566 километр. Баку. Мозаика будней

Виктор Ковтуненко
   У читающих мои истории может сложиться впечатление, что мы на точке только тем и занимались, что пытались "воспитывать" командиров и сослуживцев. Конечно это не так. Бывало и воспитывали, еще чаще командование нас воспитывало. Но описываемое лишь яркие вспышки, на фоне монотонных будней. Когда изо дня в день видишь одни и те же горы, лица, тундру. Смены, похожие как генетические близнецы. Однако именно из этих серых камешков будней складывалась удивительная мозаика. Без особого изящества, грубоватая, с острыми гранями о которые так легко пораниться. Но почему многие, кто был там не могут забыть ее, в мыслях или во снах снова и снова возвращаясь в то ушедшее прошлое. Я в этой главе постараюсь выложить несколько "камушков" из этой мозаики.

   ЧАЙНИК.
   Вроде бы безделица, но ночное чаепитие - ритуал лишь внешне уступающий японским церемониям. Куда уж нам простым солдатам до церемоний под сакурой. И гейш нет, и чай не тот, да много чего нет. Только было в этих чаепитиях нечто, уверен совершенно недоступное японцам с их жесткими ритуалами.
   Вот только одна проблема. Чайник был одновременно заварником. Заваривалось разное. От индийских трех слонов до грузинского 2 сорт. Между этими полюсами попадались "72", "36", растворимый кофе (редкость страшная), какао. От старой заварки чайник лишь слегка споласкивали (вода на точке всегда больной вопрос) и через некоторое время на стенках образовывался неаппетитный налет. Выход был найден простой и изящный. К нашему счастью, советские электрочайники не имели защиты от перегрева ТЭНа. И офицеры,особенно одинокие, частенько их палили. ТЭНов было не достать, чайники стоили недорого, деньги особенно тратить было некуда. Покупался новый электрочайник,  старый выбрасывался на свалку. Время от времени на эту свалку посылался боец, выбирал "товар" получше, ТЭН переставлялся, чайник мылся и всех делов. 

   ЗАВЕТНАЯ ТУМБОЧКА.
   В зале ВВО (водо-воздушного охлаждения) стояла самая обыкновенная тумбочка. Именно туда складывались продукты для ночного чаепития. Продуктов закупалось с избытком, поэтому все, что оставалось складывалось обратно. Неписанный закон гласил - все что осталось после ночи принадлежит дневной смене. Естественно прием дежурства начинался именно с осмотра тумбочки. Аппаратура могла подождать, че этим железякам будет. А вот если тубочка была пуста или почти пуста: "... нееее, так дело не пойдет смены не принимаем!!!". Шутка конечно. Нередко прием смены начинался с "закусывания". Зампотех Вокуев неоднократно пытался прекратить подобную порочную практику. Но разве можно побороть традицию?

   ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
   Излюбленное блюдо ночных чаепитий - молдавские консервы "Сладкий перец фаршированный рисом и морковью в томатном соусе". Восхитительная вещь. Только был один нюанс. Банку следовало вскрыть ПЕРЕД разогревом на калорифере. Однажды утром меняю смену Мастера, его радист Саша Новиков заводит меня в зал ВВО и показывает следы томатного соуса на потолке (высота метра 4 с половиной). Поставили разогревать закрытую банку. При попытке открыть загаженным оказалось все в радиусе 3 метров. Ничего страшного, зато зал хорошо помыли, форму постирали. До потолка к сожалению не добрались...

   СТИРКА.
   Постирать повседневную форму - еще та проблема в армии. По идее можно было сдавать на стирку стрелку стиральщику. Но перед этим спороть пуговицы, погоны, петлицы. И кому это Щастье надо? Поэтому радисты и дальники стирались на смене. В том же зале ВВО набираешь воды горячей из системы охлаждения передатчиков, стираешь с применением щетки и мыла на полу, затем форма вешается в воздушный калорифер через технологический люк на специально установленный там тремпель. Через полчаса прибывания в воздушном потоке достаешь сухую и гладить почти не надо. И это временами пытались прекратить. Но вы уже знаете про традиции. Тем более, что в процессе стирки хорошо отмывались полы.

   ВОЛШЕБНЫЙ ШНУРОК.
   После ночного чаепития появлялась почти неодолимая потребность позвонить домой. Для этого на большинстве точек применялся громоздкий девайс в виде переделанного номеронабирателя. Но ведь это сокровище надо прятать, а при проверке ТЗ прятать быстро. В общем "горэ та й годи, як казала моя тетя". При этом отличный номеронабиратель стоял на стойке, но использовать его было невозможно. Для звонков нужны были два генератора. Один для вызова, другой для набора, и главное их одновременное включение в канал для сброса. Невозможно, пока Капустин не обнаружил в одном из ящичков на задней стороне стойки странный шнурок с тремя штекерами. ВОЛШЕБНЫЙ ШНУРОК. С его помощью кто-то когда-то придумал  звонить. Потом сакральное знание было утеряно, и восстановлено совершенно случайно.  Мой начальник смены Зуев доработал этот шнурок, а я нашел решение с генератором набора. Дело в том, что для набора использовалась нестандартная частота и приходилось доставать блок генератора, переставлять фишку, а в случае "шухера" судорожно возвращать обратно. Внимательно изучив документацию на аппаратуру уплотнения, я обнаружил, что если основной блок генератора отключался, то автоматически включался резервный. Решение было простейшим. На резервном была установлена частота необходимая для звонков, при необходимости позвонить блок основного генератора чуть выдвигался, включался резерв и вперед. В случае опасности основной блок небрежным движением сапога возвращался на место, волшебный шнурок прятался в карман. Никто никуда не звонит.

   ЗАНЯТИЯ.
   По ночам сменные инженеры главной станции, инженеры регламентных расчетов и прочие дежурные узлов и центров проводили занятия. Дабы личный состав окончательно не впал в анабиоз с последующим размягчением мозгов. После пары месяцев непрерывного дежурства в качестве начальника расчета я мог не хуже Цезаря выполнять одновременно несколько дел: отвечать на вопросы на занятиях, читать газету, закусывать при этом печеньем, и на слух контролировать работу аппаратуры. Что и отражено на фото. Между прочим за то занятие я получил "отлично". P.S. если посмотреть внимательно на фото можно увидеть за моей спиной тот самый номеронабиратель требовавший волшебного шнурка.

   УБИЙСТВЕННАЯ СМЕНА.
   Иногда удача демонстрировала свою золотую косу и ночная смена превращалась в кошмар. Какое там чаепитие, звонки домой и чтение газет. В одну из смен на "Туле" проводили регламентные работы на передатчике, очень неудачно. Пошли помехи, а инженер регламентного расчета натворивший все это не давал вывести его на чистую воду. Если учесть, что у меня в смене были молодые и не очень толковые радист и дальник, ночь превратилась в ад. Я уже на них и ругался и кидал сапоги. Бесполезно. Раскрытые рты и круглые от ужаса глаза. Приходилось носиться как Найда на привязи. Только вместо двора - немаленькое ТЗ. Наконец, утром пришел зампотех, подключил анализатор сигнала, (то что мне не давали сделать всю ночь) и вывел "махинатора" на чистую воду. Ну а я, пошатываясь, побрел со своей сменой на заслуженный отдых.