Чёрное пятно британской истории

Лев Израилевич
   Корабль "Эксодус" с бывшими узниками лагерей смерти. Фото: exodus 1947.org

Таких пятен в многовековой истории Британской империи немало. Но я расскажу лишь об одном. Если можно его так назвать - еврейском. Да и то вкратце.

Накануне Второй мировой войны в Палестине проживало 475 тысяч евреев, что составляло примерно 40% численности всего населения этого края. По большей части то был народ легальный. Иными словами родившийся на Святой Земле или прибыший сюда на законном основании.

Однако наряду с легальной иммиграцией в Палестине существовала и нелегальная. На иврите её называют «Ха-апала». Что в буквальном переводе значит - «дерзновение». Иногда нелегальную иммиграцию называют в Израиле «Алиёй Бэт», т.е. репатриацией №2.

Заселение Палестины без согласия властей началось давно. Ещё при турецком владычестве. С 1882 года турецкие власти, за очень редким исключением, не разрешали евреям из Восточной Европы селиться на Земле Израйлевой.

В лучшем случае им позволялось лишь кратковременное пребывание в стране. Многие еврейские идеалисты, религиозные и нерелигиозные,  пользовались этим обстоятельством. Получали краткосрочную визу на въезд для посещения святых мест, а затем оставались в Палестине.

Во времена британского мандата  власти урезали иммиграционную квоту на въезд евреев практически до минимума - 15 тыс. в год. Эта цифра никоим образом не соответствовала печальной действительности. Особенно в Европе времён, когда  нацисты приступили к «окончательному решению» еврейского вопроса.

Рост желающих переселиться на историческую родину принял лавинообразный характер. На Землю Израйлеву стремились уже не только по каким-то там религиозным или сионистским убеждениям. В массе своей европейские евреи элементарно спасались от концентрационных лагерей и газовых камер.

В 1934 году, сразу же после захвата Гитлером власти в Германии, общественное сионистское движение "Ха-халуц" (пионер) провело первую нелегальную доставку евреев в Палестину морским путём. Для этой цели было зафрахтовано греческое судно «Велос».

Экипаж корабля успешно справился с задачей. Греки без каких-либо проблем доставили из Европы на Землю Обетованную 350 нелегальных репатриантов. Под охраной бойцов подпольной военной организации «Хагана» они высадились на заветный берег.

В 1937-39 гг. доставкой нелегальных репатриантов успешно занималась организация сионистов-ревизионистов Зеева Жаботинского. Особенно активно – её молодёжное движение «Бейтар». Молодым еврейским ребятам удалось перевести в Эрец-Исраэль около трёх тысяч евреев. В конце 1938 года в рядах «Хаганы» появилась структура «Мосад ле алия Бэт» (Организация нелегальной иммиграции). Её руководителем стал Шауль Авигур.
 
С началом Второй мировой войны британский военно-морской флот стал нести сторожевую службу у берегов Палестины. Основной целью, естественно, было уничтожение фашистских кораблей и особенно подводных лодок.

Однако не менее активно англичане боролись и с нелегальной доставкой евреев из Европы. Королевский флот Великобритании строго следил, чтобы ни один корабль с «незаконными евреями» не смог приблизится к палестинским берегам.

По печальной иронии судьбы первые пули, выпущенные британскими моряками с началом Второй мировой войны, убили не фашистов, а нелегальных еврейских иммигрантов. Случилось это в самый первый день войны. Судно «Тайгер Хилл» с 1417 репатриантами на борту было обстреляно британским сторожевым кораблём. Двое пассажиров погибли. Десятки получили ранения.
 
Большинство тихоходных безоружных посудин, перевозивших «нелегалов», перехватывались в море британскими сторожевиками. Под дулами орудий они вынуждены были менять курс на 180 градусов и возвращаться в порты отплытия. Нередко английские моряки обстреливали судна упрямых капитанов, дабы заставить их повернуть на обратный курс. Случалось, что боевые корабли  англичан, да и не только англичан, даже топили их.

Подобных трагедий во время войны произошло немало. Тогда некогда было выяснять причины произошедших бедствий. Искать виновных. Тем более их наказывать. Да и мировое общественное мнение в эти годы интересовало совсем другое. Так что до сих пор «герои» тех давних трагических событий так и остались в тени истории.

Тем не менее сами события дошли до нынешнего поколения живущих. Вот только наиболее значимые из них. В ноябре 1940 года три шедших из Румынии судна с 3642 беженцами из Центральной Европы были захвачены британскими военными кораблями. Судна были отконвоированы в хайфский порт. Всех пассажиров вывели на берег и арестовали.

Через пару дней 1770 евреев были погружены на старенький французский пароходик «Патрия». Боевики «Хаганы» решили помешать отплытию. Устроили диверсию. В машинном отделении они заложили заряд взрывчатки. Однако силу взрыва не рассчитали. В ветхой обшивке дряхлой посудины образовалась большая пробоина. Судно моментально пошло ко дну. 267 пассажиров утонули.

А вот ещё одна печальная история. 23 февраля 1942 г. советская подводная лодка потопила небольшое парусно-моторное судно "Струма" с 769 беженцами на борту. Спастись удалось лишь одному человеку. http://www.proza.ru/2012/01/22/1582

Корабль был арендован гражданами Панамы супругами Дорой и Барухом Конфино для перевозки еврейских беженцев из Румынии в Палестину. На борту кроме пассажиров находилось 10 человек экипажа. Судно принадлежало Болгарии, но плавало под панамским флагом.

«Струма» вышла из румынского порта Констанция и направилась к берегам Палестины. В турецких территориальных водах ее двигатели заглохли. По просьбе капитана корабль отбуксировали в Стамбул. Произошло это в конце декабря 1941 года. Это была на редкость холодная зима.

Под усиленной полицейской охраной корабль простоял в гавани 71 день. Ни одному пассажиру ступить на турецкую землю власти не разрешили. От голодной смерти пассажиров «Струмы» спас самоотверженный турецкий еврей Симон Брод.

Ему удалось "договориться с таможней". Симон регулярно доставлял продукты на корабль. Однако как потом оказалось, от смерти он беженцев не спас. К огромному сожалению, парень только отстрочил гибель несчастных людей на пару месяцев.

Английские власти, в конце концов, настояли на том, чтобы корабль освободили и вывели его из гавани. Турки подчинились. Однако выполнили требование англичан по-садистски. Они просто обрезали якоря. «Струма» без радиосвязи, с неисправными двигателями, без запасов провизии была отбуксирована в открытое море.

Буквально у устья пролива Босфор ее заметила советская подлодка «Щука» и выпустившая торпеду в направлении судна. Выстрел оказался точным. Неисправная лоханка тут же пошла ко дну. 10 членов экипажа и 768 пассажиров утонули. Спастись удалось только 19-летнему Давиду Столяру. Невероятным образом юноша в ледяной воде смог проплыть несколько километров и живым выбраться на берег.

В 1978 году в Воениздате вышла книга Ванеева Г.И. "Черноморцы в Великой Отечественной войне". Вот что я обнаружил в ней на стр.299: "Подлотка Щ-213"(командир капитан-лейтенант Д.М.Денежко, военком политрук А.Г.Родимцев) с рассветом 24 февраля обнаружила вражеский транспорт "Струма" водоизмещением около 7 тыс.тонн, шедший без охранения.

Транспорт был атакован из подводного положения с дистанции 6 кабельтовых. Торпеда достигла цели. Транспорт вскоре затонул.(Отделение ЦВМА,ф.32,д.1971,л.26-27). Особо отличились старшина торпедистов главный старшина В.Д.Жернов, командир отделения старшина 1-й статьи Г.Г.Носов, торпедист краснофлотец И.М.Филатов".

В годы Второй мировой войны существовала и, так сказать, сухопутная нелегальная иммиграция. «Мосад ле алия Бэт» доставил подобным образом в Палестину 3,5 тыс. евреев из Сирии, Ирака и Ирана.

После окончания Второй мировой войны нелегальная иммиграция вновь приобрела широкий размах. Основную массу репатриантов теперь составляли евреи, которым удалось избежать газовых камер и крематориев. Они выжили в лагерях смерти, но семьи подавляющего большинства из них погибли. Дома были разрушены. Собственно, возвращаться им было некуда. Единственным относительно безопасным местом оставалась Святая Земля.

 Однако попасть туда было далеко непросто. Путь на историческую родину был тернист и опасен. Он состоял из двух этапов. Вначале с помощью так называемой «организации Бриха» изможденных полуживых людей переправляли на морские побережья Средиземного и Чёрного морей. В Италию, Францию, Румынию, Болгарию, Югославию и Грецию. А уже оттуда они в битком набитых кораблях, большинство которые точнее назвать «лоханками», отплывали в Палестину.

С апреля 1945 года по январь 1948 года «Моссад ле-Алия Бет» отправила в Палестину из Европы 63 корабля. На их бортах находилось около 25000 беженцев. И тут надо отдать должное высокому профессионализму экипажей сторожевиков ВМС Её Величества Британской Королевы.

Они перехватили 58 кораблей с полуживыми евреями. Только пяти кораблям выпало еврейское счастье прорвать блокаду, и успешно подойти к палестинскому берегу. Точнее встать на рейде невдалеке от него. Из 25 тыс. беженцев иммигрантами, пусть даже нелегальными, повезло стать не более 5 тыс. человек.

Перехваченным кораблям англичане, правда, разрешали причаливать в портах Палестины, а пассажиры даже спускались на берег. Но затем всех нелегалов под конвоем интернировали в огромный спецлагерь Атлит.  Неподалёку от Хайфы. В августе 1946 года британские власти начали депортацию на остров Кипр этих несчастных людей, которым некуда было податься.
 
На крупномасштабные операции по доставке в Палестину нелегальных иммигрантов британские власти ответили резким ужесточением мер по перехвату судов с нелегалами. Евреи, как правило, молодёжь оказывали сопротивление английским морякам, бравшим на абордаж перехваченные корабли.

 Это приводило к многочисленным жертвам среди иммигрантов. Особенно упорное противодействие британским матросам в рукопашных схватках оказали пассажиры кораблей «Латрун», «Хаим Арлозоров» и «Теодор Герцль». Силы, разумеется, были неравными. Крепкие тренированные морские коммандос и полускелеты, прошедшие через лагеря смерти.

 Тем не менее английским морякам порой приходилось туго. Но не меньше доставалось и правительству Её Величества Королевы. Такие инциденты быстро становились достояниям прессы. Они наносили серьёзный урон, как говорят теперь, имиджу Великобритании. Особое возмущение мировой общественности вызвала судьба парохода «Эксодус». Вот краткая история этого печально знаменитого рейса.

 В начале 1947 года сионистские организации купили у американцев судно "Президент Уорфильд»" и переименовали его в «Эксодус». Так на греческом языке называется финал трагедии. После ремонта корабль с 4515 пассажирами на борту вышел из французского порта Марсель курсом на Палестину.

Вообще-то, корабль был рассчитан всего лишь на 500 человек. На палубе невозможно было передвигаться из-за тесноты. Большую часть времени беженцы проводили в трюме, в маленьких каютах, плотно забитых лежанками. Но на них лежали только дети, старики и все те, кто стоять уже не мог. Но люди мужественно переносили все лишения. Они были сильны духом, и полны оптимизма.

Вскоре обнаружилось, что «Эксодус» идёт под усиленной охраной. Точнее сказать – конвоем. Его сопровождало, немного - немало, ровно шесть британских эсминцев. Можно было подумать, что англичане арестовали судно, на котором бежала от возмездия верхушка Третьего рейха во главе с Гитлером.
               
На подходе к палестинским берегам матросы эсминцев пошли на абордаж. Евреям удалось отбить атаку. Тогда английские корабли отошли от «Эксодуса», а затем с близкого расстояния открыли огонь из пулемётов на поражение. Трое беженцев были убиты, более ста ранены.

Несмотря на обстрел, «Эксодус» продолжал идти прежним курсом. И лишь после того, как командир английской эскадры пригрозил потопить корабль, и  тут же предупредительным залпом из орудий подтвердил серьёзность своих намерений, капитан  «Эксодуса» Йоси Харель решил сдать судно. Однако к этому времени радист «Эксодуса» успел передать в Тель-Авив информацию о трагическом инциденте. Вскоре благодаря «Хагане» о нём стало известно всему миру.
               
Узнав о случившемся, министр иностранных дел Великобритании Эрнест Бевин решил преподать урок непокорным евреям. Он распорядился, чтобы бывшие узники нацизма не попали не только в Палестину, но даже в лагерь для интернированных на Кипр.

Министр дал указание всех пассажиров «Эксодуса» вернуть в Европу. Изможденных полуживых людей, лишь недавно освобождённых из концлагерей, опять заключили в тюрьму. На сей раз плавучую. Более 4,5 тысяч беженцев разместили на английских транспортных суднах, приспособленных под плавучие тюрьмы. Корабли направились к берегам Европы. Однако когда они прибыли в один из французских портов, евреи отказались сойти на берег.

Вот как описал немецкий журналист Руб Груббер жуткую сцену, свидетелем которой оказался: «… сотни истощённых полуголых людей имели такой вид, словно они находились в загоне с собаками. Обездоленные и потерянные, перебивая друг друга, люди кричали на всех европейских языках. Старые женщины и молодые мужчины плакали, не стыдясь своих слёз. Всех их обуревал  жуткий страх перед тем, что ждало их впереди…».

В конце концов, французские власти приказали английским кораблям с беженцами на борту покинуть порт. Английский министр Бевин внимательно следил за событиями этого печального рейса. Когда ему доложили о случившемся во Франции, Бевин цинично распорядился вернуть евреев обратно в Германию.

В Гамбурге вооружённые дубинками английские солдаты уже без всяких церемоний насильственно высадили полуживых людей на берег. Этой трагедией и закончился рейс «Эксодуса». К Эрнесту Бевину с тех пор приклеилось прозвище «Берген-Бевин» в память об одном из  страшнейших нацистских лагерей смерти Берген-Бельзен.

Ну и в заключение. После войны большинство немецких солдат, верой и правдой служивших фашизму, смогли свободно вернуться в родные дома. К своим жёнам и детям. А жертвам фашизма, которых нацисты в спешке просто не успели сжечь, победители запрели поселиться в единственном месте на земле, куда они могли вернуться.

И не только запрели. Но по дороге на историческую родину несчастных людей безжалостно топили, убивали и калечили. Тех же, кому повезло остаться относительно невредимыми, упекли в специальные лагеря для интернированных лиц. Кто бы мог поверить, что после сокрушительного разгрома фашистской Германии такое будет возможным!

Но у циничной британской политики была и оборотная сторона. Расправа над пассажирами «Эксодуса» оказалась для Великобритании пирровой победой. Подробные сообщения о трагедии во всех деталях передавались радиостанциями многих стран мира. Они вызвали мощную волну сострадания мировой общественности. Обеспечили широкую международную поддержку сионизма.

В Европе в это время находились более 250 тысяч еврейских беженцев, не сгоревших в огне Холокоста. Большинство из них стремилось попасть на историческую родину. Однако пока мандат на управление Палестиной находился в руках Англии, реализовать свои намерения несчастные люди могли только нелегальным путём. К сожалению, очень опасным. Спустя год было образовано государство Израиль. После чего еврейские беженцы смогли уже легально прибыть на Землю Обетованную.
 
В 1959 году Леон Урис опубликовал роман «Эксодус». Это повествование не только о трагической судьбе пассажиров корабля, но и о захватывающих событиях периода рождения Государства Израиль. По мотивам романа в Голливуде был снят художественный фильм, вызвавший огромный интерес у зрителей многих стран мира.

 В какой бы форме не излагалась история «Эксодуса» – научной, беллетристической, кинематографической либо иной – она всегда обладала невероятной силой психологического воздействия. Бывший министр иностранных дел Израиля Аба Эвен как-то сказал, что ничто так не содействовало росту произраильских настроений в мире как книга Леона Уриса «Эксодус».

26 апреля 2011 года на 90-м году жизни легендарный капитан «Эксодуса» Йоси Харэль скончался. Это была незаурядная личность. Харэль был не только первоклассным морским капитаном, но и одним из выдающихся израильских разведчиков. Скажу пару слов о нём.

Йосеф Харэль, настоящая фамилия Гамбургер, родился в 1919 году в Иерусалиме. Его предки прибыли на Землю Обетованную ещё в начале XVIII века. В 14 лет Йосеф вступил в ряды «Хаганы». Вскоре он присоединился к отрядам, которые занимались нелегальной доставкой евреев в Палестину.

Со временем Йоси Харэль стал отличным капитаном дальнего плавания. Он командовал четырьмя кораблями. Однако самый героический эпизод его деятельности по нелегальной доставке репатриантов на историческую родину связан с судном
«Эксодус». А всего благодаря усилиям Йоси Харэля на Землю Обетованную были благополучно доставлены свыше 24 тысячи евреев.

В конце 2011 года вышла в свет книга известного израильского писателя Йорама Канюка под названием «Исход». Это захватывающая беллетризованная биография легендарного капитана «Эксодуса» Йоси Харэля. История человека, который, по мнению писателя, был велик тем, что любил свой народ и свою страну намного больше, чем самого себя. Что для сегодняшних израильских, да и не только израильских, политиков бо-о-о-льшая редкость.

А вот известный еврейский поэт Натан Альтерман одну из своих баллад посвятил другому капитану. Итальянцу Ансальдо. Командиру корабля «Хана Сенеш». Он не раз с риском для жизни перевозил на своём утлом кораблике нелегальных еврейских иммигрантов. Вот фрагмент из баллады в переводе на русский:
 
                Ветер воет, как дьявол. Над морем туман.
                Мачты гнутся и стонут во мраке.
                Стой на мостике твёрдо, родной капитан.
                Будь готов и к штормам и к атаке!

                Ну-ка выпьем, ребята, за тёмную ночь.
                И за труд, и за риск без награды.
                За наш утлый кораблик, чтоб смог превозмочь
                Все заслоны, помехи, преграды.

                За матросов, что вахту несут на борту,
                Приводя наш корабль точно к сроку.
                Уходя в темноту, уходя в черноту
                Мы безудержно рвёмся к Востоку.
   
                Лёг на палубу липкий туман.
                Стонут волны. За бортом ненастье.
                Вся надежда теперь на тебя капитан!
                Ну, и на наше еврейское счастье.

В Хайфе находится замечательный музей «Нелегальной иммиграции». Он размещен на корабле, перевозившем когда-то еврейских беженцев из Европы. Судно носило необычное название – «Аф-аль-пи-кен». На русский это можно перевести примерно так: «несмотря ни на что – да!». Или покороче – «вопреки всему».

В музее можно увидеть утлые лодочки, на которых репатрианты с риском для жизни добирались с кораблей на берег. Здесь же подлинные английские пушки, из которых расстреливались эти корабли с беженцами. Есть здесь экспозиция, рассказывающая о борьбе подпольных военизированных еврейских организаций с британскими оккупационными властями.

 Много материалов о героической эпопее корабля «Эксодус». У меня лично наибольший интерес вызвал трюм корабля «Аф аль пи хен!». Он воссоздан в натуральную величину в том виде, который имел в годы использования судна для переправки в Палестину нелегальных репатриантов.

В этом труме демонструруется фильм, снятый во время одного из рейсов корабля «Аф-аль-пи-кен». Лента производит потрясающее воздействие. Многие кадры просто невозможно смотреть без слёз. Непроизвольно возникает чувство глубокого сострадания к невинным жертвам нацизма. И одновременно  – чувство негодования и протеста против бесчеловечной, жестокой политики англичан.

Однако пребывание в музее создаёт не только минорное настроение. Возникают и положительные эмоции. Восхищает и изумляет непоколебимая сила духа и упорство этих измождённых людей. Ужасы нацистских лагерей истощили их физически, но морально не сломили.

Поражает их неистребимая жажда жизни и стремление к свободе. Трудно поверить, но это исторический факт, замученные полуживые люди, больше похожие на ходячие скелеты, смогли, преодолев неимоверные трудности, добраться до заветной цели – Земли Израйлевой.

И не только добраться, а практически сразу же взяться за оружие, чтобы в жесточайшей борьбе отстоять этот крошечный клочок еврейской земли, названный позднее Государством Израиль.

На вожделенной родине, чудом пережившим Холокост евреям, к глубочайшему сожалению, тоже пришлось очень нелегко. И не только потому, что в стране шла война. Местному еврейскому населению Палестины, так называемым сабрам, эти изможденные с вытатуированными номерами на руке люди казались призраками, бежавшими из ада. В лучшем случае их принимали за умалишённых.

Сабры весьма смутно представляли ту трагедию, которая произошла с евреями Европы. Впрочем, у них самих на родной земле хватало проблем. Нашлись и такие, кто укорял чудом выбравшихся из нацистского ада людей за то, что в своё время они не вняли здравым призывам репатриировать на историческую землю. А вот теперь, в скелетообразном виде явились сами.

Укоряли несчастных людей и за то, что они, как стадо овец безропотно шли в газовые камеры. Для ментальности коренных евреев Палестины было совершенно недоступно, как это человек мог смиренно копать для себя могилу. Как это он даже не попытался лопатой, которой рыл, проломить череп рядом стоящему фашисту? Этим людям тогда было невдомёк, что в действительности такое во времена Холокоста происходило. И не так уж редко.

С лёгкой руки израильского поэта Аббы Ковнера выражение «шли как овцы на бойню» отметиной на лбу на долгие годы прилипло к людям, пережившим Катастрофу. А когда местное население узнало, что из умерщвлённых в газовых камерах евреев нацисты изготавливали мыло, к уцелевшим в Холокосте прибавилось ещё и обидное прозвище «мыло».

 Избежавшие газовых камер евреи пытались раствориться в народной массе. Они вытравливали лагерные номера на руке. Но это слабо помогало. Новых репатриантов даже с вытравленным номером коренные евреи редко приглашали в гости. Ну а если иногда и общались, то чаще всего разговор начинали с бестактного вопроса: «Как же ты смог выжить?»

Не все сабры, конечно, стремились обидеть собеседника, но абсолютно все бывшие узники воспринимали этот вопрос, как некий укор, или даже обвинение. Для нескольких поколений евреев, родившихся в Стране Израйлевой, Холокост так и остался неким виртуальным событием, ужасы которого оказались непостижимыми для их разума.

Видимо и по этой причине тоже некоторые представители руководства ишува (еврейского населения Палестины) возмущались, что из послевоенной Европы присылают «нежелательных» людей. Инвалидов, дистрофиков и прочих калек, не пригодных к военной службе.

Даже такой интеллектуал, как первый премьер-министр Израиля Бен-Гурион, однажды весьма цинично высказывался по данной проблеме.  На одном из совещаний он в категоричной форме потребовал привозить в страну «не стариков и детей, а молодых людей от восемнадцати до тридцати пяти лет, способных держать в руках оружие».

Для исполнения приказа представители «Сохнута» в лагерях для перемещённых лиц в Европе стали устраивать медицинские проверки. Недавние узники, проходившие селекции в нацистских лагерях смерти, хорошо понимали суть такого мероприятия. А потому всеми способами пытались избежать медицинского осмотра. Или, как могли, скрывали свои «болячки».

Страх остаться в Германии подавлял логику и здравый смысл. Многие бывшие лагерники болели опасными заразными болезнями. Избегая встречи с медиками, они не только подвергали опасности свои жизни, но могли вызвать эпидемию в стране, в которую так стремились попасть.

В данной ситуации Бен-Гурион видел ещё один не менее серьёзный негативный аспект. Он боялся, что хлынувшая лавина «нежелательного элемента» может самым пагубным образом сказаться на моральных устоях молодого ещё неокрепшего государства. Заместитель главы «Сохнута», будущий премьер-министр Израиля Леви Эшкол, по поводу репатриантов из Европы высказался ещё резче. Он заявил, что страна Израилева не может принять всех европейских сумасшедших.

Спустя какое-то время циничное отношение руководства страны к репатриантам, пережившим Катастрофу, стало достоянием израильской общественности. Собственно, её отношение к европейским евреям в массе своей мало чем отличалось.

И тогда родилась легенда, что в Войне за Независимость за редким исключением сражались якобы исключительно евреи, родившиеся в Палестине. Бывшие узники концлагерей по хилости здоровья и морального духа в войне участия не принимали.

Однако многочисленные факты уже давно доказали обратное. Тысячи и тысячи измождённых физически, но не сломленных духовно людей, прибыв Израиль, тут же отправлялись на фронт. И в боях за возрождающуюся родину они сражались ничуть не хуже сабров. Многие из них так и не дожили до светлого дня победы.

Среди прибывших из послевоенной Европы евреев было очень много высокообразованных специалистов в различных областях человеческой деятельности. Однако жуткие нечеловеческие условия существования в лагерях смерти практически начисто выхолостили у них желание работать.

Немногим удалось вернуться к своим прежним профессиям. Каторжная жизнь приучила этих людей надеяться только на себя. От страны, куда они попали, ничего хорошего многие репатрианты поначалу не ждали. Были и такие, кто вообще не считали её новой родиной.

Впрочем, большинство из прибывших мало что знало о земле своих праотцев. Да и о иудаизме в целом. Уже через полгода после прибытия более 25 тысяч бывших узников лагерей смерти навсегда покинули Землю Обетованную.

И всё-таки подавляющее большинство евреев, не сгоревших в огне Холокоста и уцелевших в Войне за Независимость, остались на своей исторической родине. Со временем они в той или иной степени оправились от былых потрясений войны. Хотя, понятно, их кровоточащая рана памяти только зарубцевалась. Забыть окончательно, разумеется, такое человеку не подвластно.

Тем не менее былые узники нацистских лагерей смерти завели семьи, произвели на свет потомство и постепенно растворились в израильском обществе. Сегодня их в Израиле осталось совсем немного. Практически все они окружены государственным и общественным вниманием и вполне достойно доживают свои искорёженные нацизмом жизни.