Самый светлый фильм о войне Children of Huang Shi

Лилия Внукова
Самый светлый фильм о войне Children of Huan Shi

Фильм «Дети Хуанг Ши» это предельно-жизненная история. Сейчас, когда в кино так много компьютерной графики и нереальных рассказов – о других планетах и других мирах, фэнтэзийных или виртуальных – этот фильм непривычно выделяется. В основу его положены реальные исторические и биографические факты. О китайско-японской интервенции вообще мало говорят и пишут. Европейский зритель (в лучшем случае) лишь слышал, что вот-де была такая война. А чаще всего вообще ничего не знает об этом конфликте.
 
«В 1937 году английский журналист Джордж Хогг (Джонатан Рис-Майерс) попадает в Китай, не подозревая, что уже через несколько месяцев на эту страну нападут японцы, а сам он окажется в плену.(…) Реальная история, случившаяся с воспитанниками приюта Красного Креста в Нанджине в 1938 году, – совместное детище кинематографистов Австралии, Китая и Германии. Не удивительно, что в проект были привлечены как китайские, так и европейские звезды. Джонатан Рис-Майерс и Рада Митчел благодаря этому фильму записали себе в актив возвращение в настоящую драму, да и Юнь-Фат Чоу, Мишель Йео и красавицу Гонг Ли в «Детях Хуанг Ши» никак нельзя назвать просто статистами». (*по данным интернета)

Главный герой фильма Джордж Хогг (*актёр Джонатан Рис-Майерс), английский журналист, оказавшийся в Китае в дни Японской интервенции. Он сторонний человек, и более того – человек не военный по своему воспитанию. Выпускник Оксфордского университета, из любопытства и ради интересного репортажа приехавший в Загадочный Восток (загадочный и притягательный  для любого европейца, и до сих пор). Предельная историчность сценария, и предельная реалистичность всех картин, которые доводится видеть мистеру Хоггу во время своего путешествия.

Выйдя в прокат, фильм мало рекламировался несмотря на звёздный актёрский состав (и европейского, и китайского кино). В современной киноиндустрии широко рекламируют лишь то, что мало связано с реальной жизнью. Нам позволено (и постоянно советуется) смотреть про инопланетян, про виртуальную реальность, и т.д. и т.п. – и всё больше погружаться в неё. НО когда дело касается социальных вопросов, тем более политики двух соперничающих держав, Японии и Китая, о, нет!, такой товар рекламировать не станут! Как всегда, в большинстве сценариев, которые выбирает Джонатан Рис-Майерс – в фильме затрагиваются вопросы сложные, социальные, полемичные. И – в этих фильмах всегда есть ясная гуманистическая идея. Хотя главный герой может быть человеком сложным, или отрицательным, или вообще не человеком (как в фильме «Shelter»).

Вся сложность главной роли Джорджа Хогга в том, что это герой исключительно-положительный. Почему-то (такова традиция) отрицательных героев играть легче, эти характеры получаются ярче, выразительнее. Сыграть жизненно положительного героя трудно. В фильме живость характеру главного героя придают его искреннее простодушие и простота, и  некоторые комедийные сцены. Несмотря на то, что фильм о войне , причём о войне на восточный манер, где не в традиции жалеть врагов и щадить пленных – это самое светлое кино.
 
Для местных жителей мистер Хогг наивный европеец, не знающий ни слова по-китайски, со смешной фамилией «Свин». Волей военного, непредсказуемого времени этот «мистер Свин» оказывается заброшенным в позабытый всеми детский приют. Картины жестокой бойни над мирными жителями Китая – переворачивают представление о мироустройстве ещё очень молодого человека. Теперь, оказавшись в заброшенном приюте для беспризорников, он видит и другой, ужасный лик войны: сиротство. Хочет – или не хочет мистер Хогг заниматься этими детьми, у него нет выбора. Он единственно-взрослый, единственно-образованный человек в этом приюте. Взрослых нет. Дети предоставлены сами себе.
 
В этих сценах фильм очень напоминает «Педагогическую поэму» по книге Макаренко, замечательного советского педагога. Война всегда сопровождается разрухой, и взглядами голодных, осиротевших детей. Есть и в «Детях Хуанг Ши» этот позитивный мотив советских фильмов: «построить светлое будущее», и «преодолеть все трудности». Мотив коммуны, позитивного труда, и счастья в труде – а не в безделье. Впрочем, мудрость, что счастье в труде,  для Китая далеко не нова.

Есть в фильме и герои, отвечающие идеалам советского кино. В фильме, параллельно с основной сюжетной линией, развивается любовная история, любовный треугольник: англичанин-учитель, герой-комиссар, и, приехавшая с миссионерской миссией в Китай, медсестра-англичанка (*актриса Рада Митчелл). Но несколько пафосный героизм комиссара подтачивает (непонятная, особенно европейцу) военная жестокость. Комиссар слуга политических сил, несмотря на все свои положительные качества. И это – уже НЕ традиция советского кино, и, явно, делает этот фильм неоднозначным для китайцев (так же как для европейцев). Одно героический комиссар говорит мистеру Хоггу : «Ты благородный человек, так же как я». То есть и хорошо воспитанный, но и по крови – благородный, ты ещё и по крови своей можешь стать лидером. На Востоке, конечно же, до сих пор есть это почитание благородной крови потомков. И это довольно смело – вложить в уста комиссара такие слова!, это делает образ комиссара совсем другим, чем привычно-коммунистическим.

Он – воин. Война его привычное дело, в традиции его благородных предков. Образ комиссара выражает  силу «янь» в человеке. В то время как «инь» -- вторую силу, выражает Учитель, мистер Хогг. Он не сражается, он ничего не разрушает, и не прокладывает пути. Он – ждёт, и терпеливо созидает. Так Джордж Хогг ПО-НАСТОЯЩЕМУ прикасается к восточной мудрости, к тому миру, который он так хотел узнать.  И он достигает наивысшей точки уважения на Востоке, становится Учителем. И в реальном, и в чисто духовном ключе. Это то испытание, и та школа, которую должен пройти сам мистер Хогг.
 
 В восточной традиции, в фильме нет чёткого разделения характеров на чёрный – белый, хороший – плохой. Но есть общий враг: японская интервенция, и раздор внутри страны, помогающий внешней, чужеродной силе, поработить Китай.
Хогг не принимает методов борьбы комиссара. Все испытания, что Джордж проходит на китайской земле, не ожесточают его сердце, а делают только гуманнее и чище, и это свойство только истинно-добрых, лучших сердец в мире.
 
В итоге фильма зритель совершенно понимает, что смотрит не «Педагогическую поэму». А если и Педагогическую Поэму, то в совершенно новом ключе. Итог фильма переворачивает все предположения зрителя.

Джонатану Рис-Майерсу, исполнителю главной роли мистера Хогга, удалось показать изменение, рост этого человека, до самых высоких духовных вершин. В относительно-короткий период своей жизни (потому что война это сверх-ситуация),  Хогг переживает многое, так концентрированна эта  полученная мудрость. В конце фильма Хогг становится героем, именно эпическим героем, уже в совершенно-европейской традиции. И даже более того: в традиции духовной и христианской. В этой точке – гуманизма – соприкасается Восток и Запад…  И исчезает всякое различие между ними. Остаются только высоко-гуманные  вопросы, философские.
 
Кульминационная сцена фильма происходит в заброшенном, но всё равно прекрасном храме, возле исполненной величия статуи золотого Будды. Джордж Хогг – человек другого мира, другого вероисповедания и воспитания – своими поступками, своими мыслями и духовностью – наполняет этот  храм, наполняет веру – жизнью, а жизнь – верой. Потому он говорит детям и любимой женщине: «Я счастлив».  Потому что смог создать в своей жизни что-то действительно-значимое, для всех. В этом цель жизни человека вообще.
 
Фильм завершается документальным рассказом детей Хуанг-Ши  о своём Учителе, англичанине мистере Хогге. Спокойный рассказ этих, уже постаревших, проживших жизнь людей, их память о Джордже Хогге, теперь уже передающаяся из уст в уста, и по всему миру  -- сильнее всякого вымысла.

В наше время кризиса положительного героя в искусстве, такой фильм очень необычен, и совершенно необходим. Он убедительно показывает зрителю ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО героя. И не где-то там, в выдуманных мистических далях, а здесь, в нашей земной жизни.  Показывает  тот идеал,  свет, к чему нужно стремиться.

 
………………………………………………………

Видеоинтервью Джонатана  Entrevista a Jonathan Rhys-Meyers - Children of Huan Shi (*перевод Оксаны Каплуновой)

"Персонаж  Джордж  Хогг, которого я играю, это центральная личность, тот тип человека, который хотел рассказать миру, западному миру, о войне. Но в действительности жизнь оказалась сложным путешествием, это больше, чем эмоциональная история. И ничего не приходится делать, кроме как спасать ограниченный мир 60 детей. Сложно объяснить поведение, и то, как отреагировать на эти чувства. Я думаю, история раскрыла передо мной несколько причин, по которым я захотел сниматься в этом фильме. Я хотел поработать с Роджером, я думал, что Китай может быть приключением, и то, что возможность посетить эту страну -- это определенно обогатиться впечатлениями, пообщаться с китайскими актерами, китайской группой, людьми. Играть Хогга, британца, молодого националиста, с дипломом Оксфорда, я подумал, что эффект истории, именно, в развитии взаимоотношений. Что может человек сделать для человечества, соорудить или разрушить. Если кто-то, будь то эпический Александр Великий начал ставить преграды чьей-то устремленной мечте, то, судя по становлению истории, это вело только к усилению эффекта, выдвигалась обида, ну не знаю, обида его матери. Обида усиливает желание добиться желаемого.

Мы исследовали эту историю, ее жизнь, факты, внесли отвлекающие моменты, которые являлись промежуточными эмоциями. Да, поведение эмоционально, но и сцены сражений, стрельба, взрывы бомб, сбрасываемых с самолетов, убийство людей, самоубийство -- это все действовало, как отвлекающие моменты. В действительности, главное личные взаимоотношения людей. Основная тема-то обычное время, эта история очень притягивает из-за своих различных эмоциональных моментов. Она была направлена на то, чтобы увидеть людей, показать, как один человек способен изменить мир. И, если хотя бы один человек сделает хотя бы одну хорошую вещь в жизни, это то малое, что может сразить насилие и жестокость, сделать мир лучше».  (*перевод Оксаны Каплуновой)

2 июня 2008
Жизнерадостный Рис-Майерс … с детьми

Тридцатилетняя звезда «Тюдоров» сейчас снимается в исторической драме «Дети Хуанг Ши»(* The Children of Huang Shi (2008) ). Он играет героического журналиста, спасающего шестьдесят китайских детей-сирот.

--Как вам съёмки в Китае?

--Вы внезапно понимаете, что это действительно очень далеко от дома. Не то чтобы Большой Брат следит за тобой всё время. Нет никакого большого брата, который мог бы наблюдать за миллиардом человек сразу. Но есть много братьев (*вокруг тебя).

--Это совсем другая роль, чем роль эгоистичного негодяя Генри?

--Меня весьма порадовало то, что я мог заботиться (*в этой роли) о ком-то, кроме себя любимого! ) И дети были невероятны. Их не волновало десять нынче утра или час, они всегда смеялись.

--Вы готовы к собственным детям?

--Я не уверен в этом. Дети не нуждаются в вашей работе, или няньке, они нуждаются в вас. Пока вы не можете дать им того, что принесёт и вам, и им пользу, следует избегать такой ответственности.

--Стало быть, вы не желаете бросать свои ленивые воскресенья? )

-- Нет (*не желаю) )) Я ленивый парень! Видите, на мне даже сейчас майка на которой написано «Ленивец» ("Lazy")

(*перевод Л.Внуковой)

……………………………………………………………
Дети Хуанг Ши / The Children of Huang Shi  2008  Историческая драма (Германия, Австралия)
Режиссер: Роджер Споттисвуд / Roger Spottiswoode; сценарий: Simon van der Borgh, Джеймс МакМанус, Джейн Хоуксли;  продюсcер: Артур Кон, Йонг Эр, Лиллиэн Бернбаум;  оператор: Чжао Сяодин, композитор: Дэвид Хиршфелдер.
В ролях: Джонатан Рис-Мейерс, Рада Митчелл, Чоу Юн-Фат, Мишель Йео, Гуан Ли, Мэтт Уокер, Анастасия Колпакова, Пинг Су, Имаи Хидэаки, Сеихиро Хасимото.
«В 1937 году английский журналист Джордж Хогг (Джонатан Рис-Майерс) попадает в Китай, не подозревая, что уже через несколько месяцев на эту страну нападут японцы, а сам он окажется в плену. Однако китайским товарищам удается спасти неосторожного иностранца. И Хогг, в благодарность, ввязывается в Китае в самую сложную и опасную миссию из всех, которые случались в его жизни.
Он становится начальником приюта для шестидесяти китайских мальчишек-сирот: лечит их, учит грамоте и в конце концов, когда японские войска подходят совсем близко, отправляется вместе с ними на север, в горы. Журналисту и нескольким десяткам детей предстоит преодолеть 900 километров по продуваемой ветрами, заснеженной пустыне. Только ценой таких невероятных усилий он и его воспитанники могут остаться в живых, а мальчишки – еще и избежать возможности попасть на фронт.
Реальная история, случившаяся с воспитанниками приюта Красного Креста в Нанджине в 1938 году, – совместное детище кинематографистов Австралии, Китая и Германии. Не удивительно, что в проект были привлечены как китайские, так и европейские звезды. Джонатан Рис-Майерс и Рада Митчел благодаря этому фильму записали себе в актив возвращение в настоящую драму, да и Юнь-Фат Чоу, Мишель Йео и красавицу Гонг Ли в «Детях Хуанг Ши» никак нельзя назвать просто статистами.
Но особое влияние история китайских детей оказала на всех сотрудников ООН, Красного Креста и других благотворительных организаций, которые сегодня работают в горячих точках. Именно дело Джорджа Хогга во многом предвосхитило современные методы помощи детям в бедных странах. А история англичанина остается вдохновляющим примером и образцом того, как надо поступать, когда вокруг гремят взрывы и свистят пули.» (*по данным интернета )