От Сталинграда до Люксембурга ч. 24 Спецпроверка..

Николай Бичехвост
 
     ч.24 СПЕЦПРОВЕРКА
 
     Битком набитый людьми, пропитаный жарой, гарью и потом, эшелон доставил репатриантов в немецкое поселение Альтенграбов.
     За их спинами остались остановки во Франкфурте на Майне, Купферберге… Теперь вот Альтенграбов.
      Подьезжая сюда, слышали они, что в Альтенграбове раньше располагались военные лагеря. Перед войной это было крупное место по подготовке сухопутных и воздушных  гитлеровских войск. А когда шла война, здесь размещались в конюшнях советские и польские пленные. Это был шталаг (стационарный лагерь) Альтенграбов под номером 11-А.
         Недалеко находился еще лагерь, в нем содержались девушки, угнанные с Украины и Польши. Они и военнопленные "горбатились" на заводе по изготовлению боеприпасов. Весной  1945 года американские части освободили невольников, и территория была передана в советскую оккупационную зону.

         В Альтенграбове отправили Татьяну с прочими на советский фильтрационно-проверочный пункт. Местные жители старались не попадаться под горячую руку, а то и ногу, освобожденым заключенным и потоку репатриантов,  из которых многие были не против "пошпынять и пошманать энтих  кровопийцев".
         Обитали все в казармах, в отштукатуренных помещениях, и Татьяна с любопытством разглядывала стены. Они были исчерканы сверху донизу фамилиями и надписями  военнопленных и репатриантов.    
         Татьяну, как и всех, сотрудники НКВД, обалдевшие от людского вала, выпытывали, что она делала в плену, и почему так долго находилась… А чем другие занимались... и не доносил ли кто немцам и полицаям… Брали отпечатки пальцев, намазывали черной краской и откатывали на листке бумаги. Фу!
       В подробных опросах и объяснениях тянулся каждый божий день.
       По рукам  репатриантов ходила невесть откуда взявшаяся замусоленная фотография. Все с любопытством разглядывали снимок. На нем в их пункте была снята красивая группа девушек-репатрианток, человек восемьдесят. Все улыбающиеся, в белых блузках и плиссированных юбках. Ну, как на показ! А над ними лозунг: «Спасибо великому Сталину за наше освобождение от фашистского рабства».
       Кто-то из смотревших не удержался:
        -  А хто же руководыв, шо мы в цэ рабство попалы, а?..
       На него зашикали, стали оглядываться по сторонам, нет ли вдруг НКВДэшников…

    Как-то Татьяна со знакомой зашли в дальний двор между бараками.Сверху палило солнце. В тени, возле стены барака внезапно увидели огромную кучу разной обуви, как ботинки,туфли, босоножки... Но не новой, а поношенной и распарованной. На набросанной вверху обувке видны были бурые пятна, похожие на кровь. Над ней роились большие зеленые мухи. И пахло чем-то неприятным.
      Татьяна на мгновенье ощутила мороз по коже. Как говорят, будто кто-то наступил на твою могилу...
      Они переглянулись и, подозревая самое страшное, молча развернулись, и чуть ли не бегом покинули то злополучное место. Придя в себя, поняли, что обувь была с убитых немцами заключенных.

      Как автор, решил удостовериться я, не ошиблась ли ненароком мать, вспоминая такие страшные вещи.
    Вот что встретил я в стенограмме заседаний Международного Военного трибунала от 1946 года в разделе обвинения «Преступления против мирного населения».   
      Приготовьтесь услышать факты злодеяний нацистов. 
      В конвейере смерти лагере Освенцим, расположенном возле красавца г. Кракова, было 35 специальных складов, в которых сортировали и упаковывали одежду и обувь с мертвецов. Немцы перед своим отступлением сожгли 29 таких складов.
     При захвате лагеря войсками Красной Армии в уцелевших складах было обнаружено 348  тысяч (!) комплектов мужской одежды и 836 тысяч женской. А так же 38 тысяч пар мужской и 5,5 тысяч пар женской обуви.
     Все эти вещи принадлежали замученным и убитым людям Франции, Югославии,России, Чехословакии…   
 
     Кроме того, здесь стояло семь заполненных под самый верх вагонов одежды  и постельных принадлежностей, предназначенных вот-вот для отправки населению в Германию.   
     По документам только в течение 47 дней, в лагере было обработано для посылки в Германию детского платья и белья  99 тысяч комплектов, женского белья - 192 тысячи и мужского белья 222 тысячи комплектов.
     Всего же более 500 тысяч комплектов. Полмиллиона загубленных душ?!

    Здесь же обнаружены 293 тюка запакованных волос общим весом семь тонн. Волосы эти были срезаны со 140 тысяч(!) умерщвленных женщин.
               
       «...C 1943 года немцы с целью промышленного использования несгоревших костей стали дробить кости и продавать фирме „Штрем" для переработки в суперфосфат. В лагере найдены документы на отправку в адрес фирмы „Штрем" 112 тонн 600 килограммов костной крошки от человеческих трупов". 
      За время функционирования этой колоссальной фабрики смерти гитлеровцы уничтожили, в том числе сожгли в пяти дымящих крематориях, около 4 миллионов человек различных стран.
 
       ...В другой раз к вечеру Татьяна с подружкой пошли вглубь территории - и остановились!
       Перед ними виднелись длинные темные рвы, засыпанные рыхлой землей. Девчата словно кожей чувствовали что-то неприятное. Почему-то надо рвами летали и каркали стаи черных ворон. Вокруг бараков сгущались мглистые сумерки. Резкими порывами налетел ветер. Взглянув еще раз на рвы,  заполоненные воронами, они быстро пошли обратно, не оглядываясь. 
        - Что же там могло быть,- допытывалась Татьяна у старших ее возрастом.
      Люди сходились во мнении, что это, наверное, захоронение заключенных. Ведь с началом войны здесь устроили лагерь заключенных, вот и остались огромные могилы-рвы.   
     Действительно, в этом шталаге 11-А содержалось 62 тысячи человек, из них 22 тысячи русских.    
 
       Еще документы, имеющие отношение ко рвам в нацистских лагерях.
      «Всюду, где это было возможно, они сжигали трупы. Там, где этого сделать было нельзя, могилы тщательно маскировались дерном или зелеными насаждениями. Земля, которой были засыпаны могилы расстрелянных, выравнивалась специальными машинами и гусеничными тракторами».
      Вот как во рвах совершались те массовые убийства. Лагерь Майданек.
       «...3 ноября 1943 г. в лагере было расстреляно 18 400 человек. Из самого лагеря было взято 8400 человек, а 10 тысяч человек было пригнано из города и из других лагерей...
     Расстрел начался с утра и закончился поздно вечером. Людей, раздетых догола, эсэсовцы выводили группами по 50 и 100 человек к рвам, укладывали на дно рва лицом вниз и расстреливали из автоматов. На трупы укладывалась новая партия живых людей, которые также расстреливались. И до тех пор, пока рвы не заполнялись...»

     А что же в Альтенграбове, бывшем шталаге 11-А, в котором Татьяна наткнулась на следы засыпанных рвов, спросите Вы?
          Разгадку разыскал я в следующем документе. Цитирую.

"                РАССЕКРЕЧЕНО.    Без права публикации.
  копия
                АКТ
         С 9 по 14 октября 1947 года  главный судебно-медицинский эксперт Группы Советтских Оккупационных войск в Германии майор м/с Аносова, и.о. суд. мед. эксперта СВАГ майор м/с Иниев, ст. лейтенант м/с Кругляк, врач эксперт суд.мед. лаборатории ГСОВГ Симанский, на основании предложения председателя комисии по расследованию фашистских злодеяний в шталаге11-А полковника Пилюгина,
       ознакомились со следственным материалом, произвели осмотр мест массового захоронения трупов советских военнопленных шталаг11-а, находившихся на территории артполигона, вблизи деревни Алтенграбов и произвели массовую эксгумацию их..."
    Теперь, полагаю, нам понятно.
    Читатель, только 1 сентября 2009 года в Альтенграбове открыли мемориал погибшим в застенках Stalag XI A, Altengrabow.   

     Увиденное здесь (а наверно и пережитое ранее), не прошло даром для впечатлительной Татьяны. Обостренная к тому же беременностью, она день от дня  чувствовала сильное недомогание. Ночью виделись кошмарные сны, бомбежки и трупы, она металась и вскрикивала. Просыпалась вся в поту, измученная тяжкими сновидениями.
   Женщины, что постарше, посоветовали обратиться к коменданту лагеря, чтобы он отправил ее побыстрее на Украину с ближайшей группой.
       Она колебалась, а потом махнула рукой: Спрос в лоб не ударит – и пошла!
       К ее удивлению, этот офицер, пристально посмотрев на нее и ее документы, отнесся внимательно. Хотя вид у него был уставший.
       «Такой же замученный делами, худой, как и мой Федор», - подумала она.
      Задав ей несколько вопросов,  он вынул из коричневого сейфа папку с какими-то бумагами, вникал...
       Часы на стене отстукивали минуты, отчаянно билась о стекло и жужжала муха.

            Офицер захлопнул папку.
            - Котова, тебе просто повезло. Почему?
              Поступило указание освобождать из лагерей инвалидов, стариков и беременных. Поскольку за  тобой не числится никаких преступлений,  будешь отправлена к месту своего жительства.

        Из здания начальства она летела на крыльях!            
    Теперь она сможет ехать домой! Никто не будет задерживать ее. Теперь она тоже человек, а не остовка под номером 855!
      В который раз всматривалась она с улыбкой в выданное ей на бумажке удостоверение. 

                НКВД СССР
                Проверочно-фильтрационный пункт
                Город Альтенграбов

                УДОСТОВЕРЕНИЕ

                Выдано Котова Татьяна Петровна
 
                Год рождения 1927 место рождения: Запорожская область
                Пологовский район  с. Чапаевка в том, что она по прибытию
                из Германии Дюссельдорф с 11 августа по 30 августа 1945 года
                содержалась в 223 проверочно-фильтрационном пункте НКВД СССР
                и следует к избранному месту жительства, Запорожская область
                Пологовский район село Чапаевка

                Начальник проверочно-фильтрационного пункта (подпись)

       Вскоре довольные и прилично одетые женщины, обремененные чемоданами, мешками и сумками, с шумом и гвалтом, расталкивая друг дружку,  залазили в вагоны. Причем в каждый вагон набирали ехавших в одно место, область или край. Татьяна с попутчиками в свою  Запорожскую область уселась с вещами и облегченно вздохнула...

     Судьба оказалась благосклонной к Татьяне. Да, она  с болью слышала, что в других пунктах к женщинам свои же военные относились наплевательски, а то и по-хамски.
      Это тогда получила широкое распространение порочная поговорка: «Война все спишет».  Сколько же страданий пришлось перенести молоденьким дечатам!...
        "В лагерь прислали полдюжины юных, 16-18-летних украинок, которых немецкие и румынские оккупанты за пару лет до этого вывезли в офицерский дом терпимости в румынском городе Галаце".
   
   Тот же август, тот же год. Советские пункты приема, жестокосердные.
         Письма женщин из этих мест. 
     «Кажется, никогда за время войны не приходилось так тяжело жить, как в настоящий момент. Когда мы работали на фабриках, то получали пищу получше. Мы уже не можем двигать ноги. Кормят плохо. Обращаются, как с собаками…
       Ходим, как мухи, объевшиеся червивым борщом, которого за три года в Германии не видели…
     Люди не дорожат своей жизнью, многие уже покончили с собой. Каждый боец хочет иметь девушку, которой он не стоит, а о высшем начальстве и говорить нечего. Девушки не поддаются и многие за это сидят в темных и холодных подвалах. Люди мрут, как мухи. (12. 08. 45. Островская Н.М.);
       «…Живем очень плохо, питание ужасное, дают хлеба триста граммов в день, горячая пища три раза в день – полтора литра наполовину с червям, с сушеной брюквой и красной капустой.
   Сказать по правде, мы получали (питания) гораздо лучше и сытнее. Очень многие девушки лежат в больнице, при смерти от голода. Все девчонки грязные ходят, скоро заедят вши. Очень многие покончили жизнь самоубийством.
   Поживу неделю и покончу жизнь свою, так как жизнью не дорожу.
Прошу передать маме, что дочь умерла при освобождении русскими.
   Для чего я буду жить, если каждый боец и офицер оскорбляет последним словом. Нас совершенно не считают за людей… Многие девушки падают в обморок в строю». (13.08.45. Гелах Н.)

      Спешили в сторону Советского Союза эшелоны из бывшего Гитлеровского Рейха,  доставляя репатриантов, в том числе из Люксембурга. А в сторону Люксембурга   формировались на железнодорожных путях вагоны, чтобы вывезти домой люксембургских военнопленных, заключенных в лагерях страны Советов.
 
    О содержании в суровых лагерях под Тамбовом люксембуржцев, призванных в ряды Вермахта, еще мало известно.    
      Поэтому матушка моя с большим вниманием слушала о них, таких знакомых ей  в ту войнную пору, людях, загибающих в холодных лагерях России.
            А рассекреченные материалы архивов рассказывают вот что …

             На фото. Возвращение репатриантов ( снимок из Интернета)

Продолжение здесь:  http://www.proza.ru/2012/01/02/902