончарные изделия особо больших размеров. Аппарат прост – нижний сосуд из глины, сверху ставится другой сосуд. Внизу пламя. Вода в нижнем сосуде нагревает бражку в верхнем сосуде, сверху верхнего сосуда крышка со специальным отводом пара. Спирт кипит при 70*, вода при 100*. Пары спирта конденсируются снизу верхней крышки и по желобку стекают в подставленную чашку или иную емкость. Толстая глина как у греческих амфор не удобна, так как слишком толста, много надо тратить дров и трудно следить за температурным режимом. В пользу Китая говорит также традиция подогревать бражку в чайнике с крышкой. Пары спирта оседают на крышке чайника, образуются капли самогона, достаточно лизнуть крышку, чтобы понять, что эти капли составляют квинтэссенцию бражки. По-видимому, арабы просто заимствовали китайское изобретение и выдали за своё. В их климате традиции подогревать бражку отсутствовали. Точно также у европейцев отсутствует традиция подогревать пиво, а глинтвейны стали популярны, когда появилась возможность долить в вино коньяк или водку.

В этих условиях становится понятным, почему в Китае не прижилась традиция производства виноградного вина. Крепкая водка легко вытесняет вино, а бражкам это сделать труднее. Виноград в Китае есть, однако, виноградное вино настолько позднее потрясло китайцев своей необычностью, что они назвали вино португальским спиртным (путаоцзю), потом этот термин дал новое название винограду, которое вытеснило прежние. Для истории России это важно, поскольку самогонный аппарат мог попасть в Россию отнюдь не из Европы. На Восток из России вели свои торговые пути. Важнее, что в Европе стали широко применяться медные змеевики, которые вытеснили старые методы. Классический самогонный аппарат 18-19 вв. стал в России популярен по мере падения цен на медь и прочие металлы. Ещё раньше глиняные самогонные аппараты стали менять облик из-за падения цен на железные котлы. В итоге, мы даже не знаем время начало производства водки в России и формы первых самогонных аппаратов. Пытаются приписать время изобретения водки 15 веку, но могли начать гнать раньше в 11-12 веках. Причем, гнали сперва самогон из медовухи. В любом случае, появлением водки мы обязаны прежде всего изобретателям кваса и, скорее всего, китайцам, любящим слизывать капли спирта с крышки чайника.

Кстати, на Украине до сих пор особенно популярна форма самогонного аппарата, напоминающая о первых временах самогоноварения. Кастрюля накрывается вогнутой во внутрь крышкой, на дно наливается брага, посередине ставится тренога с миской. Кастрюля ставится на огонь, пары спирта конденсируются на крышке и стекают в миску. Возможно, именно так выглядели первые китайские аппараты с китайской традицией делать треножники. Эта традиция хороша, но прежде всего для металлических сосудов. Так что, китайцы не зря её усовершенствовали. Зато в России произошло разделение традиции производить квас как напиток без особого содержания спирта и традиции производства водки. Бражка для перегонки в спирт делается без той тщательности в рецептуре, как хмельной квас или обычный квас. Обычный квас основан прежде всего на ржаном хлебе, а хмельной на солоде ржи. Слово «накваситься» стало нормой языка, а реальный хмельной квас вытеснила водка. Пиво сохранилось в качестве обычной запивки, поскольку самогонка из пива в России не стала пользоваться популярность, да и пиво делали не особо крепким. Следы взаимосвязи кваса и водки настолько утерялись в сознании людей, что даже Вильям Похлебкин не смог связать два очевидных явления.